Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Семейкиной С.А., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" на определение Астраханского областного суда от 16 марта 2023 г. о передаче по подсудности в Ахтубинский районный суд Астраханской области административного дела N УИД 30OS0000-01-2023-000008-44 (3а-24/2023) по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" к Федеральному казенному учреждению "Войсковая часть 15650" о признании приказов незаконными и их отмене,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" обратилось в Астраханский областной суд с административным иском к ФКУ "Войсковая часть 15650", в котором просило признать незаконными: приказ командира войсковой части 15650 от 21 сентября 2022 г. N 311дсп "Об установлении гражданскому персоналу (работникам) войсковой части 18347 надбавки к должностному окладу (тарифной ставке)"; приказ командира войсковой части 15650 от 31 октября 2022 г. N413дсп "Об установлении гражданскому персоналу (работникам) войсковой части 22139 надбавки к должностному окладу (тарифной ставке)"; приказ командира войсковой части 15650 от 14 ноября 2022 г. N 452дсп "Об установлении гражданскому персоналу (работникам) войсковой части 18347 надбавки к должностному окладу (тарифной ставке)", согласно которым гражданскому персоналу воинских частей установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50 %, а также возложить обязанность на командира войсковой части 15650 отменить их в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Астраханского областного суда от 19 января 2023 г. административное исковое заявление ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" принято к производству суда, возбуждено административное дело по данному административному иску.
1 февраля 2023 г. по административному делу проведено предварительное судебное заседание.
16 февраля 2023 г. определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
16 марта 2023 г. определением суда административное дело N 3а-24/2023 по вышеуказанному административному иску передано по подсудности в Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Не согласившись с постановленным определением суда, федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" подало частную жалобу, в которой просит определение отменить и возвратить дело для рассмотрения по существу в Астраханский областной суд, к чьей подсудности, по его мнению, оно отнесено. В обоснование жалобы ее автор указывает, что имеющие значение для дела доказательства связаны с государственной тайной, однако это не было учтено судом при вынесении обжалуемого определения.
Согласно части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществлено без проведения судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу абз. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" к государственной тайне относятся защищаемые Российской Федерацией сведения в области ее военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Согласно положениям п. 1 ст. 20 КАС РФ административные дела, связанные с государственной тайной, рассматриваются в качестве суда первой инстанции верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа.
В соответствии со ст. 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст. ст. 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Принимая решение о передаче административного дела на рассмотрение в Ахтубинский районный суд Астраханской области, суд первой инстанции руководствовался п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ и исходил из того, что при рассмотрении административного дела выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности, так как из представленных в материалы административного дела сведений о категории воинских частей 18347 и 22139 не следует, что они имеют гриф "Секретно" и содержат сведения о государственной тайне.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда соглашается по следующим основаниям.
Согласно материалам административного дела в ходе подготовки к рассмотрению дела в суд от административного ответчика поступили возражения относительно заявленных требований с приложениями копий: протеста 37 военной прокуратуры гарнизона; представления 37 военной прокуратуры гарнизона об устранений нарушений закона; письма Государственной инспекции труда в Астраханской области; письма министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В судебном заседании 16 февраля 2023 г. по ходатайству представителя административного ответчика судом приобщены к материалам дела копии: выписки из телеграммы N 603/1/2097/98; организационно-штатной структуры 929 ГЛИЦ МО РФ; выписки из Положения об организационно-плановом отделении (диспетчирования и координации научно-испытательных работ) 267 Лётно-исследовательского испытательного центра 929 ГЛИЦ МО РФ В.П. Чкалова; выписки из указаний начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. N 314/4/01220.
Кроме того, по запросу суда от административного ответчика, наряду с прочими, поступили копии: приказа командира войсковой части 15650 от 21 сентября 2022 г. N 311дсп; Положения об отделе (учебно-летном, подготовки испытателей) летно-исследовательского испытательного центра войсковой части 15650"; трудовых договоров N Ж/9/ЛИЦ" и N З/20/ЛИЦ.
Все вышеперечисленные документы грифа "Секретно" не имеют.
Согласно положениям ч. 3 ст. 62 КАС РФ именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для правильного разрешения административного дела.
Поскольку оспариваемые административным истцом приказы должностного лица не являются секретными документами, относящимися к государственной тайне, а предъявленным иском фактически оспаривается лишь правомерность установления размера процентной надбавки к должностному окладу персоналу воинских частей за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, при том, что иные приказы, а также документы, содержащие государственную тайну, по настоящему делу административный истец не оспаривает, и они предметом судебного разбирательства не являются, то не подлежит засекречиванию и настоящее дело, которое подсудно суду районного звена судебной системы.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции констатирует, что у суда первой инстанции имелись законные основания для передачи административного дела по подсудности в районный суд, поскольку в данном административном деле не имеется документов, как содержащих защищаемые государством сведения, отнесенные к государственной тайне, так и обоснованные подтверждения о необходимости исследования таковых по данному административному делу, что могло бы свидетельствовать о подсудности этого дела Астраханскому областному суду.
Таким образом, исходя из приведенных обстоятельств и заявленных административным истцом требований, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое определение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Доводы административного истца, приведенные в частной жалобе, основаны на неверном понимании норм процессуального права, фактически направлены на переоценку выводов суда, оснований для которых суд апелляционной инстанции из представленных в материалы административного дела документов не усматривает.
Руководствуясь статьями 315-317 КАС РФ, ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Астраханского областного суда от 16 марта 2023 г. оставить без изменения, частную жалобу федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Судья С.А. Семейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.