Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, ФИО3 на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО3 к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска об отмене распоряжения в части.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 и ФИО3, в общей совместной собственности которых находятся земельный участок с кадастровым номером N и расположенное на нём здание склада с кадастровым номером N (адрес местонахождения объектов: "адрес"), обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением, в котором просили отменить как незаконное распоряжение первого заместителя главы городского округа "город Якутск" от 19 февраля 2018 года N 567/1зр "О внесении адресов объектов адресации в федеральную информационную адресную систему: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), городской округа "город Якутск", г. Якутск" (далее - Распоряжение от 19 февраля 2018 года N 567/1зр) в части присвоения адреса - "адрес", - как зданию склада с кадастровым номером N, так и многоквартирному жилому дому.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 и ФИО3 было отказано.
26 января 2023 года Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административных истцов, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 11 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с несоответствием вывода суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Из разъяснений, приведённых в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", следует, что если лицо, подавшее кассационные жалобу, представление, обжалует решение суда первой инстанции и не приводит доводов относительно незаконности (необоснованности) апелляционного определения, которым такое решение оставлено без изменения, судом кассационной инстанции проверяется также указанное апелляционное определение.
Применительно к настоящему административному делу судебная коллегия суда кассационной инстанции проверяет на предмет законности и обоснованности не только решение суда первой инстанции, но и апелляционное определение, которым данное решение оставлено без изменения.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В силу пункта 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ) под "адресом" понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Под "объектом адресации" понимается объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации; под "федеральной информационной адресной системой" - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра (пункты 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ).
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", осуществляют следующие полномочия по присвоению адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
В соответствии с пунктом 3 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 (далее - Правила), адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованиям: уникальности (один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (строению), сооружению); обязательности (каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами); легитимности (правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр).
При присвоении адресов зданиям (строениям), сооружениям, в том числе строительство которых не завершено, такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания (строения), сооружения (пункт 9 Правил).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Распоряжением от 19 февраля 2018 года N 567/1зр в федеральную информационную адресную систему были внесены адреса объектов адресации "здание", расположенных по адресу: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), городской округ "город Якутск", г. Якутск. Так, в пункте 91 приложения к Распоряжению от 19 февраля 2018 года N 567/1зр указывался адрес: "адрес".
Приказом начальника Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска от 15 августа 2018 года N 340 "О присвоении адреса объектам адресации: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), городской округ "город Якутск", г. Якутск" земельному участку с кадастровым номером "адрес" и расположенному на нём зданию с кадастровым номером "адрес" присвоены постоянные адреса: Российская Федерация, "адрес" (для земельного участка); Российская "адрес" (для здания).
С 24 октября 2018 года земельный участок с кадастровым номером "адрес", площадью 2088 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: социальное обслуживание, адрес местоположения: Российская Федерация, "адрес", и нежилое здание склада с кадастровым номером "адрес", площадью 1001, 3 кв. м, адрес местоположения: Российская Федерация "адрес", перешли в общую совместную собственность ФИО1 и ФИО3, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 24 октября 2018 года сделаны регистрационные записи N и N соответственно.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в оспаривании Распоряжения от 19 февраля 2018 года N 567/1зр в части административные истцы ссылались на то, что данным распоряжением принадлежащему им зданию склада с кадастровым номером 14:35:108001:12583 присвоен адрес многоквартирного жилого дома: Российская Федерация, "адрес".
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ, Правил, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришёл к выводу, что Распоряжение от 19 февраля 2018 года N 567/1зр издано уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, не противоречит, прав и законных интересов административных истцов не нарушает (оспариваемое распоряжение не присваивало объектам недвижимости с кадастровыми номерами N и N, находящимся в собственности ФИО1 и ФИО3, адрес: Российская Федерация, "адрес"). Кроме того, суд первой инстанции указал на пропуск административными истцами трёхмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ, на обращение в суд с административным исковым заявлением об обжаловании Распоряжения от 19 февраля 2018 года N 567/1зр, о наличии которого ФИО1 и ФИО3 было известно ещё в декабре 2020 года, тогда как настоящее административное исковое заявление ими подано в суд только 18 мая 2022 года и уважительные причины пропуска соответствующего срока отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признает верными выводы судов первой и апелляционной инстанций, касающиеся отсутствия оснований для признания незаконным Распоряжения от 19 февраля 2018 года N 567/1зр в обжалуемой части (в части присвоения адреса - "адрес", - зданию склада, принадлежащего административным истцам), поскольку такие выводы основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, на надлежащем установлении имеющих значение для разрешения административного спора обстоятельств и на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Распоряжение от 19 февраля 2018 года N 567/1зр исключительно вносило в федеральную информационную адресную систему возможные адреса объектов адресации, расположенных в пределах границ городского округа "город Якутск", без их привязки к конкретному зданию.
В свою очередь, непосредственное присвоение адресов объектам, принадлежащим на праве собственности ФИО1 и ФИО3 (земельному участку с кадастровым номером N и зданию склада с кадастровым номером N) производилось приказом начальника Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска от 15 августа 2018 года N 340, при этом в качестве адреса данных объектов определено: Российская Федерация, "адрес", а не: Российская Федерация, "адрес", на что ссылались административные истцы в своём административном исковом заявлении.
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости объекты недвижимости с кадастровыми номерами N и N имеют адрес: "адрес"
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с поименованным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений, к числу которых отнесены описание местоположения объекта недвижимости и его адрес (часть 2 статьи 1, части 4 и 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Приведенное в кассационной жалобе несогласие ФИО1 и ФИО3 с применением судами положений части 1 статьи 219 КАС РФ не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку соответствующие выводы о пропуске административными истцами трёхмесячного срока на обжалование Распоряжения от 19 февраля 2018 года N 567/1зр не являлись единственным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, которые были рассмотрены по существу и правомерно оставлены без удовлетворения.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, а также на неверной оценке установленных по делу обстоятельств, в связи с чем они не могут являться основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО3 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.