Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сицинской О.В.
судей Семейкиной С.А. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2022 г. по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" об оспаривании приказа Департамента государственного регулирования цен и тарифов Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 45/2021-э "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии", от 27 декабря 2021 г. N 44/2021-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края, Республики Адыгея и федеральной территории "Сириус", от 24 декабря 2021 г. N 42/20212-э "Об определении необходимой валовой выручки, установлении долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций и внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии -департамента цен и тарифов Краснодарского края", возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области электроэнергетики путем принятия заменяющих актов, взыскании судебных расходов, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, представителя акционерного общества "Оборонэнерго" Затуливетрова П.А, представителя государственного регулирования тарифов Краснодарского края Воробьеву Е.Ю, представителя ПАО "Россети Кубань" Манвелову Е.А, прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Приказом Департамента государственного регулирования цен и тарифов Краснодарского края (далее по тексту - тарифный орган) от 27 декабря 2021 г. N 45/2021-э "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии" установлены индивидуальные тарифы по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2022 год установлены индивидуальные тарифы по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2022 год.
Приказом Департамента государственного регулирования цен и тарифов Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 44/2021-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края, Республики Адыгея и федеральной территории "Сириус" установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края, Республики Адыгея и федеральной территории "Сириус", поставляемой прочим потребителям на 2022 год.
Приказом Департамента государственного регулирования цен и тарифов Краснодарского края от 24 декабря 2021 г. N 42/2021-э "Об определении необходимой валовой выручки, установлении долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций и внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии -департамента цен и тарифов Краснодарского края определены величины необходимой валовой выручки, установлены долгосрочные параметры регулирования территориальных сетевых организаций и внесены изменения в отдельные приказы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края.
Акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Северо-Кавказский" (далее - АО "Оборонэнерго", Общество, регулируемая организация), обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующими приказы:
- от 27 декабря 2021 г. N 45/2021-э "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии", в части индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии", в части индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО "Россети Юг" - "Кубаньэнерго" и АО "Оборонэнерго", за первое полугодие 2022 г. двуставочный тариф, состоящий из ставки за содержание электрических сетей в размере 162 846, 24 руб./МВт мес, ставки на оплату технологического расхода (потерь) в размере 265, 49 раб./МВт ч, а также за второе полугодие 2022 г. двуставочный тариф, состоящий из ставки за содержание электрических сетей в размере 162 846, 24 руб./МВт мес, ставки на оплату технологического расхода (потерь) в размере 265, 49 раб./МВт ч. (строка 4 страницы 1 Приложения).
- от 27 декабря 2021 года N 44/2021-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края, Республики Адыгея и федеральной территории "Сириус", в части НВВ без учета потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 190 457, 68 тыс. руб. (строка 32, страницы 3 Приложения N 2), - от 24 декабря 2021 года N 42/2021-э "Об определении необходимой валовой выручки, установлении долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций и внесении изменений в отдельный приказы региональной энергетической комиссии- департамента цен и тарифов Краснодарского края" в части необходимой валовой выручки, установленной на 2022 год в рамках долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций в размере 190 457, 68 тыс. руб. (п.1 приказа от 24 декабря 2021 года N 42/2021-э.)
Возложить на департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края обязанность в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу, устранить нарушения законодательства в области электроэнергетики путем принятия заменяющих актов.
В обоснование заявленных требований АО "Оборонэнерго" указало, что в нарушение основ и принципов тарифного регулирования, установленных Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", требований приказов ФСТ России от 17 февраля 2012 г. N 98-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки", от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" расчет величины необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) на 2020 год, индивидуальных тарифов, единых котловых тарифов Комитетом произведен с нарушением установленных принципов экономической обоснованности и баланса экономических интересов.
При расчете необходимой валовой выручки тарифным органом необоснованно снижены заявленные Обществом расходы по статьям: затраты на оплату труда, на оплату отчислений на социальные нужды, на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, расходы из прибыли социального характера, на обеспечение коммерческого учета электрической энергии за 2020 год, на затраты и аренду помещений и земли, на амортизационные отчисления за 2020 и 2022 годы.
Решением Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "Оборонэнерго" просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, настаивая на доводах административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края, прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ПАО "Россети Кубань" Шандала А.В. считает решение Краснодарского краевого суда 22 декабря 2022 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.
Представитель АО "Оборонэнерго" Затуливетров П.А, участвуя в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Пятигорским городским судом Ставропольского края, в судебном заседании считает решение Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2022 г. незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Представитель департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края и представитель заинтересованного лица ПАО "Россети Кубани" Манвелова Е.А, участвуя в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Краснодарским краевым судом, считают решение Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2022 г. законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Ляпиной О.В, считавшей решение Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2022 г. законным и обоснованным, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения в сфере тарифов на услуги по передаче электрической энергии урегулированы законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, включающим в себя Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в указанной сфере федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике), к числу которых относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Деятельность территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию, в том числе путем регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании таким организациям (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Основ ценообразования).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы (пункты 63, 81 Основ ценообразования).
Из материалов дела следует, что АО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к распределительным сетям, в том числе на территории Краснодарского края, Республики Адыгея и федеральной территории "Сириус" в зоне деятельности филиала "Северо-Кавказский", которая регулируется с применением метода долгосрочной индексации НВВ. До 1 июня 2018 года тарифное регулирование на предшествующий долгосрочный период 2015-2019 годы осуществлялось для филиала АО "Оборонэнерго" "Южный" (после реорганизации - филиал "Северо-Кавказский"), 2022 год является третьим годом очередного долгосрочного периода 2020-2024 годы.
Приказом департамента государственного регулирования цен и тарифов Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 45/2021-э "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии", в части индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии", установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО "Россети Юг" - "Кубаньэнерго" и АО "Оборонэнерго", за первое полугодие 2022 г. двуставочный тариф, состоящий из ставки за содержание электрических сетей в размере 162 846, 24 руб./МВт мес, ставки на оплату технологического расхода (потерь) в размере 265, 49 раб./МВт ч, а также за второе полугодие 2022 г. двуставочный тариф, состоящий из ставки за содержание электрических сетей в размере 162 846, 24 руб./МВт мес, ставки на оплату технологического расхода (потерь) в размере 265, 49 раб./МВт ч. (строка 4 страницы 1 Приложения).
Приказом Департамента от 27 декабря 2021 года N 44/2021-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края, Республики Адыгея и федеральной территории Сириус", в части НВВ без учета потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 190 457, 68 тыс. руб. (строка 32, страницы 3 Приложения N 2), - от 24 декабря 2021 года N 42/2021-э "Об определении необходимой валовой выручки, установлении долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций и внесении изменений в отдельный приказы региональной энергетической комиссии- департамента цен и тарифов Краснодарского края" в части необходимой валовой выручки, установленной на 2022 год в рамках долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций в размере 190 457, 68 тыс. руб. (п.1 приказа от 24 декабря 2021 года N 42/2021-э.)
С учетом пункта 1.2, 3 положения о департаменте государственного регулирования тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 г. N 652, ст.46 Закона Краснодраского края от 6 июня 1995 г. N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые приказы приняты административным ответчиком в пределах предусмотренных законом полномочий, при наличии необходимого кворума, в установленной форме, опубликованы в предусмотренном законодательством порядке и подлежат применению в отношении АО "Оборонэнерго".
При этом, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, посчитав, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов в электроэнергетике.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике в числе основных принципов государственного регулирования цен (тарифов) называет обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов). Пункт 3 той же статьи предписывает соблюдать баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 38 Основ ценообразования, пункт 8 Методических указаний).
Под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Согласно пункту 17 Основ ценообразования в НВВ включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в том числе капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство (пункт 19 Основ ценообразования).
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В целях определения состава расходов, включаемых в НВВ, в соответствии с подпунктом 8 пункта 17 Правил регулирования тарифов к заявлению, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 этих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают обосновывающие материалы: расчет расходов и НВВ от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Пунктом 57 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания N 20-э/2), утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, предусмотрено предоставление бухгалтерской и статистической отчетности.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В соответствии со статьей 26 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно пункту 7 разъяснений Президиума ФАС России N 21 "Об особенностях применения отдельных положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) необходимо учитывать, что при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии при осуществлении расходов на оплату труда расчет численности руководителей, специалистов и служащих необходимо производить в соответствии с требованиями пункта 26 Основ ценообразования и исходя из непревышения нормативной численности по соответствующему виду деятельности.
Расчет минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого класса промышленно-производственного персонала (ММТС) в электроэнергетике на 2020 г. произведен департаментом в соответствии со ст.26 Основ ценообразования, пунктами 3.3 и 3.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации.
Среднегодовая тарифная ставка на 2020 год рассчитана исходя из тарифной ставки на 1 полугодие 2020 года в размере 8 643 и тарифной ставки на 2-е полугодие 2020 года 8920, соответственно, средняя величина ММТС за 2020 год составила 8781, 50 рублей.
На основании п.4.3 Отраслевого соглашения административный истец при расчете средств на оплату труда по факту 2020 года по форме П 1.16 к уже фактически сложившимся показателям ММТС за 2 полугодие 2020 года (8902 рубля) применил индекс потребительских цен в размере 104, 9 %, тем самым завысив значение тарифной ставки на 106, 6 % до 9357, 97 рублей.
В тарифное дело на 2020 год общество представило копии выписок из штатного расписания, действующего с 4 квартала 2020 года, в соответствии с которым штатная численность составляет 234, 5 чел, в том числе АУП 95 человек и персонал Краснодарского района электрических сетей 139, 5 чел. Штатное расписание помимо персонала, участвующего в передаче электрической энергии также учло персонал, участвующий в оказании услуг по технологическому присоединению, обслуживающий объекты по контрактам Министерства Обороны Российской Федерации. Численность работников предприятия на участке по передаче электроэнергии на основании статистической отчетности по форме П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за 2020 год составила 118 человек.
При этом включенные в состав оплаты труда относительные показатели приняты департаментом на уровне сложившихся в 2020 году, а именно: текущее премирование - 75%, тарифный коэффициент соответствующий ступени по оплате труда - 2, 14, выплаты связанные с режимом работы с условиями труда 1 работника - 5, 75%.
Плановый фонд оплаты труда на 2020 год для общества определен департаментом в размер 44 440, 87 тысяч рублей, исходя из нормативной численности персонала в количестве 205 единиц.
При корректировке тарифа за 2022 год департаментом на основании произведенного анализа форм статистической отчетности П-4, расчетных ведомостей за 2020 год, и иных документов общества на оплату труда, учитывая ввод в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства, фактические экономически обоснованные расходы составили 49 593, 01 тыс рублей.
Текущее премирование и другие выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда и включенные в состав фонда оплаты труда при определении фактических расходов департамент принял на основании Отраслевого соглашения, что соответствует выплатам в соответствии с положениям об оплате труда, принятому в обществе.
По статье затрат "отчисления на социальные нужды" департамент принял к учету в тарифе за услуги по передаче электрической энергии 15 076, 27 тыс. рублей. Отклонение фактических затрат предприятия от экономически обоснованных затрат, принятых департаментом, вызвано корректировкой фонда оплаты труда. В расчете используются тарифы страховых взносов в размере 30 процентов от начисленной оплаты труда, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2009 N 212 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (с учетом вступившего в силу Федерального закона РФ от 03.12.2011 N 370-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды). Учтены отчисления в Фонд социального страхования предприятием в соответствии с классом профессионального риска и страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размер 0, 4 процента от начисленной оплаты труда.
В части расходов по статье "Обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности" административным истцом заявлено 3 533, 08 тыс. руб, департамент признал сумму в размере 3 415, 13 тыс. руб, частично не признаны расходы по статье "и прочие по охране труда". Сумма разногласий составила 117, 95 тыс. руб.
Общество представило договоры от 01.12.2019 N 179-СКФ-2019, от 23.12.2020 N 158-СКФ-2020, заключенные с ООО "Чистая вода" на поставку воды в таре из поликарбоната объемом 19 л.
В соответствии с п.7 Основ ценообразования департамент исключил расходы по названным договорам поставки из фактических расходов за 2020 г.
Вместе с тем обществом не представлены материалы, свидетельствующие о несоответствии качества водопроводной воды санитарным нормам СанПиН 2.1.4.1074-01. "Питьевая воды. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" и необходимости закупки бутилированной питьевой воды.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в данном случае расходы на бутилированную воду являются экономически необоснованными и не отвечающим интересам потребителей.
В части затрат по статье "расходы из прибыли социального характера" обществом заявлены расходы в сумме 45 632, 61 тыс. рублей, Департаментом определены расходы в размере 602, 81 тыс. рублей.
По статье "расходы из прибыли социального характера" тарифным органом не приняты убытки прошлых лет на компенсацию потерь электрической энергии и передачу электрической энергии за 2014-2019 гг, расходы по судебным разбирательствам, пени, штраф, неустойки, списание дебиторской задолженности, расходы, не принимаемые для целей налогообложения (без расшифровки), командировочные расходы, расходы на корпоративные, спортивные и культурные мероприятия, расходы на вывод основных средств из эксплуатации и ликвидацию, списание остаточной стоимости основных средств, НДС невозмещаемый, списание материалов непроизводственного назначения, спецодежды сверх норм.
Департамент определилрасходы в размере 602, 81 тыс. рублей на основании представленных в тарифное дело приказов общества о премировании и поощрении (рождение ребенка, брак смерть, юбилеи и т.д.) в соответствии с социальными выплатами, предусмотренных коллективным договором Общества за исключением выплат к 23 февраля, 8 марта, дню энергетика.
На основании положений пункта 17 Основ ценообразования в НВВ включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Согласно подпункту 4 пункта 19 Основ ценообразования расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), также включают в себя прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В соответствии с пунктом 6.2 отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике на 2019-2021 гг. организация, исходя из своих финансовых возможностей предусматривает выплаты на вознаграждение к праздникам, выплаты в связи с награждением.
В части затрат по статье "аренда помещений административным истцом заявлены фактические расходы за 2020 г. в размере 4 629, 44 тыс. рублей, департаментом приняты расходы на сумму 1 243, 44 тыс. рублей.
Департаментом приняты расходы по договору аренды с ИП ФИО14 N 9-СКФ-2019 от 01.02.2019 г. Департамент не принял в тариф на услуги по передаче электрической энергии расходы по договорам аренды от 01.03.2018 ; 11-СКФ-2018 с ИП ФИО15, от 06.07.2020 г. N 87-СКФ-2020 с ФИО16, от 01.06.2019 N 43-СКФ-2019 с ФИО17 в связи с отсутствием целесообразности данных расходов.
При этом регулирующий орган обоснованно исходил из того, что отсутствует необходимость учета персонала АУП в Ставропольском крае, работы персонала вахтовым методом в Краснодарском крае. Кроме того, судом первой инстанции установлено, что ряд работников являются работниками производственного участка "Сочинский", в связи с чем административным истцом не доказана экономическая целесообразность аренды помещений в г. Сочи.
Также тарифным органом обоснованно отказано в установлении расходов по аренде, сервитутах земельных участков.
Пунктом 3 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление охранных зон объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии).
В соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 предусмотрено обязательное установление охранных зон в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого с особыми условиями использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию, в том числе объектов электроэнергетики.
У общества образован новый объект 2КЛ-110кВ N ПС 110/10 кВ "Науменковская" - ПС 220/110 кВ "Афипская", который принят к учету 30.05.2020. В связи с принятием к учету названного объекта у административного истца возникла обязанность по установлению охранной зоны. Общество не представило информации о сформированных охранных зонах указанного объекта и расчета понесенных расходах. С учетом изложенного, департаментом не были приняты расходы в этой части, поскольку расходы на оплату охранной зоны будут включаться в тариф организации, а учет расходов на сервитуты, при отсутствии фактической необходимости создаст дополнительную финансовую нагрузку на потребителей по услуге по передаче электрической энергии.
Административным истцом заявлены плановые расходы на 2022 г. в виде затрат на аренду помещений и земли в размере 5 189, 13 тыс. руб, на основании тех же документов, что и фактические расходы на 2020 год. Департаментом приняты расходы в сумме 1 243, 44 тыс руб. по договору аренды с ИП ФИО18 от 01.02.2019 г. N 9-СКФ-2019 на сумму 1 243, 44 тыс. руб. В соответствии с п.7 Основ ценообразования исключены экономически необоснованные расходы, обоснование принятия затрат по данной статье соответствует подходу департамента принятия фактических расходов на аренду 2020 г.
Также суд первой инстанции посчитал необоснованными доводы административного истца в части планируемых расходов на период регулирования, предусмотренных п.5 ст.37 Закона N 35-ФЗ
В соответствии с руководствами по эксплуатации заводов-изготовителей приборов учета АО "Электротехнические заводы "Энергомера" (г. Ставрополь) ООО "НПК ИНКОТЕКС (г. Москва), ННПО им. М.В. Фрунзе (г. Нижний Новгород) средний срок службы приборов учета электрической энергии Меркурий 230-ART-03, СЕ-303, СЕ-301, ПСЧ-4ТМ.05МК.04, ЦЭ 6803В, заявленные к замене административным истцом составляет 30 лет. В обоснование заявленных расходов по указанной статье административный истец представил план-график установки приборов учета на 2022 г. со сроком эксплуатации менее 12 лет. Приборы учета, предлагаемые к замене, установлены в период 2010-2016 гг. Таким образом, плановые расходы административного истца в этой части признаны необоснованными в полном объеме.
Кроме того, департаментом обоснованно снижены фактические амортизационные отчисления с 49 531, 51 тыс. руб. до 29 606, 34 руб. за 2020 год в связи с изменением сроков полезного использования и исключении из амортизации малоценных основных средств.
Расходы на амортизацию определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов) (пункт 27 Основ ценообразования).
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2022 года N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (абзац 5 пункт 27).
Административным истцом указано, что объект основного средства 2КЛ-110кВ N ПС 110/10 кВ "Науменковская" - ПС 220/110 кВ "Афипская относится к шестой амортизационной группе, по коду ОКОФ 220.42.22.110 "Линии (кабели) электропередач высокого напряжения.
Общество представил в тарифный орган ведомость амортизации основных средств по счетам за 2020 год, согласно которым кабельная линия 2КЛ-110кВ N ПС 110/10 кВ "Науменковская" - ПС 220/110 кВ "Афипская, инвентарный номер 865189239, дата ввода в эксплуатацию 30.05.2020 г.
Согласно инвентарной карте объекту, в соответствии с "ОК 013-3014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов", введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст присвоен код по ОКОФ 220.42.22.11.110. Объекты с кодом ОКОФ 220.42.22.11.110 включены в раздел основных фондов 220.00.00.00.00 "Сооружения".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы N группа основных средств "Сооружения" включены в раздел "десятая группа" (имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет включительно). С учетом изложенного, департаментом обоснованно снижена сумма амортизационных отчислений за 2020 год.
Кроме того, административным истцом не подтверждено отнесение кабельных линий 110 кВ к шестой амортизационной группе (сроком использования свыше 10 лет до 15 лет) нормативно-технической документацией или рекомендациями изготовителей.
Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признается имущество, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Поскольку мебель и оргтехника стоимостью до 40 000 рублей не является амортизируемым имуществом и не относится к основным средствам общества (в соответствии с требованиями с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26-н, департамент обоснованно исключил расходы на амортизацию малоценных материальных средств из состава фактических расходов за 2020 год.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 апреля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.