Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гусева Д.А, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1667/2022 (УИД 19RS0002-01-2022-002358-09) по иску Козловой Натальи Валериевны к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N34 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия" о признании права на включение в индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования сведений о работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности внести корректирующие сведения в персонифицированный (индивидуальный) учет, возложении обязанности выдать справку о льготном периоде работы, оплате дополнительного тарифа страховых взносов, по кассационной жалобе представителя истца Козловой Натальи Валериевны - Байкаловой Татьяны Ивановны на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 15 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения представителя Козловой Н.В. - Байкаловой Т.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N34 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия" Устьянцевой Е.Н, возражения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Хакасия Лапиной А.А, участвовавших в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Козлова Наталья Валериевна (далее - Козлова Н.В.) обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N34 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия" (далее - ФКУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия), Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия" (далее - ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия) о признании права на включение в индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования сведений о работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности внести корректирующие сведения в персонифицированный (индивидуальный) учет, возложении обязанности выдать справку о льготном периоде работы, оплате дополнительного тарифа страховых взносов.
В обоснование своих требований указывала на то, что в период с 1 мая 2000 г. по 1 марта 2001 г. Козлова Н.В. работала в должности медицинской сестры больницы для осужденных ЮЛ-290/34 ИК-29 Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия; с 14 сентября 2003 г. по 30 августа 2005 г. - в должности медицинской сестры процедурного кабинета в Государственном лечебно-исправительном учреждении N 34, переименованном с 18 января 2005 г. в ФГУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия, с 2 октября 2006 г. по 31 декабря 2006 г. - в должности медицинской сестры больницы для осужденных ФГУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия.
17 марта 2022 г. Козлова Н.В. обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - ОПФР по Республике Хакасия) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Республике Хакасия от 16 мая 2022 г. N37311/22 Козловой Н.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с недостаточной продолжительностью специального страхового стажа постоянной и непосредственной работы с осужденными.
Между тем, работодатели ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия и ФКУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия не внесли в лицевой счет Козловой Н.В. сведения о выполнении ею работы с осужденными, то есть сведения в лицевом счете истца не содержат кода особых условий труда "работа с осужденными", что лишило истца права на досрочное назначение страховой пенсии.
Работодатели не направили в пенсионный орган корректирующую форму сведений индивидуального (персонифицированного) учета о льготной работе Козловой Н.В, что лишило ее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Козлова Н.В. находит действия ответчиков незаконными.
В связи с необходимостью обращения в суд для защиты своих прав истцом понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.
Козлова Н.В. просила суд признать за истцом право на включение в индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования сведений о работе с осужденными в стаж медицинской деятельности, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, за периоды работы с 1 мая 2000 г..по 1 марта 2001 г..в должности медицинской сестры больницы для осужденных ЮЛ-290/34 ИК-29 Управления исполнения наказаний Минюста Российской Федерации по Республике Хакасия, с 14 сентября 2003 г..по 30 августа 2005 г..в должности медицинской сестры процедурного кабинета в Государственном лечебно-исправительном учреждении N 34, переименованном с 18 января 2005 г..в ФГУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия, и с 2 октября 2006 г..по 31 января 2006 г..в должности медицинской сестры больницы для осужденных ФГУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия; обязать ФКУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия внести корректирующие сведения в персонифицированный (индивидуальный) учет о работе истца за периоды с 1 мая 2000 г..по 1 марта 2001 г..в должности медицинской сестры больницы для осужденных ЮЛ-290/34 ИК-29 Управления исполнения наказаний Минюста Российской Федерации по Республике Хакасия, с 14 сентября 2003 г..по 30 августа 2005 г..в должности медицинской сестры процедурного кабинета в Государственном лечебно-исправительном учреждении N34, переименованном с 18 января 2005 г..в ФГУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия, и с 2 октября 2006 г..по 31 января 2006 г..в должности медицинской сестры больницы для осужденных ФГУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия, указав код особых условий труда "работа с осужденными"; выдать справку, уточняющую льготный характер работы за указанные выше спорные периоды (по форме, утвержденной постановлением Минтруда России от 20 мая 1994 г..N 39), произвести за указанный период времени оплату дополнительного тарифа страховых взносов; взыскать с ответчиков в пользу истца судебные расходы в размере 15000 руб. на оплату услуг
юриста за составление искового заявления и представительство в суде.
Определением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 24 августа 2022 г. производство по делу в части требований Козловой Н.В. к ответчику ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия прекращено в связи с отказом истца от иска.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 15 сентября 2022 г. исковые требования Козловой Н.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 декабря 2022 г. решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 15 сентября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца Козловой Н.В. - Байкалова Т.И. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Козлова Н.В. работала в должности медицинской сестры больницы для осужденных ЮЛ-290/34 ИК-29 Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия с 1 мая 2000 г. по 1 марта 2001 г.; с 14 сентября 2003 г. по 30 августа 2005 г. - в должности медицинской сестры процедурного кабинета в Государственном лечебно-исправительном учреждении N 34, переименованном с 18 января 2005 г. в ФГУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия, с 2 октября 2006 г. по 31 декабря 2006 г. - в должности медицинской сестры больницы для осужденных ФГУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия.
Решением ОПФР по Республике Хакасия от 16 мая 2022 г. N37311/22 Козловой Н.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с недостаточной продолжительностью специального страхового стажа постоянной и непосредственной работы с осужденными.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанных периодов работы, суд первой инстанции исходил из того, что полная и непосредственная занятость истца в указанные периоды на работах с осужденными не подтверждена.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно положениям статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665 от 16 июля 2014 г.).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при досрочном назначении лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 17 пунктом 1 статьи 27 Закона применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85.
Правом на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с указанным Списком пользуются четыре категории работников:
1. Все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.
2. Руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными (бухгалтеры, заведующие складами (включая центральные), заведующие столовыми, заведующие производством (шеф-повар), заведующие (баней, прачечной), инженеры, инспекторы, старшие инспекторы, коменданты, мастера, старшие мастера, помощники мастеров, мастера контрольные, старшие мастера контрольные, механики, нарядчики, начальники гаражей, начальники депо, начальники котельных, начальники лесопунктов, начальники лесных бирж, начальники лесовозных дорог, начальники отделов труда и заработной платы, начальники учебно-производственных мастерских, мастерских, начальники узкоколейных железных дорог, начальники участков, начальники смен, начальники цехов, их заместители, производители работ, старшие производители работ, техники, технические руководители лесобирж, технические руководители лесопунктов (нижних складов), управляющие фермами, экономисты, энергетики, художники-конструкторы), 3. Медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными (врачи всех наименований, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал).
4. Работники общеобразовательных организаций воспитательных колоний, а также образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными (директора (заведующие, начальники), заместители руководителя (директора, заведующего, начальника), руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения, заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, воспитатель, мастер производственного обучения, педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, педагог-психолог, преподаватель, старший педагог дополнительного образования, учитель).
Из Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 8 "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85" следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (пункт 2).
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 декабря 2009 г. N 1580-О-О, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях. Исходя из этого, в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 Списке указаны не только определенные должности, но и условие - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными.
Согласно пункту 10 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 8 "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85", в подтверждение специального трудового стажа для установления льготного пенсионного обеспечения работникам администрацией учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, выдается справка о периодах работы с осужденными в профессиях и должностях, предусмотренных Списком.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Учитывая, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров, то внесение изменений в сведения персонифицированного учета, а также возложение на работодателя обязанности по выдаче справки, уточняющей характер работы, возможно только на основании первичных документов работодателя.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в индивидуальном лицевом счете данные о стаже Козловой Н.В. в спорные периоды работы с 1 мая 2000 г. по 1 марта 2001 г, с 14 сентября 2003 г. по 30 августа 2005, с 2 октября 2006 г. по 31 января 2006 г. отражены как периоды работы на общих основаниях.
Согласно сведениям ФКУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия, документы, подтверждающие постоянную и непосредственную занятость Козловой Н.В. на работах с осужденными, отсутствуют.
Представленные ответчиком ФКУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия архивные документы (приказы об утверждении и изменении штатных расписаний, Положения о больнице для осужденных, должностные инструкции медицинской сестры процедурного кабинета от 20 апреля 2005 г. и от 26 декабря 2006 г.) не содержат сведений, подтверждающих постоянную и непосредственную занятость Козловой Н.В. на работах с осужденными.
ОПФР по Республике Хакасия представлено наблюдательное дело ФКУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия, в котором содержится перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, занятость на которых дает право на льготное пенсионное обеспечение за 2001 год, список работников, имеющих право на льготную пенсию за выслугу лет, в которых Козлова Н.В. не указана.
Также имеется перечень рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения на 2005 год, в который включена должность медсестры больницы для осужденных, список вольнонаемного состава ФКУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия, имеющих право на пенсию на льготных условиях, на 2005 год, в котором под номером 15 указана Козлова Н.В, медсестра процедурного кабинета.
Согласно акту N 156 документальной проверки от 14 июля 2005 г, проведенной специалистами пенсионного органа документы о непосредственной занятости на работе с осужденными, в том числе по профессии "медицинская сестра процедурного кабинета больницы", администрацией учреждения не представлены, в связи с чем комиссия пришла к выводу о необоснованном включении в указанный перечень названной должности.
В перечень рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения на 2006 год включена должность медицинской сестры больницы для осужденных (код 28-ОС), однако в списке ФКУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия застрахованных лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости на 2006 год, Козлова Н.В. не указана.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценивая по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных доказательств по вопросу постоянной и непосредственной занятости истца на работах с осужденными, пришел к обоснованному выводу о том, что документально не подтверждена занятость истца на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.
Ссылка истицы и ее представителей на то, что работодателем нарушены требования трудового и пенсионного законодательства, подача сведений в пенсионный орган осуществлялась без указания кода особых условий труда, не представлены документы за спорные периоды, которые бы подтверждали льготный характер работы, также являются несостоятельными, поскольку основанием к отмене решения суда не являются.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, в нарушение указанных положений при рассмотрении данного дела Козловой Н.В. не были представлены бесспорные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, свидетельствующие о занятости в спорный период в течение полного рабочего дня на работах с осужденными.
Приведенные истцом и ее представителями доводы носят субъективный, оценочный, предположительный характер, какими-либо доказательствами не подтверждены, а поэтому обоснованно не приняты судами во внимание.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали все представленные доказательства в совокупности, дали оценку всем доводам сторон, оснований не соглашаться с которой, у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, нормы процессуального права не нарушены. Само по себе несогласие истицы с оценкой доказательств, данной судами, не свидетельствует о незаконности судебных актов.
Установив, что доказательства того, что Козлова Н.В. в спорные периоды работы была занята на работах с осужденными не менее 80 процентов рабочего времени материалы дела не содержат, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности внесения корректировки в сведения персонифицированного учета, а также выдачи справки, уточняющей льготный характер работы в спорные периоды.
В связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанции не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 15 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Козловой Натальи Валериевны - Байкаловой Татьяны Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Гусев
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.