Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зиганшин И.К., рассмотрев кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2022 года и апелляционное определение судьи Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года о процессуальном правопреемстве по административному делу по административному исковому заявлению Камчатского межрайонного природоохранного прокурора к агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края об оспаривании бездействия, выразившегося в непроведении лесоустройства путем таксации лесов,
УСТАНОВИЛ:
решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 мая 2020 года по административному делу N 2а-2602/2020 административные исковые требования Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены, на агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Атласовского лесничества Камчатского края.
В соответствии с постановлением Губернатора Камчатского края от 29 сентября 2020 года N 178 "Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Камчатского края" агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края переименовано в агентство лесного хозяйства Камчатского края.
21 марта 2022 года агентство лесного хозяйства Камчатского края обратилось в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве и замене административного ответчика (должника) агентства лесного хозяйства Камчатского края на Федеральное агентство лесного хозяйства в связи с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 года N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отсутствием у заявителя с 1 января 2022 года полномочий по проведению лесоустройства на землях лесного фонда.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года, заявление агентства лесного хозяйства Камчатского края удовлетворено, произведена замена стороны административного ответчика (должника) агентства лесного хозяйства Камчатского края на правопреемника Федеральное агентство лесного хозяйства.
22 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Федерального агентства лесного хозяйства, поданная 1 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что агентством лесного хозяйства Камчатского края не доказано возникновение юридических фактов, являющихся основанием для процессуального правопреемства в административном процессе.
В соответствии со статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания для признания обжалуемых судебных актов незаконными и их отмене имеются исходя из следующего.
Разрешая вопрос о процессуальном правопреемстве, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 2 июля 2021 года N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", пришли к правильному выводу о том, что закон допускает правопреемство в ходе административного судопроизводства и в исполнительном производстве в случае перераспределения полномочий между органами государственной власти в публично-правовой сфере.
В силу ранее действовавшего правового регулирования (пункт 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации) осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 указанного Кодекса, было передано Российской Федераций органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2022 года полномочия по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены особо охраняемые природные территории федерального значения, переданы органам государственной власти Российской Федерации (пункт 22 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации).
То есть, со дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2021 года N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произошло перераспределение полномочий по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что является основанием для рассмотрения вопроса о функциональном правопреемстве.
Вместе с тем судами не учтено, что согласно положениям части 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" вопрос о правопреемстве подлежит разрешению, если дело рассматривается по существу, или в апелляционном, кассационном порядке, или в связи с новыми, вновь открывшимися обстоятельствами, или в рамках исполнительного производства.
В данном случае при рассмотрении заявления о правопреемстве суды первой и апелляционной инстанций не выяснили вопрос о возбуждении исполнительного производства на основании решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 мая 2020 года. Как видно из кассационной жалобы Федерального агентства лесного хозяйства, такое исполнительное производство было возбуждено 4 октября 2022 года, то есть после разрешения судами заявления о процессуальном правопреемстве.
Кроме того, согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
Несмотря на то, что в соответствии с пунктом 5.6(1) указанного Положения, который введен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2524, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, судами не приняты во внимание требования, установленные в части 9 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в том числе на лесных участках, предоставленных по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, в соответствии с планом проведения лесоустройства, предусмотренным статьей 67.2 настоящего Кодекса, самостоятельно или с привлечением иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Судебным актом, принятым по административному делу N 2а-2602/2020, на орган государственной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность проведения лесоустройства путем таксации лесов, следовательно, судам необходимо было определить надлежащего правопреемника в установленном судом правоотношении, а именно, какой орган, организация в настоящее время осуществляет мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, создано ли для этих целей федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное Рослесхозу.
При таких обстоятельствах замена стороны административного ответчика по административному делу N 2а-2602/2020 агентства лесного хозяйства Камчатского края на Федеральное агентство лесного хозяйства является преждевременной.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций были допущены ошибки при применении норм материального и процессуального права, определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2022 года и апелляционное определение судьи Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года подлежат отмене, а материалы административного дела - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение заявления о процессуальном правопреемстве.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2022 года и апелляционное определение судьи Камчатского краевого суда от 22 августа 2022 года отменить.
Административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение заявления о правопреемстве.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта, принятого по вопросу о процессуальном правопреемстве.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.