Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Тындинской городской Думы на решение Амурского областного суда от 18 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2022 года по административному делу по административным исковым заявлениям ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 об оспаривании в части Устава города Тынды.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы ФИО2, представителя административных истцов ФИО8, заключением прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что оснований для отмены или изменения решения и апелляционного определения в обжалуемой части не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 года N 221-Р-ТГД-VI (далее - Решение от 26 декабря 2014 года N 221-Р-ТГД-VI), официально опубликованным в печатном издании "Авангард" 3 декабря 2015 года N 4, принят Устав города Тынды (далее - Устав).
ФИО2 обратился в Амурский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими отдельные положения Устава, а именно:
- пункт 3 части 1 статьи 17, пункт 3 части 5, абзац 3 части 6 статьи 18, части 1, 5, 7, 9, абзац 4 части 10 статьи 19, части 1-8, 11-12, 14-16, абзац 1 части 17, пункты 1-2 части 17, части 20-23, абзац 2 части 24, часть 25 статьи 20, части 1, 2, 3 статьи 24, части 2, 3 статьи 25, часть 1 статьи 26, часть 1, пункт 1 части 3 статьи 27, пункт 1 части 1, части 7, 11 статьи 29, пункт 10 части 2 статьи 31, пункты 16.2, 51 части 3 статьи 31, пункт 11 части 1 статьи 34, пункт 2 части 5, часть 7 статьи 37, часть 2, абзац 2 части 7 статьи 46, части 2, 3 статьи 47, часть 1 статьи 48, абзац 1, пункты 7.1, 8 части 1 статьи 49, части 1, 2 статьи 51, абзац 1, пункт 11 части 1 статьи 52, части 1.1, 1.2, 2, 2.2, 3 статьи 52, часть 1, абзац 1 части 2, пункты 1, 3 части 2, части 3-7, абзац 1 части 9, части 10-11 статьи 53, часть 2 статьи 54, часть 2 статьи 63, пункт 9 части 1 статьи 86, пункт 4 части 1 статьи 90, часть 3 статьи 92, пункт 4 части 1 статьи 96, части 1, 5, 6 статьи 98, часть 3 статьи 99, часть 3 статьи 102, абзацы 3, 5, 6, 7 части 2, абзац 1 части 3 статьи 103, часть 2 статьи 137 в той мере, в которой содержащееся в указанных нормах наименование должностного лица (мэр) прописано с заглавной (прописной) буквы;
- абзац 2 части 6 статьи 23, пункт 3 части 1, абзац 1 части 8, часть 9 статьи 29, часть 4 статьи 30, пункт 12 части 3 статьи 31, абзац 2 части 9.2 статьи 38, пункт 10 части 1 статьи 39, части 3, 6 статьи 46, пункты 4, 5, 6, 6.1, 7, 8, 10, 10.1, 14, 18, 19 части 2 статьи 49, части 3, 4.1, 5, 5.1, 6, 7 статьи 55, абзац 1 части 1, часть 2 статьи 57, абзац 1 части 1 статьи 58, абзац 1 части 1 статьи 58.1, абзац 1 части 1 статьи 59, абзац 1 части 1 статьи 60, абзац 1 части 1 статьи 61, абзац 1 части 1, абзац 1 части 1.1, часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 65, абзац 1 части 1 статьи 66, абзац 1 части 1 статьи 68, абзац 1 части 1 статьи 69, абзац 1 части 1 статьи 70, абзац 1 части 1 статьи 71, абзац 1 части 1, пункт 1 части 2 статьи 72, абзац 1 части 1 статьи 73, абзац 1 части 1 статьи 73.1, абзац 1 части 1 статьи 74, абзац 1 части 1, абзац 2 пункта 2 части 2 статьи 76, абзац 1 части 1 статьи 77, абзац 1 части 1 статьи 78, часть 2 статьи 79, абзац 1 части 1 статьи 82, абзац 1 части 1 статьи 82.1, абзац 1 части 1 статьи 84, абзац 1 части 1 статьи 84.1, абзац 1 части 1 статьи 84.2, часть 1 статьи 100, абзац 2 части 7 статьи 110, часть 2 статьи 112, части 3, 4 статьи 113, пункт 5 части 3 статьи 125, часть 5 статьи 126, части 1-2 статьи 132, часть 3 статьи 134 в той мере, в которой содержащееся в указанных нормах наименование органа муниципального образования (администрация) прописано с заглавной (прописной) буквы;
- пункт 11 части 3 статьи 31, часть 6 статьи 31, абзац 1 части 2 статьи 49, части 3, 3.1 статьи 49, абзацы 2 и 4 части 1.5 статьи 50, часть 2.1 статьи 52, части 2, 3.1 статьи 55, часть 2 статьи 64, часть 2 статьи 100, часть 2 статьи 123, абзац 1 части 2, абзацы 1, 2 части 5 статьи 124 в той мере, в которой содержащиеся в указанных нормах наименования органа муниципального образования (администрация) и должностного лица (мэр) прописаны с заглавной (прописной) буквы;
- пункт 4 части 1 статьи 29, части 4, 5, 6, 9 статьи 85, пункт 10.2 части 1, части 3, 3.1, 4, 5, 6, 7, 8, 9 статьи 86 в той мере, в которой содержащееся в первом слове указанных норм наименование органа муниципального образования (контрольно-счётная палата) прописано с заглавной (прописной) буквы;
- часть 7 статьи 85 в той мере, в которой содержащееся в указанной норме в первых двух словах наименование должностного лица (председатель контрольной счетной палаты) прописано с заглавной (прописной) буквы;
- пункт 14 части 3 статьи 31, часть 1 статьи 100.1 в той мере, в которой содержащиеся в указанных нормах первое слово в наименовании органа муниципального образования (контрольно-счетная палата) и первое слово в наименовании должностного лица (председатель контрольно-счетной палаты) прописаны с заглавной буквы;
- часть 12 статьи 29, часть 1 статьи 102, абзац 2 части 3 статьи 103, абзац 1 части 1 статьи 137 в той мере, в которой содержащиеся в указанных нормах наименования должностного лица (мэр) и органов муниципального образования (администрация, контрольно-счётная палата) прописаны с заглавной (прописной) буквы;
- пункты 5, 6 части 1 статьи 96, части 7, 8 статьи 124 в той мере, в которой содержащиеся в первых словах в указанных нормах наименования органов муниципального образования (администрация, контрольно-счётная палата) прописаны с заглавной (прописной) буквы;
- часть 6 статьи 32, пункт 1 части 1, часть 3 статьи 33, абзац 2 части 7 статьи 98 в той мере, в которой содержащееся в указанных нормах первое слово в наименовании должностного лица (председатель Тындинской городской Думы) прописано с заглавной (прописной) буквы;
- пункт 2 части 1 статьи 33 в той мере, в которой содержащееся в указанной норме первые два слова в наименовании должностного лица (заместитель председателя Тындинской городской Думы) прописаны с заглавной (прописной) буквы;
- части 4, 4.1 - 4.2 статьи 33, часть 2 статьи 34, абзац 3 части 1 статьи 38 в той мере, в которой содержащиеся в указанных нормах слова в соответствующих наименованиях должностных лиц (председатель, заместитель председателя) прописаны с заглавной (прописной) буквы;
- часть 8 статьи 53 в той мере, в которой содержащиеся в указанной норме наименования должностных лиц (мэр, председатель Тындинской городской Думы) прописаны с заглавной (прописной) буквы;
- часть 8 статьи 32 в той мере, в которой содержащиеся в указанной норме первое слово в наименовании должностных лиц (председатель Тындинской городской Думы, мэр) и первое слово в наименовании органа муниципального образования (администрация) прописаны с заглавной (прописной) буквы;
- пункт 10 части 1 статьи 49 в той мере, в которой содержащиеся в указанной норме в первом слове и в первых двух словах соответствующих наименованиях должностных лиц (председателя Тындинской городской Думы, председателя контрольно-счетной палаты) прописаны с заглавной (прописной) буквы;
- абзац 2 части 3 статьи 87 в той мере, в которой содержащиеся в указанной норме в первом слове наименований должностных лиц (мэр, председатель Тындинской городской Думы, председатель контрольно-счетной палаты) и органа муниципального образования (администрация) прописаны с заглавной (прописной) буквы;
- абзац 1 части 12 статьи 29 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания не позволяет определить адрес месторасположения или адрес местонахождения Тындинской городской Думы, как юридического лица (с момента принятия);
- пункт 46 части 3 статьи 31 в части слов "утверждает Положение о муниципальной службе в городе Тынды" (с момента принятия);
- пункт 58 части 3 статьи 31 (с момента принятия);
- абзац 1 части 4.1 статьи 33 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания не позволяет определить временное отсутствие председателя Тындинской городской Думы, а также характер отдельных поручений, которые на основании правового акта председателя Тындинской городской Думы исполняет заместитель председателя Тындинской городской Думы;
- абзац 2 части 6 статьи 33 в той мере, в которой указанной нормой не предусмотрено, что структура и численность аппарата Тындинской городской Думы являются неотъемлемой частью этого решения, как сущностные составляющие Положения об аппарате Тындинской городской Думы;
- абзац 4 части 6 статьи 33;
- часть 7 статьи 33 в той мере, в которой данной нормой не предусмотрено, что регистрация документов и делопроизводство в Тындинской городской Думе осуществляется аппаратом Тындинской городской Думы в порядке определенном нормативным правовым актом, принятым Тындинской городской Думой, а также в части слов "и правовыми актами Тындинской городской Думы";
- пункт 8 части 1 статьи 34 в части слов "и по другим расходам, связанным с деятельностью Тындинской городской Думы в пределах сметы";
- пункт 9 части 1 статьи 34 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания не позволяет определить порядок и условия пользования председателем Тындинской городской Думы правом приёма и увольнения работников аппарата Тындинской городской Думы;
- пункт 12 части 1 статьи 34 в той мере, в которой данным пунктом допускается отнесение к полномочиям председателя Тындинской городской Думы издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности аппарата Тындинской городской Думы, а также по вопросам прохождения муниципальной службы работниками аппарата Тындинской городской Думы и по иным отношениям, связанным с их трудовой деятельностью;
- пункт 12 части 1 статьи 34 в части слов ", не имеющие нормативного характера";
- пункт 13 части 1 статьи 34 в части слов "и иные", а также в той мере, в которой в данном правовом предписании не содержится конкретизация договоров, на заключение и подписание которых председатель Тындинской городской Думы наделяется полномочиями;
- пункт 13 части 1 статьи 34 в части слов ", выдает доверенности", а также в той мере, в которой данной нормой не определяется круг лиц и не конкретизируется, представление чьих интересов (Тындинской городской Думы или председателя Тындинской городской Думы либо иных граждан) наделяется председателем Тындинской городской Думы полномочиями выдавать доверенности, а также в той мере, в которой в данной норме не содержится правовое предписание о наделении председателя Тындинской городской Думы полномочиями по подписанию таких доверенностей;
- пункт 14 части 1 статьи 34;
- часть 2 статьи 34 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость её нормативного содержания не позволяет определить основания исключения из установленных частью 4.1 статьи 33 Устава, когда не допускается отнесение к полномочиям заместителя председателя Тындинской городской Думы полномочий председателя Тындинской городской Думы на основании его правового акта (с момента принятия);
- часть 2 статьи 34 в той мере, в которой данной нормой позволяется заместителю председателя Тындинской городской Думы осуществлять полномочия председателя Тындинской городской Думы, предусмотренные пунктом 12 части 1 статьи 34 Устава, в той мере, в которой данным пунктом допускается отнесение к полномочиям председателя Тындинской городской Думы издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности аппарата Тындинской городской Думы в части прохождения муниципальной службы работниками аппарата Тындинской городской Думы и по иным отношениям, связанным с их трудовой деятельностью (с момента принятия);
- часть 2 статьи 34 в той мере, в которой данной нормой позволяется заместителю председателя Тындинской городской Думы осуществлять полномочия председателя Тындинской городской Думы, предусмотренные пунктом 12 частью 1 статьи 34 Устава города Тынды, в той мере, в которой данным пунктом не допускается отнесение к полномочиям председателя Тындинской городской Думы подписание всех решений Тындинской городской Думы (с момента принятия);
- абзац 1 части 3 статьи 49 в той мере, в которой данной нормой не предусматривается конкретизация временного (командировка, отпуск, больничный) неисполнения мэром города Тынды полномочий главы администрации города Тынды, когда такие полномочия временно исполняет первый заместитель главы администрации города Тынды, не определяются объём делегируемых полномочий и должностное лицо, правомочное на подписание такого правового акта администрации города Тынды, а также не определяются случаи необходимости, когда временное исполнение полномочий главы администрации города Тынды осуществляется одним из заместителей главы администрации города Тынды;
- абзац 2 части 3 статьи 49;
- абзац 2 части 2 статьи 87 в части слов ", правовое положение (статус) муниципального служащего, порядок поступления на муниципальную службу, её прохождения и прекращения, рабочее (служебное) время и отдыха, условия оплаты труда муниципального служащего, гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, стаж муниципальной службы, дисциплина труда, финансирование муниципальной службы и другие вопросы муниципальной службы, ", "о муниципальной службе в городе Тынде", "и иными муниципальными правовыми актами", "и настоящим Уставом";
- абзац 2 части 3 статьи 87 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания не позволяет определить, какому муниципальному служащему могут быть работодателями мэр города Тынды, председатель Тындинской городской Думы, председатель контрольно-счетной палаты, руководители отраслевых (функциональных) органов администрации города Тынды со статусом юридического лица;
- абзац 2 части 3 статьи 87 в части слов "или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя)";
- часть 1 статьи 88 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость её нормативного содержания не позволяет определить конкретизацию установленных дополнительных гарантий муниципальным служащим (с момента принятия);
- часть 2 статьи 98 в той мере, в которой данной частью допускается отнесение к полномочиям председателя Тындинской городской Думы издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности аппарата Тындинской городской Думы, а также по вопросам прохождения муниципальной службы работниками аппарата Тындинской городской Думы и иных отношений, связанных с их трудовой деятельностью (с момента принятия);
- часть 5.1 статьи 98 (с момента принятия);
- абзац 2 части 7 статьи 98 в той мере, в которой данной нормой не предусматривается срок для подписания председателем Тындинской городской Думы решения Тындинской городской Думы, не имеющего нормативного характера;
- абзац 2 части 7 статьи 98 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость её нормативного содержания не позволяет определить, до принятия Тындинской городской Думой или после принятия Тындинской городской Думой подписывается председателем Тындинской городской Думы решение, не имеющее нормативного характера;
- абзац 1 части 7 статьи 110 в части слов "в порядке, установленном правомочным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Уставом" (с момента принятия);
- абзац 2 части 7 статьи 110 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания допускает возможность осуществления администрацией города Тынды функций полномочий учредителя, а также осуществления функций и полномочия отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Тынды на основании правового акта администрации города Тынды о создании муниципального учреждения в отношении Тындинской городской Думы, как муниципального казённого учреждения (с момента принятия).
ФИО1 обратился в Амурский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими отдельные положения Устава, а именно:
- пункт 17 части 3 статьи 31 в части слов "выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и иных должностных лиц местного самоуправления";
- пункт 18 части 3 статьи 31 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания не позволяет определить способы реализации полномочий Тындинской городской Думой по осуществлению защиты прав депутатов;
- пункт 46 части 3 статьи 31 в части слов ", Реестр лиц, замещающих муниципальные должности в городе Тынде";
- пункт 1 части 1 статьи 34 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания не позволяет определить, в течение какого срока (за сколько дней) председатель Тындинской городской Думы созывает очередные и внеочередные заседания Тындинской городской Думы и каким образом доводит до сведения депутатов время и место проведения заседаний, а также проект повестки дня;
- пункт 4 части 1 статьи 34 в части слов ", рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в Тындинской городской Думе, его органах и в избирательном округе";
- пункт 6 части 1 статьи 34 в части слов "и подписывает";
- пункт 6.1 части 1 статьи 34;
- пункт 10 части 1 статьи 34 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания не позволяет определить, в частности, единоличность осуществления председателем Тындинской городской Думы приёма граждан, рассмотрение обращений и заявлений граждан в соответствии с правовым актом, принятым Тындинской городской Думой, либо организацию председателем Тындинской городской Думы приёма граждан, рассмотрение обращений и заявлений граждан в Тындинской городской Думе в соответствии с правовым актом, принятым Тындинской городской Думой;
- часть 7 статьи 38 в той мере, в которой указанной нормой не предусматриваются условия беспрепятственности осуществления депутатской деятельности;
- абзац 2 части 7.1 статьи 38 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания не позволяет определить основания освобождения депутата от выполнения производственных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности;
- пункт 2 части 1 статьи 40 в той мере, в какой он не содержит указания на правовой акт, в соответствии с которым депутат Тындинской городской Думы обязан вести приём избирателей;
- пункт 3 части 1 статьи 40 в той мере, в которой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания не позволяет определить, в какой форме депутат Тындинской городской Думы обязан отчитываться перед избирателями о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы не реже одного раза в год;
- часть 1 статьи 42 в той мере, в которой в данной норме не содержится правовое предписание, предусматривающее, что депутату возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, а также суточные в связи с прибытием на заседания Тындинской городской Думы и на заседания постоянных депутатских комиссий, рабочих групп и иных формирований, создаваемых Тындинской городской Думой, и что порядок возмещения указанных расходов устанавливается муниципальным правовым актом;
- часть 3 статьи 44;
- статью 89 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость её нормативного содержания не позволяет определить круг лиц, замещающих муниципальные должности, которым устанавливаются этой нормой гарантии для осуществления их полномочий (ко всем лицам, замещающим муниципальные должности, либо только к лицам, замещающим муниципальные должности и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе);
- пункт 1 части 1 статьи 90 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания не позволяет определить круг лиц, замещающих муниципальные должности, которым гарантируются условия работы, обеспечивающие исполнение ими должностных полномочий в соответствии с нормативным правовым актом, регулирующим материально-техническое и организационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления, принимаемым Тындинской городской Думой (ко всем лицам, замещающим муниципальные должности, либо только к лицам, замещающим муниципальные должности и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе);
- пункт 3 части 1 статьи 90 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания не позволяет определить круг лиц, замещающих муниципальные должности, которым гарантируется обязательное государственное социальное страхование в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством (ко всем лицам, замещающим муниципальные должности, либо только к лицам, замещающим муниципальные должности и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе);
- пункт 6 части 1 статьи 90 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания не позволяет определить круг лиц, замещающих муниципальные должности, которым гарантируется право на получение пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных настоящим Уставом (ко всем лицам, замещающим муниципальные должности либо только к лицам, замещающим муниципальные должности осуществляющим свои полномочия на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность);
- пункт 7 части 1 статьи 90 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания не позволяет определить круг лиц, замещающих муниципальные должности, которым гарантируется предоставление служебного транспорта, обеспечение служебными помещениями и телефонной связью, медицинское обеспечение (в том числе медицинские осмотры): ко всем лицам, замещающим муниципальные должности, либо только к лицам, замещающим муниципальные должности, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе;
- пункт 7 части 1 статьи 90 в части слов ", предоставление на срок осуществления полномочий служебного жилого помещения", - пункт 9 части 1 статьи 90;
- часть 2 статьи 90 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость её нормативного содержания не позволяет определить круг лиц, замещающих муниципальные должности, которые имею право на возмещение расходов, связанных со служебными командировками (ко всем лицам, замещающим муниципальные должности, либо только к лицам, замещающим муниципальные должности и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе);
- статью 91.
ФИО3 обратилась в Амурский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими следующие положения Устава:
- часть 11 статьи 29 в той мере, в которой данной правовой нормой не конкретизируется орган местного самоуправления города Тынды, наделённый Федеральным законом полномочиями по принятию решения об учреждении соответствующего органа администрации города Тынды в форме муниципального казённого учреждения и утверждению положения о нём по представлению мэра города Тынды, осуществляющего функции главы администрации города Тынды;
- пункт 12 части 3 статьи 31 в той мере, в которой данной правовой нормой не предусматривается, что Тындинская городская Дума принимает решение об учреждении органов администрации города Тынды в форме муниципальных казенных учреждений, и что Тындинская городская Дума утверждает положения о них по представлению мэра города Тынды, осуществляющего функции главы администрации города Тынды;
- пункт 3 части 1 статьи 49 в части слов ", выдает доверенности";
- пункт 13 части 2 статьи 49 в части слов "подписывает исковые заявления в суды общей юрисдикции" в той мере, в которой данной нормой не предусматриваются полномочия мэра города Тынды, как главы администрации города Тынды, на личное участие в судах общей юрисдикции для представление интересов администрации города Тынды, подписание от имени администрации города Тынды возражений на административные исковые заявления иных лиц, а также обжалование в установленном законом порядке судебных постановлений;
- пункт 13 части 2 статьи 49 в части слов ", выдает доверенности" в той мере, в которой данной нормой не определяется круг лиц и не конкретизируется, представление чьих интересов (администрации города Тынды или мэра города Тынды, как главы администрации города Тынды) наделяется мэр города Тынды, как глава администрации города Тынды, а также в той мере, в которой в данной норме не содержится правовое предписание на наделение мэра города Тынды, как главы администрации города Тынды, полномочиями по подписанию доверенностей;
- абзац 1 части 3 статьи 49 в той мере, в которой данной нормой не предусматривается конкретизация временного (командировка, отпуск, больничный) неисполнения мэром города Тынды полномочий главы администрации города Тынды, когда такие полномочия временно исполняет первый заместитель главы администрации города Тынды, и не определяется должностное лицо, правомочное на подписание такого правового акта администрации города Тынды, а также не определяются случаи такой необходимости временного исполнения главы администрации города Тынды одним из заместителей главы администрации города Тынды;
- абзац 2 части 3 статьи 49;
- часть 3 статьи 55 в той мере, в которой данной правовой нормой не конкретизируется орган местного самоуправления города Тынды, наделённый федеральным законом полномочиями по утверждению положений об органах администрации города Тынды, являющихся юридическими лицами;
- пункт 1 части 6 статьи 55;
- пункт 2 части 6 статьи 55 в части слов "и их заместители в случае временного исполнения обязанностей вышеуказанных руководителей";
- абзац 2 части 7 статьи 110 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость его нормативного содержания допускает возможность осуществления администрацией города Тынды функций и полномочий учредителя в отношении органов администрации города Тынды, созданных в форме муниципальных казённых учреждений с правами юридического лица.
ФИО4 обратилась в Амурский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими следующие положения Устава:
- пункт 3 части 1 статьи 49 в части слов ", выдает доверенности";
- пункт 7 части 2 статьи 49 в части слов "и предприятия";
- пункт 8 части 2 статьи 49 в части слов "и предприятия";
- пункт 9 части 2 статьи 49 в той мере, в которой указанной нормой, находящейся в правовой взаимосвязи с пунктом 15 части 2 этой же статьи, допускается отнесение к полномочиям мэра города Тынды, осуществляющего функции главы администрации города Тынды, принятие мер поощрения и дисциплинарной ответственности к руководителям муниципальных предприятий";
- пункт 13 части 2 статьи 49 в части слов "подписывает исковые заявления в суды общей юрисдикции" в той мере, в которой данной нормой не предусматривает полномочия мэра города Тынды, как главы администрации города Тынды, личное участие в судах общей юрисдикции для представления интересов администрации города Тынды, подписание от имени администрации города Тынды возражений на административные исковые заявления иных лиц, а также обжалование в установленном законом порядке судебных постановлений (с момента принятия);
- пункт 13 части 2 статьи 49 в части слов ", выдает доверенности" в той мере, в которой данной нормой не определяется круг лиц и не конкретизируется, представление чьих интересов (администрации города Тынды или мэра города Тынды, как главы администрации города Тынды) наделяется мэр города Тынды, как глава администрации города Тынды, полномочиями выдавать доверенности, а также в той мере, в которой в данной норме не содержится правовое предписание о наделении мэра города Тынды, как главы администрации города Тынды, полномочиями по подписанию таких доверенностей (с момента принятия);
- пункт 14 части 2 статьи 49 Устава города Тынды в части слов "и предприятия";
- пункт 15 части 2 статьи 49;
- пункт 2 части 1 статьи 81 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределенность его нормативного содержания не позволяет определить, каким документом (трудовым договором, нормативным правовым актом, учредительным документом организации), администрация города Тынды определяет условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий;
- абзаца 2 части 7 статьи 110 в той мере, в которой указанной нормой допускается отнесение функций и полномочий учредителя в отношении муниципальных предприятий к администрации города Тынды, а также к отраслевым (функциональным) и территориальным органам администрации города Тынды на основании правового акта администрации города Тынды о создании муниципального предприятия.
Административные истцы, оспаривая приведённые выше положения Устава города Тынды, ссылались на их правовую неопределенность, противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также на нарушение их прав и охраняемых законом интересов.
Определениями Амурского областного суда от 21 февраля 2022 года и от 11 марта 2022 года административные дела по административным исковым заявлениям ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
Определением Амурского областного суда от 18 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2022 года, производство по настоящему административному делу в части требований об оспаривании положений пункта 3 части 1 статьи 49, абзаца 2 части 7 статьи 110 Устава прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Решением Амурского областного суда от 18 июля 2022 года административные исковые требования были удовлетворены частично. Судом первой инстанции признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Устава в действующей редакции:
- пункт 17 части 3 статьи 31 в части слов ", и иных должностных лиц местного самоуправления";
- часть 7 статьи 33 в части слов "и правовыми актами Тындинской городской Думы";
- пункт 12 части 1 статьи 34 в части слов ", не имеющие нормативного характера";
- пункт 14 части 1 статьи 34 в части слов "действующим законодательством", "и решениями Тындинской городской Думы";
- часть 2 статьи 34 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость её нормативного содержания не позволяет определить основания исключения из установленных частью 4.1 статьи 33 Устава, когда не допускается отнесение к полномочиям заместителя председателя Тындинской городской Думы полномочий председателя Тындинской городской Думы на основании его правового акта;
- часть 1 статьи 42 в части слов "может быть" и в той мере, в которой не позволяет определить перечень расходов, подлежащих возмещению путём выплаты компенсации;
- пункт 1 части 6 статьи 55;
- пункт 2 части 6 статьи 55 в части слов "и их заместители в случае временного исполнения обязанностей вышеуказанных руководителей", - абзац второй части 2 статьи 87 в части слов ", принимаемым правомочным органом местного самоуправления";
- статья 89 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость её нормативного содержания не позволяет определить круг лиц, замещающих муниципальные должности, которым устанавливаются этой нормой гарантии для осуществления их полномочий (ко всем лицам, замещающим муниципальные должности, либо только к лицам, замещающим муниципальные должности и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе);
- часть 1 и часть 2 статьи 90 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость их нормативного содержания не позволяет определить круг лиц, замещающих муниципальные должности, которым устанавливаются гарантии настоящей нормой (ко всем лицам, замещающим муниципальные должности, либо только к лицам, замещающим муниципальные должности и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе);
- пункт 7 части 1 статьи 90 в части слов ", предоставление на срок осуществления полномочий служебного жилого помещения";
- пункт 9 части 1 статьи 90;
- статья 91 в части отсутствия в ней положений об осуществлении лицами, замещавшими муниципальные должности, своих полномочий на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, - часть 2 статьи 98.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО3 судом первой инстанции было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2022 года решение Амурского областного суда от 18 июля 2022 года отменено в части удовлетворения административных требований о признании недействующими:
- части 7 статьи 33 в части слов "и правовыми актами Тындинской городской Думы", - пункта 14 части 1 статьи 34 в части слов "действующим законодательством", "и решениями Тындинской городской Думы";
- части 2 статьи 34 в той мере, в какой в системе правового регулирования неопределённость её нормативного содержания не позволяет определить основания исключения из установленных частью 4.1 статьи 33 настоящего Устава, когда не допускается отнесение к полномочиям заместителя председателя Тындинской городской Думы полномочий председателя Тындинской городской Думы на основании его правового акта;
- абзаца 2 части 2 статьи 87 в части слов ", принимаемым правомочным органом местного самоуправления";
- части 2 статьи 98.
Судом апелляционной инстанции в указанной части по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
26 января 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Тындинской городской Думы, поданная 10 января 2023 года через Амурский областной суд, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части признания не действующим пункта 17 части 3 статьи 31 Устава в части слов: "и других должностных лиц органов местного самоуправления", поскольку судами в указанной части были допущены нарушения при применении норм материального и процессуального права, а также о прекращении производства по административному делу в указанной части.
Помимо ФИО2, представителя административных истцов ФИО8 и прокурора, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Амурского областного суда от 18 июля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2022 года в обжалуемой части по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся вопросы принятия устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (пункт 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Решением от 26 декабря 2014 года N 221-Р-ТГД-VI, официально опубликованным в печатном издании "Авангард" 3 декабря 2015 года N 4, принят Устав, который зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области 26 января 2015 года (N N).
Действовавшая на момент рассмотрения административного дела в судах первой и апелляционной инстанций редакция пункта 17 части 3 статьи 31 Устава предусматривала, что к полномочиям Тындинской городской Думы отнесено установление размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и иных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Признавая пункт 17 части 3 статьи 31 Устава в части слов ", и иных должностных лиц местного самоуправления" не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, Амурский областной суд, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, проанализировав положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, постановления Правительства Амурской области от 17 декабря 2019 года N 725 "О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих области и на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований области", указал в решении, что соответствующая норма Устава в оспариваемой части содержит правовую неопределённость, поскольку допускает неоднозначное толкование и позволяет отнести к категории "иных должностных лиц местного самоуправления" тех должностных лиц местного самоуправления, для которых Тындинская городская Дума в силу положений действующего федерального законодательства не может устанавливать размеры и условия оплаты труда. При таких обстоятельствах действующая редакция пункта 17 части 3 статьи 31 Устава в части слов ", и иных должностных лиц местного самоуправления" подлежит признанию не действующей со дня вступления судебного решения в законную силу.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Из содержания части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что под "должностным лицом местного самоуправления" понимается выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим (часть 7 статьи 213 КАС РФ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 21 января 2010 года N 1-П и от 31 марта 2015 года N 6-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определённости, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределённость правовой нормы ведёт к её неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности её произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50), проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определённым. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Таким образом, механизм действия нормативного правового акта должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений непосредственно из содержания данного нормативного положения.
В данном случае, как верно указали суды в обжалуемых судебных актах, пункт 17 части 3 статьи 31 Устава в части слов ", и иных должностных лиц местного самоуправления" даёт возможность неоднозначного толкования компетенции Тындинской городской Думы в вопросах осуществления правового регулирования установления размеров и условий оплаты труда должностных лиц местного самоуправления, поскольку использованное в указанной правовой норме словосочетание "иных должностных лиц местного самоуправления" может толковаться как "всех остальных должностных лиц местного самоуправления".
В свою очередь, в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путём обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый нормативный правовой акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которой уже была дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных актах. Данные доводы не опровергают правильных выводов судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для признания не действующим пункта 17 части 3 статьи 31 Устава в части слов ", и иных должностных лиц местного самоуправления", по существу эти доводы сводятся к неверному субъективному толкованию норм материального и процессуального права, тогда как такое толкование в силу положений частей 2 и 3 статьи 328 КАС РФ не может являться основаниями для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке в обжалуемой части.
Поскольку кассационная жалоба Тындинской городской Думы не содержит каких-либо доводов, касающихся несогласия административного ответчика с обжалуемыми судебными актами в той части, в которой в удовлетворении административных исковых требований было отказано, а также в иной, помимо пункта 17 части 3 статьи 31 Устава, части удовлетворённых административных исковых требований, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности соответствующих частей решения и апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административных исковых требований в части оспаривания пункта 17 части 3 статьи 31 Устава, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решении и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского областного суда от 18 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тындинской городской Думы - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.