Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Папушиной Н.Ю, Шабаловой О.Ф, с участием прокурора Самойлова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0021-01-2022-003388-70 по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия, Обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс", Правительству Республики Бурятия об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов по кассационной жалобе представителя Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия - Куренова А.Ю. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 09 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, объяснения прокурора Самойлова А.А,
УСТАНОВИЛА:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия (далее - Администрация), Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ЭкоАльянс", Правительству Республики Бурятия (далее - Правительство) об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов.
В обоснование требований истцом указано, что в ходе проверки установлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на участке, расположенном на территории муниципального образования "Город Улан-Удэ"; территория размещения входит в кадастровые кварталы: N, N.
Государственная собственность на земельные участки, на которых образована несанкционированная свалка, не разграничена; круг лиц, осуществляющих сброс отходов, не определен.
На основании изложенного процессуальный истец просил суд в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную вблизи ул. Заовражная, 12 в г. Улан-Удэ Республики Бурятия; координаты GPS N N, на площади 1000 кв.м, в границах кадастровых кварталов N, N.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 09 сентября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично. На Администрацию возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов: расположенную вблизи "адрес" на площади 1996, 34 кв.м, в границах кадастровых кварталов N, N на неразграниченной территории, по следующим координатам характерных точек:
N
Система координат МСК-03
X
Y
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
Площадь свалки
1996, 34 кв.м.
В удовлетворении требований к ООО "ЭкоАльянс", Правительству отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2022 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 09 сентября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Администрации - Куренова А.Ю. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, судами обеих инстанций неверно определены существенные для дела обстоятельства, что привело к вынесению неправильных судебных постановлений. Так, суды не учли, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям может выступать только региональный оператор, а не орган местного самоуправления. В равной степени суды ошибочно не приняли во внимание и то, что действующее правовое регулирование не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по ликвидации свалок, образованных на землях, право собственности на которые не разграничено.
В судебном заседании представитель процессуального истца - прокурор Самойлов А.А. против удовлетворения кассационной жалобы возражал. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории г. Улан-Удэ Республики Бурятия.
Из справки экологического обследования от 20 июня 2022 г, составленной старшим государственным инспектором Республики Бурятия в области ООС Будаевым Э.В, усматривается, что 20 июня 2022 г. проведено выездное обследование территории Железнодорожного района г. Улан-Удэ Республики Бурятия. В ходе проведения обследования в жилом массиве вблизи адреса "адрес", координаты GPS N N на площади 1000 м? выявлено несанкционированное складирование твердых бытовых отходов, отходов производства и строительства другого мусора, образованного в процессе деятельности физических или юридических лиц. По сведениям публичной кадастровой карты номер участка отсутствует, территория входит в кадастровые кварталы N, N. К указанной справке представлена фототаблица.
30 августа 2022 г. главным специалистом-экспертом Отдела геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Гатаповым Э.Р. по требованию Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры от 19 августа 2022 г. N N (вх. N от 22 августа 2022 г.) при участии помощника межрайонного природоохранного прокурора Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Кузнецова Р.Д. проведена спутниковая геодезическая съемка границ земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления по адресу: "адрес". Определение координат свалки на местности выполнено с применением спутниковых геодезических GNSS-приемников SR (свидетельство о поверке N N от 15 апреля 2022 г.), Leica GR10 (свидетельство о поверке N N от 24 февраля 2022 г.). По результатам геодезической съемки установлены следующие координаты свалки:
N
Система координат МСК-03
X
Y
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
Площадь свалки
1996, 34 кв.м.
По результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и результатов съемки установлено, что указанные свалки расположены в границах муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" Республики Бурятия, частично в границах кадастровых кварталов N и N, на неразграниченной территории.
Результаты спутниковой геодезической съемки оформлены справкой о результатах спутниковой геодезической съемки от 31 августа 2022 г, к указанной справке представлен ситуационный план границ свалки.
Из справки экологического обследования от 31 августа 2022 г, проведенного государственным инспектором Республики Бурятия в области охраны окружающей среды Аиянова В.С. установлено, что в ходе совместной выездной проверки несанкционированной свалки, расположенной на "адрес", проведен визуальный осмотр территории. На земельном участке (координаты GPS: N, N, N N, N N, N N, N N, N N, N N, N N, N N), расположенном в овраге находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (ТБО) на общей площади 3000 м?). Свалка в указанном месте состоит из следующих видов отходов: пустых пачек от сигарет, кусков пенопласта, кусков пластика, пакетов из целлофана, пластиковых бутылок, консервных банок, стеклянных бутылок и банок, металлических банок, тетра пакетов, обломков кирпича, шифера, кусков бетона, старой одежды и обуви, бумажных мешков, картона, бумаги, кусков резины, старой мебели, бытовой техники, автомобильных покрышек, сухой травы, обрезков кустов, щепы и др. Согласно сведений Росреестра земельный участок, на котором располагается указанная свалка ТБО не разграничен. На момент осмотра несанкционированной свалки ТБО на территории людей и транспорта не наблюдается, вывесок с информацией о том, что свалка в указанном месте запрещена, не обнаружено.
Наличие несанкционированной свалки в указанном месте в настоящее время сторонами спора не отрицалось.
Сторонами также не оспаривался и тот факт, что земельные участки относятся к неразграниченной территории в границах муниципального образования г. Улан-Удэ Республики Бурятия; запись о правах на земельные участки в ЕГРН отсутствует.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Вводного закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 апреля 2016 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" (далее - Постановление N 13-П), в числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; среди вопросов местного значения городского поселения до 01 января 2015 г. называлась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а после указанной даты - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14), при этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи 15 данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
На основании части 3 статьи 8 Закона Республики Бурятия от 09 марта 2010 г. N 1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территориях городского поселения - г. Улан-Удэ Республики Бурятия, именно указанное лицо с учётом принятого на уровне данного субъекта законодательного регулирования несет ответственность по их надлежащему содержанию, что правомерно учтено судами при разрешении спора по существу.
Вопрос же о наличии финансирования подлежит разрешению в рамках межбюджетных отношений, поскольку, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 13-П, органы местного самоуправления, согласно части 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, но не может служить основанием для отмены по сути верных судебных постановлений.
В силу чего выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 09 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия - Куренова А.Ю. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.