Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Благодатских Г.В, Татаринцевой Е.В.
прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД04RS0021-01-2022-003884-37, N2-2627/2022 по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации г.Улан-Удэ об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, по кассационной жалобе Администрации г.Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 26 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, прокурора Волкову А.Г. возражавшую на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации г..Улан-Удэ, межрайонный природоохранный прокурор просил обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенные в координатах "адрес", кадастровый квартал N, на площади около 100 кв.м.; "адрес" кадастровый квартал N, на площади около 100 кв.м. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования проверкой выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления на территории "адрес". Установлено, что в границах городского округа " "адрес"" по вышеуказанному адресу расположены две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и строительства, другого мусора. По сведениям публичной кадастровой карты участкам, на которых расположены отходы, кадастровые номера не присваивались, земельные участки не образовывались, соответственно, собственность на них не разграничена. Обследованием указанных мест установлено, что твердые коммунальные отходы накапливаются вне специально оборудованных мест для их размещения.
Круг лиц, осуществляющих сброс отходов, не определен. В ходе проверки собственник отходов, размещенных на не разграниченном земельном участке, не установлен, в связи с чем собственником отходов является орган местного самоуправления, ответственный за данный земельный участок. С учетом уточнения исковых требований истец обязать Администрацию г..Улан-Удэ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: "адрес" в границах кадастровых кварталов N на площади 126, 62 кв.м, с указанием координатных точек.
Решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 17 октября 2022 г. постановлено:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Улан-Удэ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: "адрес" в границах кадастровых кварталов N на площади 126, 62 кв.м, в следующих координатах:
Система координат МСК-03
X
Y
N
N
N
N
N
N
N
N
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 26 декабря 2022 г. указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Администрации г.Улан-Удэ Куренов А.Ю. просит судебные акты отменить. Оспаривает обоснованность заявленных требований. Настаивает на том, что орган местного самоуправления, не являясь собственником указанных земельных участков, не вправе принимать меры для обращения отходов в свою собственность.
Относительно кассационной жалобы от Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуроры поступили возражения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не находит.
Так, согласно ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ " Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду (далее-Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами N1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
В силу п. 1 ст. 13.4 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).
Пунктом 18 Правил N 1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Подпунктом 2 п. 2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 N 2611, вопрос о возложении обязанности по устранению захламления на расположенных на территории муниципальных образований земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен решаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждено материалами дела, что в ходе прокурорской проверки зафиксировано фактическое наличие несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов по адресу: "адрес" в границах кадастровых кварталов N на площади 126, 62 кв.м.
По сведениям ЕГРН и результатам съемки, представленных Управлением Росреестра по Республике Бурятия, свалка расположена в границах муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" Республики Бурятия в границах кадастровых кварталов N на неразграниченной территории.
Межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений закона председателю Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ внесено представление.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об обоснованности, доказанности исковых требований и их удовлетворении.
Суд кассационной инстанции полагает, что при постановлении решения суда и апелляционного определения, вопреки доводам жалобы, судами верно определены обстоятельства по делу, выводы судов мотивированы, правовая позиция, основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
Выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые могли повлиять на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергнуть выводы судов.
При определении обстоятельств по делу, судами принято во внимание, что в ходе проверки прокурором собственник отходов, размещенных на неразграниченных земельных участках, а также земельном участке, находящемся на праве постоянного (бессрочного) пользования не установлен, при этом несанкционированная свалка отходов образовались на земельном участке, расположенном на территории городского округа "Город Улан-Удэ", который является неразграниченным, вместе с тем органами местного самоуправления фактически осуществляются полномочия собственника в отношении земельного участка, в связи с чем ответственность по надлежащему содержанию земельных участков обоснованно возложена на Администрацию г. Улан-Удэ.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация не вправе ликвидировать несанкционированную свалку, были в полной мере проверены и оценены судами, обоснованно отклонены, поскольку органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
Выводы судов согласуются с положениями ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также п. 11, 24 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.
Указания заявителя о том, что Администрация города не вправе распоряжаться землями, государственная собственность на которые не разграничена, также верно отклонены судами, поскольку согласно положениям п.1 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки, расположенные на территории входящего в муниципальный район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования, находятся в ведении органа местного самоуправления муниципального района.
С учетом изложенного следует, что доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, фактически направлены на переоценку доказательств и выводов судов об установленных по делу обстоятельствах, иное толкование норм права.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 26 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.Улан-Удэ без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.