Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Брянцевой Н.В., Солдатовой С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-12/2023 по апелляционной жалобе административного истца Потапова Павла Геннадьевича
на решение Севастопольского городского суда от 3 февраля 2023 г, вынесенное по административному иску Потапова П.Г. к департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании нормативного правового акта недействующим в части, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
10 февраля 2022 г. департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя издан приказ N 12, которым утверждена документация по планировке территории линейного объекта "Проект планировки и проект межевания территории в районе улицы Коралловая в г. Севастополе" (далее - ППТ, Проект).
Указанным Проектом предусмотрено размещение линейного объекта - автодороги, проходящей, в том числе, по земельному участку с кадастровым номером N, принадлежащего административному истцу на праве собственности.
Потапов П.Г. обратился в Севастопольский городской суд с административным иском о признании недействующим названного приказа, поскольку, по мнению административного истца, документация по планировке территории линейного объекта "Проект планировки и проект межевания территории в районе улицы Коралловая в г. Севастополе" составлена с нарушениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и не соответствует Генеральному плану города Севастополя, утвержденному 13 декабря 2005 г. Проектом установлена иная конфигурация дороги по улице Коралловая в г. Севастополе, чем это предусмотрено Генеральным планом города Севастополя, в отсутствие полномочий у административного ответчика на внесение изменений в Генеральный план города Севастополя. Административный истец, ссылаясь на положения пункта 1 части 8, части 25 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указывал на нарушение порядка проведения общественных обсуждений документации по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории в районе улицы Коралловая, в г. Севастополе", в части даты публикации оповещения о начале общественных обсуждений, размещения экспозиции проекта, несогласия с лицами, поддержавшими проект, в силу своей заинтересованности. Административный истец не смог принять участие в обсуждении ввиду неосведомленности.
Решением Севастопольского городского суда от 3 февраля 2023 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Потапов П.Г. просит об отмене решения суда и вынесении нового об удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы идентичны основаниям административного иска.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Потапова П.Г. - Исаков И.Н. поддержал апелляционную жалобу, ссылаясь на незаконность судебного акта.
Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Сучу Я.С. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в рассмотрении административного дела, извещенные своевременно и в надлежащей форме, не явились. От заинтересованного лица Лемещука П.П. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие. Учитывая положения статей 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным ходатайство удовлетворить, а дело по апелляционной жалобе рассмотреть в отсутствие неявившихся лиц.
В заключении прокурор Генеральной прокуратуры Российской федерации Ляпина О.В. настаивала на оставлении решения суда по доводам апелляционной жалобы без изменения.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия оснований к отмене решения суда либо его изменению не находит.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами административного дела достоверно подтверждено, что административный истец Потапов П.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес". Оспариваемый административным истцом Проект планировки территории предусматривает размещение линейного объекта - автодороги, в том числе, на указанном земельном участке с кадастровым номером N.
Изложенное очевидно свидетельствует о наличии прав у Потапова П.Г. на оспаривание нормативного правого акта в указанной части в соответствии со статьей 208 КАС РФ.
Изучая полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, порядок его принятия и опубликования, суд в соответствии с пунктом 1 статьи 17, части 1 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 35 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 г. N 1-ЗС, статей 5, 5.1 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", пунктов 1.1, 2.1, 3.53-1, 3.51 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 29 декабря 2016 г. N 1300-1111, пришел к верному выводу о том, что департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, являясь исполнительным органом государственной власти Севастополя, является уполномоченным органов на принятие на территории города Севастополя нормативных актов в области архитектуры и градостроительства.
Судебная коллегия с данным выводом согласна.
Проверяя процедуру принятия указанного акта, суд исследовал соблюдение требований, в том числе, причины, послужившие основанием к его принятию, проведение публичных слушаний, опубликование, отклонив в указанной части доводы административного истца. Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они верно основаны на положениях статьи 5.1 ГрК РФ, и сложившейся правоприменительной практике.
Выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер. Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).
Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4 статьи 41 ГрК РФ).
Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6 статьи 41 ГрК РФ).
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
В силу части 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (часть 3 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Как усматривается из материалов дела, указанные проект планировки и проект межевания территории линейного объекта "Проект планировки и проект межевания территории в районе улицы Коралловая в г..Севастополе" разработаны на основании распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 17 декабря 2020 г..N 146 "О разработке документации по планировке территории линейного объекта "Проект планировки и проект межевания территории в районе улицы Коралловая в г..Севастополе", в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, а также правовых актов субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, в том числе в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13 июля 2015 г..N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г..N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", постановлением Правительства РФ от 12 мая 2017 г..N 564 "Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов", и на основании Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г..N4114, Региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 20 апреля 2017 г..N 317-ГТП, иных действующих нормативных правовых документов в области градостроительства, технических регламентов, а также с учетом Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28 апреля 2015 г..N 339-ПП (в редакции, действующей на момент разработки документации по планировке территории), и Положения об
особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 2 сентября 2021 г..N 413-ПП (в редакции, действующей на момент утверждения документации по планировке территории) (т. 1 л.д. 151-169, т. 2 л.д. 19-88).
Проект планировки территории линейного объекта выполнен в целях корректировки красных линий улично-дорожной сети, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 г. N 248-ПП "Об утверждении проекта планировки территории в составе градостроительной документации "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования". Объектом проектирования являлась автомобильная дорога общего пользования. Участок строительства и реконструкции расположен в Гагаринском районе города Севастополя. Данным проектом предусматривается строительство (реконструкция) существующей автомобильной дороги местного значения. Планируемая дорога относится к V категории местного значения в жилой застройке для связи территорий жилых районов с магистральными улицами районного значения. Расчетная интенсивность движения составляет до 200 автомобилей в сутки. Ширина проектируемой дороги составляет 6 метров, количество полос движения - 2. Планируемую автомобильную дорогу и идущие вдоль нее тротуары предлагается выполнить в асфальтобетонном покрытии с устройством бортового камня. Проектом предусмотрен тротуар для движения пешеходов, имеющий ширину 0, 75 метра. Тротуар запроектирован на всем участке реконструкции, с обеих сторон, примыкает к полотну автодороги. Также проектом предусмотрено благоустройство территории - озеленение на участках между проектируемой дорогой и тротуарами, между тротуарами и красными линиями, а также наружное освещение.
Пунктом 18 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28 апреля 2015 г. N 339-ГГП (в редакции, действовавшей на момент разработки документации по планировке территории) было предусмотрено, что при подготовке и утверждении документации по планировке территории не учитываются функциональные территории (зоны), установленные Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. N4114. Кроме того, пунктом 2.1 Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 2 сентября 2021 г. N 413-ПП, предусмотрено, что до 1 января 2025 г. при осуществлении градостроительной деятельности на территории города Севастополя допускается принятие решений о подготовке документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории при отсутствии утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности Генерального плана города Севастополя, а также без учета нормативных правовых актов города Севастополя, регулирующих отношения в области градостроительной деятельности, принятых государственными органами города Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ.
Судом первой инстанции установлено, что представленная административным ответчиком выкопировка из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. N 4114, содержит информацию о проектируемой автомобильной дороге по территории земельного участка, принадлежащего Потапову П.Г.
Поскольку наличие автодороги местного значения предусмотрено Генеральным планом города Севастополя, ее конкретное расположение, определенное оспариваемым проектом планировки и проектом межевания территории, в том числе с размещением красных линий по территории земельного участка административного истца не может быть признано противоречащим Генеральному плану города Севастополя, как документу, имеющему большую юридическую силу.
Факт отклонения проектируемого местоположения линейного объекта относительно предусмотренного Генеральным планом, судом исследован на основании документов, предоставленных в материалы административного дела, из которых усматривается, что изменение конфигурации его расположения обусловлено рельефом местности и сложившимся порядком проезда в указанном квартале, о чем свидетельствует грунтовая автодорога.
Проектом межевания (том 3 документации по планировке территории) предусмотрено образование земельного участка N 10, площадью 2247, 55 кв.м с планируемым видом разрешенного использования - улично-дорожная сеть (12.0.1). Образование земельного участка N 10 возможно после согласования перераспределения земельного участка с кадастровым номером N в Департаменте городского хозяйства города Севастополя. Кроме того, образование земельного участка N 10 планируется путем перераспределения, в том числе части земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего административному истцу, для размещения автомобильной дороги местного значения. Также предусмотрено образование земельного участка N11, общей площадью 458, 64 кв.м, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), путем перераспределения, в том числе части земельного участка с кадастровым номером N.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае, если земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса (в частности автомобильных дорог регионального, межмуниципального, местного значения), в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом, указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Таким образом, учитывая, что документацией по планировке территории предусмотрено образование земельного участка N 10, площадью 2247, 55 кв.м с планируемым видом разрешенного использования - улично-дорожная сеть (12.0.1), путем перераспределения, в том числе земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего административному истцу, в результате которого, в случае заключения им соглашения о перераспределении, у истца остается часть земельного участка, площадью 458, 64 кв.м (земельный участок N 11), документация по планировке не противоречит вышеуказанным требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом следует отметить, что территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.
Как следует из содержания части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
С учетом изложенного, оснований для выводов о нарушении прав административного истца в части отказа в выкупе принадлежащего ему на праве собственности земельного участка после его образования с учетом оспариваемого Проекта, не имеется.
Доводы, приведенные административным истцом в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований к отмене либо изменению решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного вынесенное по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы об обратном необоснованными и подлежащими отклонению.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Севастопольского городского суда от 3 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Потапова П.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Севастопольский городской суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 мая 2023г.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.