Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Пластинина И.В, судей Шадриной Е.В. и Шеповаловой О.А, при секретаре-помощнике судьи Сериковой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело N 3а-2/2023 по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Курганского областного суда от 9 февраля 2023 года, которым удовлетворён административный иск Овчаренко Александра Сергеевича о признании не действующими в части постановления Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 года N 11 "Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта"; приказа Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 30 мая 2022 года N 147 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, объяснения административного истца Овчаренко А.С, представителя административного ответчика Правительства Курганской области - Ларионовой М.С, представителя административного ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Шушариной Е.Н, заключение прокурора Курышкиной О.А,
УСТАНОВИЛА:
12 февраля 2020 года Правительством Курганской области принято постановление N 11 "Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта" (далее - Постановление N 11), которое опубликовано 13 февраля 2020 года на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru.
Пунктом 1 Постановления N 11 утверждён порядок назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, согласно приложению 1 к данному постановлению (далее - Порядок).
Порядок определяет правила назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации (далее - материальная поддержка) (пункт 1 Порядка).
Материальная поддержка (денежная выплата) гражданам, заключившим социальный контракт на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (далее - материальная поддержка на предпринимательство), предоставляется органом социальной защиты населения гражданам, в том числе являющимся самозанятыми, достигшим возраста 18 лет (абзац первый пункта 4 Порядка).
В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт, обязан представлять по запросу органа социальной защиты населения информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина) по мероприятиям, указанным в пунктах 3, 6 Порядка, в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта, по мероприятиям, указанным в пунктах 4, 5 Порядка, в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта (подпункт 3 пункта 7 Порядка).
Решение о выплате материальной поддержки или об отказе в ее выплате принимается органом социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, органов местного самоуправления, общественных и иных заинтересованных организаций, в течение 10 календарных дней с даты обращения за выплатой материальной поддержки. При необходимости проведения дополнительной проверки представленных гражданином сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина), направления межведомственных запросов, решение о выплате материальной поддержки принимается в течение 30 календарных дней с даты обращения за ее выплатой. В случае проведения дополнительной проверки орган социальной защиты населения в течение 10 календарных дней с даты обращения за выплатой материальной поддержки направляет заявителю предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки (пункт 21 Порядка).
Основаниями для отказа в выплате материальной поддержки являются:
несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пунктах 2 - 6 Порядка (подпункт 1 пункта 22 Порядка);
непредставление заявителем документов, указанных в подпунктах 1 - 12, 17 пункта 15 Порядка (подпункт 2 пункта 22 Порядка);
представление заявителем недостоверных сведений (подпункт 3 пункта 22 Порядка);
поступление заявления о выплате материальной поддержки и документов, указанных в пункте 15 Порядка, до истечения срока действия ранее заключенного между гражданином и органом социальной защиты населения социального контракта (подпункт 4 пункта 22 Порядка);
заявитель или члены его семьи являлись получателями финансовой помощи на осуществление предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев до дня обращения за выплатой материальной поддержки на предпринимательство - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на предпринимательство (подпункт 5 пункта 22 Порядка);
отсутствие у заявителя земельного участка в границах населенного пункта (приусадебного земельного участка), земельного участка за пределами границ населенного пункта (полевого земельного участка), предоставленного и (или) приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 6 пункта 22 Порядка);
отсутствие трудной жизненной ситуации (с учетом заключения Комиссии, акта материально-бытового обследования условий проживания гражданина (семьи гражданина) (подпункт 7 пункта 22 Порядка);
экономическая неэффективность бизнес-плана (по заключению Комиссии) - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на предпринимательство, за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 8 пункта 22 Порядка);
расторжение трудового договора по инициативе гражданина в период действия предыдущего социального контракта на оказание помощи в поиске работы (в случае заключения такого социального контракта) (подпункт 9 пункта 22 Порядка);
обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой в поиске работы, материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства, материальной поддержкой при трудной жизненной ситуации до истечения 12 месяцев с даты окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по данному направлению (подпункт 10 пункта 22 Порядка);
обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой в поиске работы, материальной поддержкой по ведению личного подсобного хозяйства, материальной поддержкой при трудной жизненной ситуации до истечения 12 месяцев со дня расторжения ранее заключенного социального контракта по данному направлению (в случае расторжения ранее заключенного социального контракта в связи с неисполнением (несвоевременным исполнением) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными) (подпункт 11 пункта 22 Порядка);
нецелевое использование средств, полученных гражданином в виде материальной поддержки по ранее заключенному социальному контракту, и (или) непредставление документов, подтверждающих целевое использование средств, полученных гражданином в виде материальной поддержки по ранее заключенному социальному контракту (подпункт 12 пункта 22 Порядка).
Уведомление о принятом органом социальной защиты населения решении о выплате материальной поддержки или об отказе в выплате материальной поддержки с указанием оснований для отказа направляется заявителю по почте в течение 10 календарных дней после обращения за ее выплатой (при необходимости проведения дополнительной проверки представленных заявителем сведений, направления межведомственных запросов в течение 30 календарных дней после обращения за ее выплатой) (пункт 23 Порядка).
Учреждением социального обслуживания населения совместно с органами социальной защиты населения проводится ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение срока со дня окончания срока действия социального контракта, в том числе: в течение 36 месяцев проверяется факт осуществления гражданином предпринимательской деятельности - по мероприятию, указанному в пункте 4 Порядка (подпункт 2 пункта 34 Порядка).
В случае непредставления гражданином документов, подтверждающих получение гражданином дохода в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия социального контракта в сумме не менее выплаченных ему материальной поддержки на предпринимательство либо материальной поддержки на ведение личного подсобного хозяйства гражданин обязан возвратить сумму денежных средств, выплаченных ему в виде материальной поддержки на предпринимательство либо материальной поддержки на ведение личного подсобного хозяйства в полном объеме (абзац третий пункта 35 Порядка).
Пунктом 3 Постановления N 11 утверждено положение о Комиссии согласно приложению 3 к данному постановлению (далее - Положение о Комиссии).
К полномочиям Комиссии относится:
рассмотрение документов о выплате материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации (далее - материальная поддержка) (подпункт 1 пункта 4 Положения о Комиссии);
вынесение заключения о выплате материальной поддержки либо об отказе в выплате материальной поддержки (подпункт 2 пункта 4 Положения о Комиссии);
вынесение заключения о продлении выплаты материальной поддержки в случае невыполнения мероприятий программы социальной адаптации по уважительным причинам (подпункт 3 пункта 4 Положения о Комиссии);
вынесение заключения о расторжении социального контакта и прекращении выплаты материальной поддержки (подпункт 4 пункта 4 Положения о Комиссии);
рассмотрение документов о внесении изменений в действующий социальный контракт и вынесение заключения о внесении изменений либо об отказе во внесении изменений в действующий социальный контракт (подпункт 5 пункта 4 Положения о Комиссии).
Пунктом 6 Постановления N 11 утверждена форма социального контракта на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности согласно приложению 6 к данному постановлению (далее - Форма социального контракта).
Орган социальной защиты населения имеет право взыскать денежные средства, использованные заявителем не по целевому назначению, в случае неисполнения заявителем условий настоящего социального контракта, а также денежные средства, выплаченные заявителю в виде материальной поддержки на предпринимательство в случае непредставления заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия настоящего социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство (абзац четвёртый пункта 2.1 Формы социального контракта).
Орган социальной защиты населения обязуется проводить ежемесячный мониторинг условий жизни заявителя (семьи заявителя) в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия настоящего социального контракта (абзац десятый пункта 2.2 Формы социального контракта).
Заявитель обязан:
возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия настоящего социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта или в случае непредставления заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия настоящего социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство (абзац пятый пункта 3.2 Формы социального контракта);
представлять по запросу органа социальной защиты населения информацию об условиях жизни заявителя (семьи заявителя) в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия настоящего социального контракта (абзац девятый пункта 3.2 Формы социального контракта).
На день рассмотрения настоящего административного дела судом первой инстанции подпункт 3 пункта 7, подпункты 5, 9, 10 пункта 22, подпункт 2 пункта 34, абзац третий пункта 35 Порядка, подпункты 4, 5 пункта 4 Положения о Комиссии, Форма социального контракта действовали в редакции постановления Правительства Курганской области от 15 сентября 2022 года N 287 "О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 года N 11"; пункты 21, 23 Порядка - в редакции постановления Правительства Курганской области от 29 декабря 2022 года N 429 "О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 года N 11"; подпункт 2 пункта 22 Порядка - в редакции постановления Правительства Курганской области от 3 ноября 2022 года N 333 "О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 года N 11"; подпункты 7, 11, 12 пункта 22 Порядка - в редакции постановления Правительства Курганской области от 7 апреля 2022 года N 94 "О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 года N 11".
Постановление Правительства Курганской области от 7 апреля 2022 года N 94 "О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 года N 11" опубликовано 8 апреля 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Постановление Правительства Курганской области от 15 сентября 2022 года N 287 "О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 года N 11" опубликовано 16 сентября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Постановление Правительства Курганской области от 3 ноября 2022 года N 333 "О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 года N 11" опубликовано 3 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Постановление Правительства Курганской области от 29 декабря 2022 года N 429 "О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 года N 11" опубликовано 30 декабря 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 30 мая 2022 года N 147 (далее - Приказ N 147) утверждён административный регламент предоставления государственной услуги по назначению и выплате материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации (далее - Административный регламент).
Приказ N 147 опубликован 8 июня 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) по предоставлению Главным управлением социальной защиты населения Курганской области (далее - Главное управление) и государственными казенными учреждениями, подведомственными Главному управлению (далее также - учреждение, орган социальной защиты населения), государственной услуги по назначению и выплате материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации (далее соответственно - государственная услуга, материальная поддержка) (пункт 1 Административного регламента).
Решение о выплате материальной поддержки или об отказе в ее выплате принимается органом социальной защиты населения на основании заключения Комиссии, состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, общественных и иных заинтересованных организаций, в течение 10 календарных дней с даты обращения за выплатой материальной поддержки. При необходимости проведения дополнительной проверки представленных гражданином сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина), направления межведомственных запросов, решение о выплате материальной поддержки принимается в течение 30 календарных дней с даты обращения за ее выплатой (пункт 13 Административного регламента).
Основаниями для отказа в выплате материальной поддержки являются:
несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пунктах 2 - 6 Порядка (подпункт 1 пункта 22 Административного регламента);
непредставление заявителем документов, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 17 Административного регламента (подпункт 2 пункта 22 Административного регламента);
представление заявителем недостоверных сведений (подпункт 3 пункта 22 Административного регламента);
поступление заявления о выплате материальной поддержки и документов, указанных в пункте 17 Административного регламента, до истечения срока действия ранее заключенного между гражданином и органом социальной защиты населения социального контракта (подпункт 4 пункта 22 Административного регламента);
заявитель или члены его семьи являлись получателями финансовой помощи на содействие самозанятости - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на предпринимательство (подпункт 5 пункта 22 Административного регламента);
отсутствие у заявителя земельного участка в границах населенного пункта (приусадебного земельного участка), земельного участка за пределами границ населенного пункта (полевого земельного участка), предоставленного и (или) приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 6 пункта 22 Административного регламента);
отсутствие трудной жизненной ситуации (с учетом Комиссии, акта материально-бытового обследования условий проживания гражданина (семьи гражданина) (далее - акт материально-бытового обследования) (подпункт 7 пункта 22 Административного регламента);
экономическая неэффективность бизнес-плана (по заключению Комиссии) - для граждан, обратившихся за материальной поддержкой на предпринимательство, за материальной поддержкой на ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 8 пункта 22 Административного регламента);
обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства до истечения 4 месяцев с даты окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по данному направлению (подпункт 9 пункта 22 Административного регламента);
обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой в поиске работы, материальной поддержкой при трудной жизненной ситуации до истечения календарного года, в котором ранее был заключен социальный контракт по данному направлению (подпункт 10 пункта 22 Административного регламента);
обращение заявителя или члена его семьи за материальной поддержкой в поиске работы, материальной поддержкой по ведению личного подсобного хозяйства, материальной поддержкой при трудной жизненной ситуации до истечения 12 месяцев со дня расторжения ранее заключенного социального контракта по данному направлению (в случае расторжения ранее заключенного социального контракта в связи с неисполнением (несвоевременным исполнением) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными; (подпункт 11 пункта 22 Административного регламента);
нецелевое использование средств, полученных гражданином в виде материальной поддержки по ранее заключенному социальному контракту, и (или) непредставление документов, подтверждающих целевое использование средств, полученных гражданином в виде материальной поддержки по ранее заключенному социальному контракту (подпункт 12 пункта 22 Административного регламента).
Рассмотрение документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется Комиссией.
Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения о Комиссии (пункт 78 Административного регламента).
Специалист учреждения направляет комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на рассмотрение Комиссии.
Максимальный срок выполнения действия составляет один день (пункт 79 Административного регламента).
Комиссия рассматривает документы, необходимые для предоставления государственной услуги, и выносит заключение о выплате материальной поддержки либо об отказе в выплате материальной поддержки. Заключение Комиссии оформляется протоколом.
Максимальный срок выполнения действия составляет два дня со дня поступления документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на рассмотрение Комиссии (пункт 80 Административного регламента).
Заключение Комиссии о выплате материальной поддержки либо об отказе в выплате материальной поддержки в порядке делопроизводства направляется специалисту учреждения (пункт 81 Административного регламента).
Специалист учреждения при наличии положительного заключения Комиссии подготавливает проект решения о выплате материальной поддержки и проект уведомления о предоставлении государственной услуги по форме, согласно приложению 1 к Административному регламенту, при наличии отрицательного заключения Комиссии - проект решения об отказе в выплате материальной поддержки и проект уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги по форме, согласно приложению 2 к Административному регламенту.
Максимальный срок выполнения действия - 25 минут (пункт 82 Административного регламента).
Решение о выплате материальной поддержки (об отказе в выплате материальной поддержки) принимается руководителем учреждения либо лицом, его замещающим, не позднее одного рабочего дня после вынесения Комиссией заключения о выплате материальной поддержки (об отказе в выплате материальной поддержки) в течение 10 календарных дней с даты обращения за выплатой материальной поддержки. При необходимости проведения дополнительной проверки представленных гражданином сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина), направления межведомственных запросов, решение о выплате материальной поддержки принимается в течение 30 календарных дней с даты обращения за ее выплатой (пункт 92 Административного регламента).
Овчеренко А.С, являясь получателем государственной социальной помощи, с которым заключён социальный контракт на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, а также лицом, которому ранее было отказано в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просил признать недействующими:
подпункт 3 пункта 7 в части слов: "по мероприятию, указанному в пункте 4 Порядка, в течение 36 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта", пункт 21 в части слов: "на основании заключения межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Комиссия), состоящей из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, центра занятости, органов местного самоуправления, общественных и иных заинтересованных организаций", а также слов: "направления межведомственных запросов", пункт 22, пункт 23 в части слов "направления межведомственных запросов", подпункт 2 пункта 34, абзац третий пункта 35 Порядка;
пункт 4 Положения о Комиссии;
абзац четвёртый пункта 2.1 в части слов: "а также денежные средства, выплаченные заявителю в виде материальной поддержки на предпринимательство в случае непредставления заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия настоящего социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство", абзац десятый пункта 2.2, абзац пятый пункта 3.2 в части слов: "или в случае непредставления заявителем документов, подтверждающих получение им в течение 36 месяцев с даты окончания срока действия настоящего социального контракта доходов в сумме не менее суммы выплаченной ему материальной поддержки на предпринимательство", абзац девятый пункта 3.2 Формы социального контракта;
пункты 13, 22, пункт 78 в части слов: "рассмотрение документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется Комиссией", пункты 79, 80, 81, 82, пункт 92 в части слов "не позднее одного рабочего дня после вынесения Комиссией заключения о выплате материальной поддержки (об отказе в выплате материальной поддержки)", а также слов: "направления межведомственных запросов" Административного регламента, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2021 года N 536 "Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта".
Доводы административного иска сводятся к тому, что оспариваемые нормы приняты административными ответчиками при отсутствии делегированных федеральным законодателем полномочий, а также содержат коррупциогенные факторы.
Решением Курганского областного суда от 9 февраля 2023 года административное исковое заявление Овчаренко А.С. удовлетворено.
В апелляционных жалобах Правительство Курганской области, Главное управление социальной защиты населения Курганской области просят отменить решение суда и отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; на неправильное применение норм материального и процессуального права.
На апелляционную жалобу административным истцом и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения.
Представители административных ответчиков в судебном заседании настаивали на удовлетворении апелляционных жалоб.
Административный истец просил решение суда оставить без изменения.
Прокурор в судебном заседании дал заключение о законности судебного акта.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалоб (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив административное дело, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьёй 2, частью 1 статьи 5 Федерального закона N 178-ФЗ предусмотрено, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом.
Согласно пункту 6 статьи 115 Устава Курганской области Правительство Курганской области в соответствии с компетенцией Курганской области и в пределах своих полномочий осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан.
Постановлением Правительства Курганской области от 7 сентября 2007 года N 369 утверждено Положение о Главном управлении социальной защиты населения Курганской области.
Пунктом 1, подпунктом 2 пункта 7, пунктом 10, подпунктом 8 пункта 11 данного положения предусмотрено, что Главное управление является органом исполнительной власти Курганской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, опеки и попечительства на территории Курганской области.
Главное управление осуществляет полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Главное управление возглавляет начальник, который издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения.
Суд первой инстанции правильно пришёл к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты, а также указанные изменения в Постановление N 11 приняты административными ответчиками в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия данных нормативных правовых актов, введения их в действие, в том числе правил опубликования.
Рассматривая доводы административного иска о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о наличии такого противоречия.
Согласно статье 4, части 3 статьи 5, статьям 7, 9 Федерального закона N 178-ФЗ к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся: принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи; разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг; установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с данным Федеральным законом.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 утверждена государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Приложением N 8(6) к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" являются правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Правила).
Согласно пункту 1, подпункту "б" пункта 3, подпункту "а" пункта 4, пункту 5, подпункту "б" пункта 10, пункту 16, подпункту "д" пункта 21 Правил они устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, указанным в части первой статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
К социальному контракту, на основании которого гражданам оказывается государственная социальная помощь, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по оказанию которой предоставляется субсидия, прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Субсидии предоставляются при наличии правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в подпункте "а" пункта 4 данных правил, утверждаются форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации и перечень возможных оснований для досрочного расторжения социального контракта (потеря трудоспособности гражданина, потеря дееспособности гражданина, стихийные бедствия и иные основания), перечень типовых трудных жизненных ситуаций (часто встречающиеся обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, в том числе негативно влияют на уровень дохода гражданина (семьи гражданина), и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно), разработанные с учетом методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
При оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с целью оценки эффективности реализации мероприятий в социальном контракте указываются следующие требования к конечному результату: регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (в случае отсутствия такой регистрации на дату заключения социального контракта); повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
Органом социальной защиты населения проводится ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение срока со дня окончания срока действия социального контракта, в том числе по мероприятию, указанному в подпункте "б" пункта 3 данных правил:
в течение 12 месяцев ежемесячно проверяется факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
в течение 12 месяцев рассчитывается доход гражданина от предпринимательской деятельности за 4-й - 6-й месяцы, 7-й - 9-й месяцы и 10-й - 12-й месяцы со дня окончания срока действия социального контракта.
В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию, указанному в подпункте "б" пункта 3 данных правил, обязан осуществлять предпринимательскую деятельность в период срока действия социального контракта и не менее чем в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта. В случае утраты статуса индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход в указанный период новый социальный контракт может быть заключен не ранее чем через 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта с таким гражданином.
Таким образом, Правила возлагают обязанность на орган социальной защиты населения проводить мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта, а на гражданина - осуществлять предпринимательскую деятельность в период срока действия социального контракта и не менее чем в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2021 года N 536 утверждены методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Методические рекомендации).
Согласно Методическим рекомендациям орган социальной защиты населения рассматривает заявление граждан об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в порядке очередности исходя из даты регистрации заявления, в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления в орган социальной защиты населения.
В случае наличия у органа социальной защиты населения обоснованного сомнения в достоверности представленных гражданином сведений проводится дополнительная проверка (комиссионное обследование) материально-бытового положения заявителя и его семьи, в результате которой составляется акт материально-бытового обследования условий проживания семьи гражданина согласно форме, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом акт материально-бытового обследования может являться основанием для отказа в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта при условии несоответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащему ему (им) на праве собственности, его (их) жилищно-бытовым условиям.
При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) орган социальной защиты населения должен в срок, установленный первым абзацем данного пункта, уведомить гражданина о проведении такой проверки. Указанное решение должно быть принято не позднее чем через 30 календарных дней после подачи заявления с учетом проведенной проверки (комиссионного обследования) материально-бытового положения (пункт 15 Методических рекомендаций).
Решение об оказании или об отказе в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта органом социальной защиты населения, может быть направлен способом, указанным в заявлении, в том числе в письменной или электронной форме в течение 10 календарных дней после обращения заявителя, при проведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) - через 30 календарных дней после подачи заявления (пункт 20 Методических рекомендаций).
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо его территориальными органами, наделенными соответствующими полномочиями, создается межведомственная комиссия, рассматривающая составленные программы социальной адаптации (пункт 28 Методических рекомендаций).
Программа социальной адаптации утверждается на заседании межведомственной комиссии, на которой также определяются ответственные органы исполнительной власти, местного самоуправления, организации по каждому мероприятию, входящему в нее.
Программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления на рассмотрение.
В случае наличия замечаний по составу мероприятий программа социальной адаптации дорабатывается органом социальной защиты населения (пункт 30 Методических рекомендаций).
В программу социальной адаптации могут быть внесены изменения по взаимному согласию получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта и органа социальной защиты населения.
Решение о внесении изменений в программу социальной адаптации или о продлении срока действия социального контракта принимается на заседании межведомственной комиссии в течение 5 рабочих дней с момента внесения куратором соответствующих предложений (пункт 40 Методических рекомендаций).
В случае невыполнения в течение месяца получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта по уважительным причинам условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации куратору рекомендуется вынести на заседание межведомственной комиссии в целях разработки соответствующей рекомендации предложение о: продлении срока действия социального контракта (не более половины срока действующего социального контракта); внесении изменений в программу социальной адаптации; в программу социальной адаптации; досрочном прекращении социального контракта.
Рассмотрение соответствующей рекомендации может осуществляться на заседании межведомственной комиссии при взаимном согласии сторон.
В отношении получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанных в абзаце первом данного пункта Методических рекомендаций, органу социальной защиты населения рекомендуется принять решение о продлении срока действия социального контракта, изменению условий социального контракта, внесении изменений в программу социальной адаптации или досрочном прекращении социального контракта с учетом рекомендации межведомственной комиссии (пункт 44 Методических рекомендаций).
Органом социальной защиты населения проводится ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта (пункт 54 Методических рекомендаций).
По результатам, полученным в ходе мониторинга, орган социальной защиты населения принимает решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта, в том числе в случае не превышения среднедушевого дохода гражданина (семьи) над величиной прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (пункт 54 Методических рекомендаций).
Таким образом, оспариваемые пункт 22 Порядка и пункт 22 Административного регламента, предусматривающие основания для отказа в выплате материальной поддержки, противоречат статье 9 Федерального закона N 178-ФЗ, поскольку расширяют перечень оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи и нарушают права получателей такой помощи, указанных в статье 7 Федерального закона N 178-ФЗ.
Пункты 21, 23 Порядка, пункты 13, 92 Административного регламента вводят непредусмотренное федеральным законодательством основание увеличения срока для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной социальной помощи с 10 до 30 дней в случае направления межведомственных запросов.
Часть 3 статьи 8 Федерального закона N 178-ФЗ предусматривает, что окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления только в случае необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования).
Такой проверкой согласно пункту 2 Методических рекомендаций является посещение места проживания гражданина, подавшего заявление на оказание государственной социальной помощи, и его семьи с целью определения соответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащем заявителю (семье заявителя) на праве собственности, жилищно-бытовым условиях.
Следовательно, направление межведомственных запросов к дополнительной проверке (комиссионному обследованию) не относится.
Пункт 21 Порядка, пункт 4 Положения о Комиссии, пункты 13, 78, 79, 80, 81, 82, 92 Административного регламента неправомерно расширяют полномочия Комиссии.
Согласно пунктам 28, 30, 37, 40, 44 Методических рекомендаций к полномочиям Комиссии отнесено рассмотрение и утверждение составленных программ социальной адаптации; внесение изменений в программу социальной адаптации при наличии взаимного согласия получателя государственной социальной помощи и органа социальной защиты населения; рассмотрение соответствующих рекомендаций в случае невыполнения в течение месяца получателем государственной социальной помощи по уважительным причинам условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации при взаимном согласии сторон; утверждение бизнес-планов, смет расходов.
Иные полномочия федеральным законодательством Комиссии не предоставлены.
Подпункт 3 пункта 7, подпункт 2 пункта 34, абзац третий пункта 35 Порядка, абзац четвёртый пункта 2.1, абзац десятый пункта 2.2, абзацы пятый и девятый пункта 3.2 Социального контракта нарушают права граждан, заключивших социальные контракты, поскольку возлагают дополнительные обязанности, связанные с установлением более длительного срока мониторинга условий жизни со дня окончания срока действия социального контракта (с 12 до 36 месяцев).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемыми нормативными правовыми актами урегулирован порядок предоставления государственной социальной помощи на территории Курганской области, виды которой предусмотрены Федеральным законом N 178-ФЗ и которые не являются дополнительными мерами государственной социальной помощи, устанавливаемыми в Курганской области за счёт средств регионального бюджета.
Следовательно, обязательства в социальной сфере, императивно установленные Федеральным законом N 178-ФЗ, хотя и являются расходным обязательством субъекта (в силу федерального закона), не могут быть расценены как дополнительные меры социальной помощи, оказываемые субъектом за счёт собственных средств.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что оспариваемые положения Постановления N 11 и Приказа N 147 противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, устанавливающим основы правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи и направленным на реализацию государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Вопреки доводам апелляционных жалоб, суд при вынесении решения относительно пункта 21 Порядка и пункта 13 Административного регламента, исходя из конструкции данных норм, не вышел за пределы заявленных требований.
Ссылка в апелляционных жалобах на нарушение норм бюджетного законодательства является несостоятельной, поскольку спорные правоотношения регулируются законодательством о государственной социальной помощи.
Ссылка в апелляционных жалобах на пункт 27(1) Правил, устанавливающего новое основание для отказа в назначении государственной социальной помощи, основанием для изменения решения суда не является, поскольку оспариваемый пункт 22 Порядка и оспариваемый пункт 22 Административного регламента не содержат такого основания.
Довод апелляционных жалоб об отсутствии нарушения прав административного истца основанием для их удовлетворения не является.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В абзаце первом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" даны разъяснения, согласно которым с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку с ним заключён социальный контракт на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, а также лицом, которому до заключения контракта было отказано в предоставлении такой помощи на основании пункта 22 Порядка.
Следовательно, Овчаренко А.С. вправе обратиться в суд с заявленными требованиями.
Иные доводы апелляционных жалоб фактически повторяют позицию административных ответчиков в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, при разрешении дела Курганским областным судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского областного суда от 9 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Курганский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.