Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0032-01-2022-002853-48 (N2-2747/2022) по иску В.Е.В. к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения в части выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации не в полном размере, взыскании недоплаченной суммы компенсации, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения представителя В.Е.В. - Р.П.И, действующего на основании доверенности, возражавшего удовлетворению кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
В.Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ИРО ФСС) о признании незаконным решения в части выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации не в полном размере, взыскании недоплаченной суммы компенсации.
В обоснование исковых требований указала, что она является инвалидом N группы, согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида N от 5 июля 2021 г. нуждается в "данные изъяты" управлением срок пользования не менее 2 лет.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" она вправе самостоятельно выбрать протезное предприятие, где ей будет изготовлен протез, и предоставить в региональное отделение Фонда документы на выплату компенсации.
В соответствии с договором от 4 февраля 2022 г. N она приобрела техническое средство реабилитации - "данные изъяты" с микропроцессорным управлением стоимостью 4 521 926 руб, в соответствии с условиями компенсации, по последнему исполненному контракту (в данной комплектации).
24 февраля 2022 г. она обратилась в ФСС РФ г. Усть-Илимский Филиал N 14 с заявлением произвести выплату компенсации в размере стоимостью 4 521 926, 40 руб.
Решением ГУ - ИРО ФСС от 25 марта 2022 г. N В.Е.В. предоставлена государственная услуга по выплате компенсации расходов 8-07-12 протез бедра модульный с микропроцессорным управлением в сумме 3 497 295 руб.
Считает принятое ответчиком решение незаконным, нарушающим ее права на компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в полном объеме. Не проведя экспертизу изделия, приобретенного за собственный счет, не идентифицировав индивидуально подобранные технические характеристики "данные изъяты", ответчик пришел к ошибочному выводу о его однородности с изделием, полученным по государственному контракту от 18 октября 2021 г N, и принял решение о размере компенсации только по результатам последней по времени закупки в размере 3 497 295 руб. без сопоставления характеристик технического средства реабилитации.
Просила суд признать незаконным решение ГУ - ИРО ФСС, выраженное в невыплате в полном объеме компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации, взыскать с ответчика сумму компенсации за самостоятельно приобретенный протез бедра модульный с микропроцессорным управлением недоплаченную в размере 1 024 631, 40 руб.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 19 сентября 2022 г, исковые требования удовлетворены, суд признал незаконным решение ответчика от 25 марта 2022 г. в части выплаты истцу не в полном размере компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, взыскал с ответчика в пользу истца оставшуюся часть невыплаченной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 1 024 631, 40 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 сентября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области ставит вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Иркутска от 19 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г, как незаконных принятых с нарушением норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области просит о правопреемстве в связи с реорганизацией Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем В.Е.В. - С.Л.Н. представлены возражения.
Судебное заседание суда кассационной инстанции было назначено на 20 апреля 2023 г, стороны в судебное заседание не явились, в судебном заседании был объявлен перерыв до 25 апреля 2023 г.
После перерыва в судебное заседание явился представитель истца, не явились истец, представитель ответчика, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании положений ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая представленные документы, подтверждающие правопреемство, пришла к выводу о замене ответчика правопреемником.
Заслушав представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Как установлено судами и следует из материалов дела, В.Е.В. является инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию бессрочно.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 5 июля 2021 г. истцу рекомендованы средства реабилитации, в том числе 807-12 "данные изъяты" с микропроцессорным управлением 1 штука- с 10 марта 2021 г. бессрочно.
По договору от 4 февраля 2022 г. N В.Е.В. приобрела у ИП К.А.А. техническое средство реабилитации - "данные изъяты" с микропроцессорным управлением стоимостью 4 521 926 руб, в соответствии с условиями компенсации по последнему исполненному контракту (в данной комплектации).
24 февраля 2022 г. В.Е.В. обратилась в ФСС РФ г. Усть- Илимский Филиал N 14 с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации стоимостью 4 521 926, 40 руб, приложив к своему заявлению товарный чек от 21 февраля 2022 г. на сумму 4 521 926, 40 руб.; кассовый чек от 21 февраля 2022 г. на сумму 4 521 926, 40 руб.; кассовый чек "версия ФФД 1.05" от 21 февраля 2022 г. на сумму 4 521 926, 40 руб.; акт сдачи-приемки работ от 21 февраля 2022 г. N; договор от 4 февраля 2022 г. N на поставку "данные изъяты" с внешним источником энергии ПН6-М-ВИЭ 1 шт. на сумму 4 521 926, 40 руб.
Решением ответчика от 25 марта 2022 г. N В.Е.В. предоставлена государственная услуга по выплате компенсации расходов 8-07-12 протез бедра модульный с микропроцессорным управлением в сумме 3 497 295 руб, платежным поручением от 13 апреля 2022 г. N сумма компенсации 3 497 295, 00 руб. перечислена на счет истца.
Судом установлено, что ответчиком заключались государственные контракты по закупке "данные изъяты" с микропроцессорным управлением и являются последними по времени исполненными контрактами: реестровый номер государственного контракта N от 18 октября 2021 г. на выполнение работ по обеспечению в 2021 году инвалида "данные изъяты". Контракт исполнен 28 декабря 2021 г, цена -3 497 295, 00 руб.;
реестровый номер государственного контракта N от 12 октября 2021 г. на выполнение работ по обеспечению в 2021 году инвалида "данные изъяты". Контракт исполнен 16 декабря 2021 г, цена - 4 521 926, 40 руб.;
реестровый номер государственного контракта N от 19 октября 2021 г. на выполнение работ по обеспечению в 2021 году инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов "данные изъяты". Контракт исполнен 16 декабря 2021 г, цена - 3 836 538, 88 руб.
Компенсация В.Е.В. выплачена согласно контракту N от 18 октября 2021 г.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из изменений, которые были внесены законодателем в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, принял во внимание пояснения специалиста У.Ю.А, придя к выводу о том, что все технические характеристики самостоятельно приобретенного В.Е.В. протеза отсутствуют в протезе, предусмотренном в контракте N от 18 октября 2021 г, по которому ей произведена выплата компенсации в сумме 3 497 295 руб, тогда как указанные характеристики присутствуют в контракте N от 12 октября 2021 г. в связи с чем признал незаконным решение ответчика, выраженное в невыплате истцу в полном объеме компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации, взыскав с ответчика в пользу истца сумму компенсации в размере 1 024 631, 40 руб. Суд учел необходимость повышения качества жизни истца, возраст В.Е.В, наличие у нее двоих малолетних детей, ведение ею активного образа жизни.
Суд апелляционной инстанции соглашаясь с выводом суда первой инстанции, дополнительно отметил, что 8 октября 2021 г. вступили в силу изменения в приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. N 57н, согласно которым размер компенсации определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выбор определения размера компенсации ответчиком произведен в нарушение вышеупомянутого приказа, без какого-либо анализа документов, представленных истцом, и обоснования, только по наименьшей стоимости приобретенного средства реабилитации, без учета индивидуальных потребностей истца, без проведения медико-технической экспертизы, без сопоставления технических и функциональных характеристик приобретенного инвалидом протеза и протеза с характеристиками по государственным контрактам N от 18 октября 2021 г, N от 12 октября 2021 г.
Суд апелляционной инстанции указал, что исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Приходя к выводу об удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующих норм материального права.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч.ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч.ч. 1ч.ч. 1, 3 и 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила, Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно п.п. 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом (ч. 5 ст. 11 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.
В индивидуальной программе реабилитации истца установлена ее нуждаемость в протезе бедра модульном с микропроцессорным управлением (код 8-07-12).
Приказом Минтруда России от 5 марта 2021 г. N 106н утвержден новый перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, применяемый с 22 июня 2021 г, в котором под кодом 8-07 "Протезы нижних конечностей" указано, что протезы нижних конечностей подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, в целях компенсации следующих возможных ограничений жизнедеятельности: самостоятельному передвижению, способность к самообслуживанию, трудовой деятельности.
Протезы подбираются инвалиду, ребенку-инвалиду с учетом условий использования в целях компенсации или устранения имеющихся у инвалида и ребенка-инвалида стойких ограничений жизнедеятельности.
Протезы нижних конечностей с микропроцессорным управлением подбираются инвалиду, ребенку-инвалиду индивидуально, при потенциальном достижении 3 - 4 уровня двигательной активности.
При назначении протеза нижней конечности инвалидам, детям-инвалидам, нуждающимся в первичном протезировании, определяется возможность замены до трех приемных гильз.
Длина костной культи бедра определяется как функциональная длина культи и измеряется расстоянием от седалищного бугра до торца культи (до нижней точки плоскости костного опила бедренной кости).
Эффективность использования протезов под номерами 8-07-12, 8-07-13, 8-07-14 оценивается при определении медицинских показаний и противопоказаний по истечении срока пользования.
Заключением медико-технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи Федерального государственного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2022 г. установлено, что в целях достижения максимального реабилитационного эффекта и наиболее полной компенсации функций организма, В.Е.В. рекомендован "данные изъяты" с микропроцессорным управлением с одноосным гидравлическим коленным модулем с полностью электронным контролем фаз опоры и переноса, с динамической и высоко-функциональной стопой, в заключении приведены функциональные и технические характеристики модульного "данные изъяты" в котором нуждается истец (в том числе, "данные изъяты").
В соответствии с Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н (далее - Порядок выплаты компенсации) инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств выплачивается компенсация.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 г, регистрационный N 50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2019 г, регистрационный N 54799), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Приказом Минтруда России от 8 октября 2021 г. N 693н абзац 3 п.3 изложен в новой редакции, в соответствии с которой размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Пунктом 4 приведенного Порядка выплаты компенсации предусмотрено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Информация об итогах осуществления уполномоченным органом закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг также размещается в официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должна содержать следующие сведения:
вид технического средства реабилитации в соответствии с классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н, закупленного уполномоченным органом;
вид услуги в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р;
стоимость конкретного вида технического средства реабилитации и (или) услуги в рамках заключенного уполномоченным органом государственного контракта на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг;
ссылка на заключенный уполномоченным органом государственный контракт и исполненный сторонами в полном объеме по конкретному виду технического средства реабилитации и (или) услуги, включенный в реестр контрактов, который размещен на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченной за счет собственных средств услуги не учитывается информация о закупках однородных товара, работы, услуги, проведенных уполномоченным органом, в отношении которых применялись антидемпинговые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как следует из п.5 Порядка выплаты компенсации компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно.
При подаче инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления представляются документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы инвалида.
В случае подачи инвалидом заявления через личный кабинет федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) представление документов, удостоверяющих личность, не требуется. При этом требуется представить электронные образы документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также сведения о месте пребывания (фактического проживания) инвалида.
Лицо, представляющее интересы инвалида, при подаче заявления через личный кабинет единого портала представляет:
сведения из документа, удостоверяющего личность инвалида (серия, номер, кем выдан, дата выдачи, код подразделения);
сведения о месте пребывания (фактического проживания) инвалида;
реквизиты документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы инвалида;
электронный образ доверенности, подтверждающей полномочия лица, представляющего интересы инвалида (если представление интересов инвалида осуществляется на основании доверенности);
электронные образы документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет.
Уполномоченный орган проверяет достаточность сведений, содержащихся в заявлении и электронных образах документов, поданных через личный кабинет единого портала, а также осуществляет медико-техническую экспертизу в случаях, предусмотренных п.п. 8, 10 и 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.
Заявление, подаваемое инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, и документы (электронные образы документов и (или) сведения из них), предусмотренные настоящим порядком, подаются на бумажном носителе или в форме электронного документа через личный кабинет единого портала при условии завершения прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977.
Заявление и документы (электронные образы документов и (или) сведения из них), представляемые инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в форме электронного документа с использованием единого портала, должны быть подписаны простой электронной подписью, ключ которой создан и используется в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 33, или, при наличии технической возможности, усиленной неквалифицированной электронной подписью инвалида либо лица, представляющего его интересы, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг".)
В заявлении инвалид сообщает о желании принять (или не принимать) участие в проведении медико-технической экспертизы, если необходимость ее проведения будет определена уполномоченным органом в установленных Правилами случаях, а также информирует уполномоченный орган о месте проведения медико-технической экспертизы при невозможности представления технического средства (изделия) в место осуществления приема уполномоченным органом вследствие затруднения в его транспортировке или состояния здоровья инвалида.
Уполномоченный орган обеспечивает регистрацию поданного заявления с последующим внесением указанных в нем сведений в ведомственную информационную систему в день поступления заявления.
Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления в порядке межведомственного электронного взаимодействия запрашивает:
а) в других уполномоченных органах сведения о наличии (отсутствии) у них такого же заявления, о наличии (отсутствии) предоставленного ранее технического средства (изделия) с указанием даты его предоставления или о выплате компенсации с указанием даты осуществления такой выплаты. Уполномоченные органы в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса уполномоченного органа представляют ему указанные сведения. При наличии в разных уполномоченных органах одинаковых заявлений рассматривается заявление, поданное последним;
б) в Пенсионном фонде Российской Федерации сведения, подтверждающие регистрацию инвалида в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с пунктом 4 Правил, а также сведения из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в части его нуждаемости в технических средствах реабилитации.
Межведомственный запрос направляется уполномоченным органом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Инвалид либо лицо, представляющее его интересы, вправе по собственной инициативе представить в уполномоченный орган документ, подтверждающий регистрацию инвалида в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также сведения из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида на бумажном носителе.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Судами принята во внимание справка к приказу Минтруда России от 8 октября 2021 г. N 693н "О внесении изменений в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н", в которой отмечено, что предлагаемые Приказом изменения будут способствовать объективизации размера компенсации, выплачиваемой инвалидам, а также установлению единообразия при определении размера стоимости технического средства реабилитации или услуги вне зависимости от выбранного инвалидом способа их получения (путем самостоятельного приобретения и выплаты компенсации понесенных расходов либо их приобретения с использованием электронного сертификата).
Аналогичные разъяснения содержатся и в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 декабря 2021 г. N 13-0/10-В-16010, из которого следует, что Министерством рассмотрено письмо Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора" от 3 ноября 2021 г. N 135-11 по вопросу разъяснений положений приказа Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 57н в связи с вступлением в силу изменений, внесенных приказом Минтруда России от 8 октября 2021 г. N 693 н, Министерство разъясняет, что определение размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом средством реабилитации осуществляется уполномоченным органом на основании ИПРА инвалида, документов, подтверждающих расходы на приобретение ТСР, заключения медико-социальной экспертизы, а также стоимости однородного ТСР, которое должно быть предоставлено инвалиду в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ, а предусмотренные приказом N 693н изменения направлены на объективизацию установления размера компенсации в части определения размера компенсации по стоимости однородных технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых уполномоченным органом в установленном порядке, обладающих характеристиками, максимально приближенными к характеристикам самостоятельно приобретенного инвалидом технического средства реабилитации.
Также Минтруд указало, что для решения вопросов, связанных с выплатой компенсации при самостоятельном приобретении инвалидами ТСР, установленных в рамках их ИПРА в первую очередь необходимо определить основные показатели, характеризующие ТСР (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики), а также основные виды комплектующих изделий индивидуального изготовления и типовые комплектации исходя из которых и определяется размер компенсации.
Установив, что выбор определения размера компенсации истцу ответчиком произведен в нарушение вышеприведенного порядка, без какого-либо анализа документов и обоснования, только по наименьшей стоимости приобретенного средства реабилитации по последнему исполненному контракту, без учета индивидуальных потребностей истца, без проведения медико-социальной экспертизы, без сопоставления технических и функциональных характеристик приобретенного инвалидом протеза и протеза с характеристиками по исполненным государственным контрактам от 18 октября 2021 г. N, от 12 октября 2021 г. N, суды пришли к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о правомерности действий фонда социального страхования по определению размера выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации по последнему исполненному контракту по приобретению протеза бедра модульного с процессорным управлением, были предметом правовой оценки судов первой и апелляционной инстанции, которые пришли к выводу о том, что согласно исполненному контракту от 18 октября 2021 г. N 1 Nбыла оплачена стоимость протеза по индивидуальной комплектации разработанной персонально для пациента 1 группы инвалидности, имеющий двухстороннюю ампутацию нижних конечностей, естественно меньший уровень двигательной активности и возможной социальной реабилитации, тогда как истец В.Е.В. является инвалидом "данные изъяты" группы в связи с ампутацией одной ноги, имеет двоих детей, один их которых является грудным, работает, ведет активный образ жизни. Функциональные характеристики протеза, закупленного по упомянутому контракту, не совпадают с характеристиками протеза, приобретенного истцом.
При этом суды установили, что функциональные характеристики протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением, в котором нуждается истец, и который она приобрела самостоятельно, совпадают с характеристиками протеза, закупленного по исполненному контракту от 12 октября 2021 г. N ("данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты".), то есть по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации.
Доводы кассатора о том, что судами произвольно произведено сравнение характеристики технического средства реабилитации, самостоятельного приобретенного В.Е.В. с характеристиками технического средства реабилитации по контракту от 12 октября 2021 г, не могут повлечь удовлетворение жалобы, поскольку ответчиком не представлено доказательств соблюдения положений п. 3 вышеупомянутого Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и выплаты компенсации истцу по контракту от 18 октября 2021 г. с учетом сравнения характеристик средства реабилитации, приобретенного истцом, с характеристиками средства реабилитации, приобретенного по контракту от 18 октября 2021 г.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, выражают несогласие с выводами суда в части установления обстоятельств дела, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.