Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Бутковой Н.А, Головкиной Л.А.
с участием прокурора Капсамун И.С.
при секретаре Гордали М.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-7/2022 по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики на решение Верховного Суда Республики Карелия от 02 феврали 2023 года, принятое по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" о признании недействующим приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики N 355 от 8 сентября 2022 года "О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 12 июля 2022 года N 263".
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" - Григорчак П.П, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (далее-ООО "Петербургтеплоэнерго", Общество, административный истец) является теплоснабжающей организацией на территории Олонецкого, Питкярантского, Лахденпохского и Сортавальского муниципальных районов Республики Карелия.
Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики от 12 июля 2022 года N 263 утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (вода) по тепловым сетям ООО "Петербургтеплоэнерго" 2023 год в общем размере 34105 Гкал с дифференциацией итоговой величины норматива технологических потерь по системам теплоснабжения Олонецкого, Питкярантского, Лахденпохского и Сортавальского муниципальных районов Республики Карелия.
02 сентября 2022 года в Министерство поступило письмо Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам N 2764/13-02/КЦТ-и которым предложено пересмотреть установленные приказом N 263 от 12 июля 2022 года нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО "Петербургтеплоэнерго" на 2023 год в пределах фактических значений технологических потерь, величина которые ниже их расчетных значений.
Приказом N 355 от 08 сентября 2022 года Министерством внесены изменения в ранее принятый приказ N 264 от 12 июля 2022 года и установлены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО "Петербургтеплоэнерго" на 2023 год равные итоговой величие 30 385, 15 Гкал, что на 3 719, 85 Гкал ниже норматива технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленного приказом N 263 от 12 июля 2022 года.
Письмом от 31 октября 2022 года N 12934/15-15/МСЖКХиЭ-и Министерство уведомило Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам о том, что на основании формы статистической отчетности 1-ТЕП ООО "Петербургтеплоэнерго" за 2021 год призом Министерства N 355 от 08 сентября 2022 года внесены изменения в утвержденные для ООО "Петербургтеплоэнерго" на 2023 год значения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя. Учтены фактические значения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя за 2021 год, за исключением Пиктярантского муниципального района (по данному району учтены значения, полученные расчетным методом).
Также письмом от 12 сентября 2022 года Министерство уведомлено ООО "Петербургтеплоэнерго" о принятии приказа N 355 от 08 сентября 2022 года, которым изменены ранее утвержденные на 2023 год значения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Не оспаривая законность и обоснованность приказа Министерства N 263 от 12 июля 2022 года, ООО "Петербургтеплоэнерго" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим приказ Министерства N 355 от 08 сентября 2022 года с даты его принятия.
Свои требования истец мотивирует тем, что приказ N355 от 08 сентября 2022 года Министерства не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу; нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку влечет установление тарифов на тепловую энергию для потребителей в экономически необоснованном размере.
По утверждению административного истца, в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным приказом Минэнерго России N 325 от 30 декабря 2008 года (далее - Порядок, Приказ Минэнерго России N 325 от 30 декабря 2008 года), определение нормативных значений технологических потерь на регулируемый период (в данном случае на 2023 год) осуществляется расчетным методом, а не на основании данных формы федеральной статистической отчетности N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией". Правовых норм, позволяющих пересматривать/изменять ранее установленные нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, вышеприведенный Порядок не содержит.
В нарушение статьи 29 закона Республики Карелия N 1619-ЗРК от 04 июля 2012 года "О нормативных правовых актах Республики Карелия" оспариваемый приказ Министерства N 355 от 08 сентября 2022 года не опубликован, что свидетельствует о нарушении установленной процедуры введения в действие нормативного правового акта, и исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 40 постановления N 50 от 25 декабря 2018 года такой акт не имеет юридической силы, не влечет правовых последствий и не может регулировать соответствующие правоотношения.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 02 февраля 2023 года административный иск удовлетворен. Суд признал недействующим с даты принятия приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия N 355 от 08 сентября 2022 года "О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 12 июля 2022 года N 263". Обязал Министерство опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в своем официальном печатном издании. Взыскал с Министерства в пользу ООО "Петербургтеплоэнерго" судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Административный ответчик указал, что оспариваемый приказ не является нормативным правовым актом, в связи с этим решение судом вынесено с нарушением правил подведомственности административных дел, поскольку возникший спор подлежит рассмотрению арбитражным судом, а не судом общей юрисдикции. Кроме того, Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденный приказом Минэнерго России N 325 от 30 декабря 2008 года, не запрещает производить пересмотр/корректировку ранее установленного норматива технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, и в связи с этим принятие оспариваемого приказа N 355 от 08 сентября 2022 года не нарушает положения указанного Порядка.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца возражал против доводов апелляционной жалобы и, полагая решение суда законным и обоснованным, просил оставить судебный акт без изменения.
Представители административного ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики и заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия в суд не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Представитель заинтересованного лица ФАС России так же не явился в суд апелляционной инстанции, представил письменные объяснения, в которых просил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица, выразил мнение о правомерности действий Министерства и о законности оспариваемого приказа. Заинтересованное лицо Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам о времени судебного разбирательства извещен, в суд не явился.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, который не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 года N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания N 760-э).
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны учитываться нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Исходя из пунктов 1, 5, 6, 8 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года N 325 (далее - Приказ N 325 от 30 декабря 2008 года) следует, что нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям. Определение нормативов технологических потерь осуществляется выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоединенной к ней расчетной часовой тепловой нагрузки.
В соответствии с пунктом 9 Приказа N 325 от 30 декабря 2008 года к нормативам технологических потерь относятся потери и затраты энергетических ресурсов, обусловленные техническим состоянием теплопроводов и оборудования и техническими решениями по надежному обеспечению потребителей тепловой энергией и созданию безопасных условий эксплуатации тепловых сетей, а именно:
потери и затраты теплоносителя (пар, конденсат, вода) в пределах установленных норм;
потери тепловой энергии теплопередачей через теплоизоляционные конструкции теплопроводов и с потерями и затратами теплоносителя;
затраты электрической энергии на передачу тепловой энергии (привод оборудования, расположенного на тепловых сетях и обеспечивающего передачу тепловой энергии).
Согласно пункта 38 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Исходя из подпункта "д" пункта 32 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также объем технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, учтенный при расчете необходимой валовой выручки, являются основными плановыми (расчетными) показателями на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования) и учитываются органом регулирования при принятии решения об установлении цен (тарифов).
В соответствии с частью 3 статьи 8 и частью 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Взаимосвязанный анализ содержания приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, и данные показатели прямо влияют на размер тарифа.
Согласно пункта 2 части 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В силу подпункта 30 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия N 216-П от 09 июля 2013 года, Министерство утверждает нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.
Как указано в апелляционном определении ранее, приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 12 июля 2022 года N 263 утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (вода) по тепловым сетям ООО "Петербургтеплоэнерго" на 2023 год в общем размере 34105 Гкал с дифференциацией итоговой величины норматива технологических потерь по системам теплоснабжения муниципальных районов Республики Карелия: Олонецкого - 7 097 Гкал, Питкярантского -12 865 Гкал, Лахденпохского - 3 994 Гкал, Сортавальского - 10 149 Гкал (л.д.13-14 т.1).
Приказом N 355 от 08 сентября 2022 года Министерством внесены изменения в приказ N 264 от 12 июля 2022 года и установлены новые нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО "Петербургтеплоэнерго" на 2023 год равные итоговой величие 30 385, 15 Гкал, что на 3 719, 85 Гкал ниже нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленных приказом N 263 от 12 июля 2022 года (л.д.20-21 т.1).
В соответствии с пунктом 40 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года N 760-э, расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на каждый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются до начала долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 26, 27 настоящих Методических указаний.
Для организации, осуществляющей деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя, при отсутствии нормативных технологических потерь, установленных на долгосрочный период регулирования, для каждого последующего года долгосрочного периода регулирования учитывается объем нормативных технологических потерь, установленный для первого года долгосрочного периода регулирования, если иное не предусмотрено пунктом 118 настоящих Методических указаний.
Вышеприведенные положения Методических указаний позволяют сделать вывод о возможности неоднократного применения приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия об установлении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО "Петербургтеплоэнерго", в том числе о возможности неоднократного применения оспариваемого приказа N 355 от 8 сентября 2022 года.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Республике Карелия, согласно Положения о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 01 ноября 2010 года N 232-П, является названный Комитет.
Государственном комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее-Комитет) принято постановление N 175 от 20 декабря 2018 года "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (территория оказания услуг-Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортовальский муниципальные районы)", которым установлены тарифы с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.
Постановлениями Комитета от 22 ноября 2022 года N 135 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года N175" и от 22 ноября 2022 года N 136 "О тарифах не тепловую энергию, поставляемую населению ООО "Петербургтеплоэнерго" установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Петербургтеплоэнерго" населению, которые действуют с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года.
Для расчета тарифов, указанных в приказах N 135 от 22 ноября 2022 года и N 136 от 22 ноября 2022 года, Комитетом применены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО "Петербургтеплоэнерго", установленные оспариваемым приказом Министерства N 355 от 08 сентября 2022 года.
Следовательно, оспариваемый приказ Министерства N 355 от 8 сентября 2022 года, как неотъемлемая составная часть тарифа на тепловую энергию, распространяет свое действие на неопределенный круг потребителей тепловой энергии, поставляемой ООО "Петербургтеплоэнерго", и рассчитан на неоднократное применение.
Таким образом оспариваемый приказ N 355 от 8 сентября 2022 года принят уполномоченным исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции, содержит нормы, направленные на регулирование общественных отношений в сфере определения платы по теплоснабжению, которые обязательны для исполнения неопределенным кругом лиц, может применяться неоднократно, то есть отвечает существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, которые приведены в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 31 марта 2015 года N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой ОАО "Газпром нефть", следует, что признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом исходя из того, является ли оспариваемый акт актом общего действия, адресованным неопределенному кругу лиц, рассчитанным на многократное применение, содержит ли конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является ли официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.
С учетом приведенного анализа содержания и значения оспариваемого приказа Министерства N 355 от 8 сентября 2022 года в системе общественных отношений в сфере теплоснабжения на территории Республики Карелия, выводы суда первой инстанции о соответствии приказа всем признакам нормативного правового акта являются правильными, а утверждение Министерства о том, что приказ следует отнести к ненормативным правовым актам - ошибочно и противоречит приведенным правовым нормам.
Из письма Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия следует, что правовая экспертиза приказа N 355 от 8 сентября 2022 года не проводилась, в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации отсутствует (л.д.116-117 т.1).
В письменном отзыве на доводы административного иска (л.д. 169 т.1) и в судебном заседании представитель Министерства указал, что приказ N 355 от 8 сентября 2022 года не был официально опубликован (л.д.141 т.1 оборот).
В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" и в пункте 34 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 октября 2022 года разъяснено, что нормативные акты, не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке.
С учетом изложенного суд правильно признал недействующим приказ Министерства N 355 от 8 сентября 2022 года.
Вопреки доводов апелляционной жалобы судебная коллеги признает правильным вывод суда о неправомерным установлении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО "Петербургтеплоэнерго" на 2023 год исходя из показателей потери тепловой энергии за 2021 год, приведенных административным истцом в форме статистического наблюдения N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией".
Так, пунктом 1 Приказа Минэнерго России N 325 от 30 декабря 2008 года установлено, что нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - нормативы технологических потерь) определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям (далее - теплосетевая организация). Определение нормативов технологических потерь осуществляется выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоединенной к ней расчетной часовой тепловой нагрузки.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка, при определении нормативов технологических потерь на предстоящий период регулирования допускается использование расчетов указанных нормативов на предыдущий регулируемый период с пересчетом их по упрощенным формулам, приведенным в главе III настоящего Порядка, в случае если в предстоящий период регулирования не планируется отклонение от условий работы тепловых сетей, принятых при разработке указанных нормативов, более пределов, приведенных в подпунктах 5.1-5.3 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Формулы расчетов нормативов технологических потерь приведены в разделе II "Определение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии" Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Перечень документов по утверждению нормативов технологических потерь, представляемых регулируемой организацией, приведен в пункте 7 Порядка. А структура и состав документации по расчетам и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии изложены в разделе IV Порядка.
В свою очередь пунктом 6 Порядка определено, что в составе документов по утверждению нормативов технологических потерь Минэнерго рассматривает:
нормативные и отчетные, в том числе полученные на основании показаний приборов учета, значения технологических потерь за два года, предшествующих текущему году, нормативные значения технологических потерь текущего года и планируемые значения технологических потерь на регулируемый год (Приложение 5, таблицы 5.3, 5.4 и 5.5);
прогнозируемые значения влияющих показателей (пункт 5 настоящего порядка) и их сопоставление с аналогичными показателями за год, предшествующий периоду регулирования.
При установлении нормативных значений технологических потерь на регулируемый период (отклонения от условий работы тепловых сетей при этом не должны превышать изложенных в пункте 5 настоящего порядка) в случае, если фактические значения технологических потерь, полученные на основании показаний приборов учета, ниже их расчетных значений, в норматив включаются фактические значения технологических потерь.
Из системного и взаимосвязанного анализа приведенных положений Порядка следует, что во всех случаях норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя определяется расчетным методом на основании исследования обосновывающих документов, представленных теплосетевой организацией, а значения фактических потерь за предыдущий год лишь составляющий элемент такого расчета, но не самостоятельная величина, которая может устанавливаться в качестве норматива (нормативов) технологических потерь.
Кроме того, суд правильно указал, что сведения из формы федерального статистического наблюдения N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией" (за отчетный период 2021 года) не могли использоваться Министерством при расчете нормативных значений технологических потерь, в качестве фактических значений технологических потерь.
Согласно приказа Росстата от 30 июля 2021 года N 464 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" сведения "потери тепловой энергии за год" в форме федерального статистического наблюдения N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией" отражают общее количество потерь тепловой энергии между количеством тепла, поданного в сеть и количеством тепла, потребленного всеми потребителями (абонентами). Эта информация не содержит показания приборов учета о количестве потребленной тепловой энергии. Между тем, из пункта 6 Порядка следует, что фактическими значениями технологических потерь являются сведения, полученные на основании показаний приборов учета.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда о несоответствии приказа Министерства N 355 от 8 сентября 2022 года требованиям Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Возможность пересмотра установленных нормативных значений технологических потерь на регулируемый период не предусмотрена Приказом Минэнерго России N 325 от 30 декабря 2008 года, а потому оспариваемый приказ N 355 от 8 сентября 2022 года принят Министерством незаконно.
Затраты на компенсацию потерь энергии в тепловых сетях должны учитываться в НВВ теплосетевой организации в соответствии со статьей 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, согласно которой при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются, по общему правилу, только в объеме нормативных технологических потерь, то есть в размерах, не превышающих утвержденный в установленном порядке объем потерь.
Аналогичное правило предусмотрено пунктом 117 Методических указаний от 13 июня 2013г. N760-э, согласно которого в НВВ регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, в числе прочего включаются расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного пунктом 118 Методических указаний).
Принятие Министерством оспариваемого приказа N 355 от 8 сентября 2022 года повлекло учет органом государственного тарифного регулирования необоснованную (меньшую) величину нормативов технологических потерь при утверждении тарифов на услуги ООО "Петербургтеплоэнерго" на 2023 год, в связи с чем соответствующие затраты не включены в НВВ административного истца и не учтены при установлении тарифов, что нарушает права и законные интересы административного истца.
Таким образом, решение судом принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Карелия от 02 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 мая 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.