Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Севостьянова И.Б., рассмотрев гражданское дело N 04RS0018-01-2015-008902-65 по заявлению судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Улан-Удэ N1 УФССП по Республике Бурятия о прекращении исполнительного производства в отношении должника Арнаут Дмитрия Георгиевича, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТРАСТ" на определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 29 ноября 2022 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 1 февраля 2023 г.,
УСТАНОВИЛ:
судебный пристав-исполнитель Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Улан-Удэ N 1 Управления Федеральной службы судебных приставов обратился с заявлением о прекращении исполнительного производства N-ИП, возбужденного 05.06.2020 в отношении Арнаута Д.Г, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи со смертью Арнаута Д.Г.
Определением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 29.11.2022, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 01.02.2023, заявление удовлетворено, прекращено исполнительное производство N-ИП от 05.06.2020, возбужденное на основании исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС N от 23.03.2016, выданного Октябрьским районным судом г. Улан-Удэ в отношении должника Арнаута Д.Г, предмет исполнения - задолженность по кредитным платежам, в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТРАСТ" (далее - ООО "ТРАСТ").
Оспаривая законность определения от 29.11.2022 и апелляционного определения от 01.02.2023, ООО "ТРАСТ" указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального права, ставит вопрос об их отмене как незаконных.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя заявление судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Улан-Удэ N 1 Управления Федеральной службы судебных приставов, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что 05.06.2020 возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении должника Арнаут Д.Г. на основании исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС N от 23.03.2016, выданного Октябрьским районным судом г. Улан-Удэ по делу N, предмет исполнения - задолженность по кредитным платежам в пользу ООО "ТРАСТ", ДД.ММ.ГГГГ Арнаут Д.Г. умер, пришел к выводу, что в данном случае правопреемство по обязательствам должника Арнаут Д.Г. о взыскании задолженности о кредитным платежам не усматривается, в наследство никто не вступил.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 439 ГПК РФ исполнительное производство может быть прекращено судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство прекращается судом в случае смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Статья 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Вопреки позиции судов, обязанность Арнаута Д.Г. по погашению задолженности перед ООО "ТРАСТ" не относится к обязательствам, неразрывно связанным с личностью должника, ее переход к правопреемнику (наследнику) возможен.
Частью 4 статьи 1152 ГК РФ предусмотрено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно статье 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2).
По смыслу пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
Из указанных норм следует, что само по себе отсутствие наследственного дела не свидетельствует об отсутствии у должника наследников, фактически принявших наследство, а также наследственного имущества, перешедшего в фактическое владение наследников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Из материалов дела не усматривается, что судебным приставом-исполнителем, при обращении с заявлением о прекращении исполнительного производства, были представлены доказательства того, что им предпринимались меры к розыску наследников (правопреемников) и наследственного имущества должника по последнему месту жительства должника, не представлено.
Выводы судов об отсутствии у должника правопреемников сделаны без определения круга доказательств, имеющих значение для решения данного вопроса, без распределения между лицами, участвующими в деле, бремени доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются, и выяснения вопроса о содействии судом сторонам в истребовании доказательств, их исследовании и оценки, что свидетельствует о нарушении судом положений статей 55 - 57, 59 - 61, 67 ГПК РФ. Материалы дела не содержат сведения и безусловные доказательства отсутствия наследственного имущества и правопреемников после смерти должника, таких как сведения по состоянию на день смерти о наличии имущества, вкладов, об открытых счетах в кредитных учреждениях, наличия в собственности наследодателя недвижимости, транспортных средств и иного имущества, подлежащего регистрации либо учету, информации о наследниках, фактически принявших наследство либо его части, имевшегося движимого имущества у должника по месту жительства.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что допущенные судами нарушения норм процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя ООО "ТРАСТ", в связи с чем, определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 29.11.2022 и апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 01.02.2023 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
определил
определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 29 ноября 2022 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 1 февраля 2023 г. отменить, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья И.Б. Севостьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.