Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Струковой А.А, судей Семейкиной С.А. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-15/2023 по административному иску Гаряевой ФИО14 к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об оспаривании пункта 3149 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 06.12.2019 г. N 237-од, пункт 5024 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 23.11.2020 N 123-од, в части включения в них объекта недвижимости с кадастровым номером N
по апелляционной жалобе Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 1 марта 2023 года, которым административные исковые требования Гаряевой О.В. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н. об отсутствии оснований к отмене решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказами Министерства по земельным и имущественным отношениями Республики Калмыкия от 6 декабря 2019 г. N 237-од, от 23 ноября 2020 г. N 123-од утверждены перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость, соответственно на 2020 год и 2021 год.
Данные приказы размещены на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" и в "Вестнике правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия" от 14 декабря 2019 г. N 43 (251), от 28 ноября 2020 г. N 39 (292).
Под пунктом 3149 Перечня на 2020 год и под пунктом 5024 Перечня на 2021 год в соответствующие перечни включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 08:13:240105:662.
Гаряева О.В, с учетом уточнения административных исковых требований, обратилась в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании недействующим с момента принятия пункта 3149 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 06.12.2019 г. N 237-од, пункта 5024 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 23.11.2020 N 123-од, в части включения в них объекта недвижимости с кадастровым номером N. В обоснование доводов административного искового заявления указала, что является собственником жилого помещения - квартиры, с кадастровым номером 08:13:240105:662, которая не отвечает критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ. Включение жилого помещения в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год и на 2021 год, нарушает права Гаряевой О.Н. в сфере налогообложения, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Яшкульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 1 марта 2023 г. административные исковые требования Гаряевой О.В. удовлетворены: признан недействующим со дня принятия пункт 3149 (объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес") Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 06.12.2019 N 237-од; признан недействующим со дня принятия пункт 5024 (объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 23.11.2020 N 123-од.
На Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность опубликовать решение или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, а также разместить на сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.
В апелляционной жалобе Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия считает решение Верховного Суда Республики Калмыкия незаконным и подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Гаряевой О.В.
В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно сведениями Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 245, 5 кв.м. расположенный по адресу: "адрес" включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и признан торговым комплексом (центром). Объект представляет собой отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), имеет назначение - нежилое, наименование - "магазин", то есть предназначено для использования в коммерческих целях.
Объект, согласно сведениям из ЕГРН, также включает в себя нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 121, 4 кв.м. и наименованием "помещение магазина". Объект с кадастровым номером N - жилая квартира, общей площадью 124, 1 кв.м. находится в здании магазина (объект недвижимости с кадастровым номером N) и в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ подлежит включению в Перечень, поскольку большая часть всего здания предназначена под магазин, а согласно примечанию подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Представителем административного истца и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения на апелляционную жалобу.
Прокурор Екимцов М.Н. дал заключение о законности решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 01 марта 2023 г, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом, электронной и заказной почтой, а также посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, ходатайств об отложении рассмотрении дела не предоставили.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определилрассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Принимая во внимание, что Гаряева О.В. с 22.05.2019 г. и по настоящее время является собственником жилого помещения - квартиры, с кадастровым номером N, которое оспариваемыми нормативными правовыми актами включено в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год и на 2021 год, и на основании положений ст.402 НК РФ, Закона Республики Калмыкия от 20 ноября 2015 г. N 146 V-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Калмыкия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", решения Собрания депутатов Яшкульского СМО Республики Калмыкия от 23 ноября 2015 г. N 23 "О налоге на имущество физических лиц на территории Яшкульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия" ставка налога на имущество физических лиц установлена в повышенном размере, в связи с чем Гаряева О.В. имеет право на обращение в суд с настоящим административным иском.
Судебной коллегией установлено, что органом исполнительной власти Республики Калмыкия, на который возложены полномочия по определению перечня объектов недвижимого имущества, является Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, которое принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности; определяет в установленном порядке перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; определяет в установленном порядке для целей налогообложения вид фактического использования зданий (строений, сооружений); размещает перечень объектов на своем официальном сайте в сети "Интернет" (постановление Правительства Республики Калмыкия от 2 февраля 2016 г. N 28 "О некоторых вопросах, касающихся определения Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (вместе с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"), подпункт 5.5. пункта 5 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 г. N 65).
Нормативные правовые акты размещены на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", опубликованы в "Вестнике правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия" в соответствии с пунктом 2 указа Главы Республики Калмыкия от 21 августа 2014 г. N 104 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Правительства Республики Калмыкия и актов органов исполнительной власти Республики Калмыкия".
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемых в части нормативных правовых акта, а также правил их официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказы приняты Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в пределах его компетенции, официально опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регламентируется статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизирующими его положения актами.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекс. Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 проценте; его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественною1 питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно закрепленным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ условиям отнесения поименованных выше видов недвижимого имущества к объекта налогообложения, включаемых в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, указанные объекты должны быть отдельно стоящими нежилыми зданиями, (строениями или сооружениями).
Постановлением Администрации Яшкульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 18 февраля 2014 г. N 56 на основании заявления собственника Гаряева Г.С. помещение, общей площадью 124, 1 кв.м, расположенное на втором этаже здания магазина по адресу: "адрес", из нежилого помещения переведено в жилое для использования в качестве жилья.
Из экспликации площади квартиры, содержащейся в техническом паспорте помещения N8-N15, составленном по состоянию на 20 февраля 2014 г. следует, что назначение комнат предусматривает размещение прихожей, четырех жилых комнат, кухни, подсобной, лестницы. Общая площадь квартиры составляет 124, 1 кв.м, из нее жилая: 78, 2 кв.м, подсобная 45, 9 кв.м.
Кадастровым паспортом от 17 марта 2014 г. N N подтверждается, что указанный объект постановлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N, поименован как квартира, назначение жилое, расположен на этаже N 2 здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
6 мая 2019 г. ФИО15 передал Гаряевой О.В. в дар в собственность квартиру, помещение магазина и земельный участок, находящиеся по адресу: ФИО16. Государственная регистрация данного договора и перехода права собственности произведена 22 мая 2019 г.
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, Гаряевой О.В. с 22 мая 2019 г. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: "адрес": нежилое здание магазина с кадастровым номером N, количество этажей - 2, общей площадью 245, 5 кв.м.; нежилое помещение магазина с кадастровым номером N661. общей площадью 121, 4 кв.м, расположенное на первом этаже нежилого здания магазина с кадастровым номером N; жилое помещение наименование квартира с кадастровым номером N, общей площадью 124, 1 кв.м, расположенная на втором этаже нежилого здания магазина с кадастровым номером N; земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 240 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства магазина.
Согласно справке Администрации Яшкульского сельского муниципального образования Республике Калмыкия от 5 декабря 2022 г. N 2621 и выписке из домовой книги N 21, по адресу: "адрес" (N) зарегистрированы и проживают: ФИО17 N г.р, ФИО18, N г.р, ФИО19, N г.р, ФИО20, N г.р, Гаряева О.В, N г.р, ФИО21, N г.р.
Из выше приведенных положений законодательства следует, что в Перечень подлежат включению исключительно здание (строение, сооружение, помещение), имеющее назначение нежилое, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 НК РФ.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено включение жилых помещений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Поскольку в данном случае указанное жилое помещение состоит на государственном кадастровом учете и зарегистрировано как объект права собственности в качестве квартиры, фактически используется как жилое помещение для проживания, оно не отвечает условиям, определяющим критерии отнесения объектов недвижимости к торговому центру (комплексу) и помещению в нем и не могло быть отнесено к объектам, подлежащим включению в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделаны верные выводы о том, что пункты 3149, 5024 Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 и 2021 г.г. противоречат подпунктам 1 и 2 пункта 1, пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 1 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.