Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Шумилова Олега Анатольевича - Ушницкой З.М. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 года, принятые по административному делу N 2а-2687/2022 по административному иску Шумилова Олега Анатольевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутка о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения Шумилова О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шумилов О.А. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решения Окружной администрации города Якутска N-ДИЗО/2022, N-ДИЗ/2022 от ДД.ММ.ГГГГ N-ДИЗО/21 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами N, N, расположенных по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес" "адрес"", боксы N, N; возложить обязанность на ответчика произвести действия по предоставлению в собственность спорных земельных участков.
В обоснование иска административный истец указал, что на спорных земельных участках находятся принадлежащие ему на праве собственности гаражные боксы, 1998 года постройки. Полагает, что решения об отказе в предоставлении земельных участков в собственность в связи с тем, что земельные участки не соответствуют ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии), являются незаконными, поскольку указанная в проектах межевания проектная красная линия не является границей, наделенной юридической силой, не рассматривается как объект учета кадастровой недвижимости, а является публичным объявлением об утвержденных намерениях в области изменения планировки территории.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Шумилова О.А. отказано.
22 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Шумилова О.А. - Ушницкой З.М, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 12 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об удовлетворении требований административного истца в связи с нарушением судами норм материального права.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на то, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет в 2011 году, до утверждения проекта межевания и планировки в 2013 году; принимая проект планировки, ответчик не учел фактическую застройку, решения о резервировании земельных участков под муниципальные нужды и о развитии застроенной территории не приняты.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 декабря 2022 года кассационная жалоба представителя Шумилова О.А. - Ушницкой З.М. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо административного истца не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав административного истца, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Шумилов О.А. с 2013 года является собственником гаражных боксов N и N, расположенных по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес" "Г" ГСПК "Щит-23", что подтверждается выписками из ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ Шумилов О.А. обратился в орган местного самоуправления с заявлениями N-ДИЗО/22 и N-ДИЗО/22 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес" "Г", "адрес"", боксы N и N, соответственно, для использования под хранение автотранспорта.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска направил административному истцу уведомления N N- ДИЗО/22 и N/22 об отказе в предоставлении вышеуказанных земельных участков на основании пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, в связи с несоответствием испрашиваемых земельных участков ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии). При этом разъяснена возможность оформления земельных участков в аренду.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Шумилова О.А, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что материалами дела подтверждается факт того, что испрашиваемые земельные участки не соответствуют ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии), установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции данные выводы судебных инстанций являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 62 и 84 КАС РФ, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.
Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, регулируются статьей 39.20 ЗК РФ, в которой закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка является то обстоятельство, что испрашиваемый в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в публичной собственности, отнесены участки, предназначенные для эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проекта планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3).
Согласно части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.
Документация по планировке территории, включая проект красных линий, утвержденный отдельным документом, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке (часть 17 статьи 45 ГрК РФ).
Согласно графическому чертежу межевания территории квартала "150" городского округа "город Якутск" территория испрашиваемых земельных участков пересекает линию градостроительного регулирования "красные пинии" - дорогу с ее инфраструктурой - тротуары (территория общего пользования).
Как установлено судами, указанные красные линии установлены распоряжением первого заместителя главы городского округа "город Якутск" от 21 октября 2013 года N 319/1 "Об утверждении проекта планировки территории кварталов 150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций города Якутска" с последующими изменениями, распоряжением Окружной администрации города Якутска от 14 октября 2016 года N1717р "Об утверждении проекта межевания территории квартала "150" в части изменения красных линий в городском округе "город Якутск", Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 2 августа 2017 года N1265 р "Об утверждении проекта планировки и межевания территории кварталов "150", "151", "152" городского округа "город Якутск".
Из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 26 января 2022 года N 07-073473 и N07-073474 также усматривается, что испрашиваемые земельные участки не соответствуют ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии).
Установив, что указанный проект планировки является действующим, в установленном порядке не оспорен и не признан недействующим, материалами дела подтверждается наложение испрашиваемых земельных участков на территории общего пользования (дорога с инфраструктурой), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о соответствии оспариваемых решений органа местного самоуправления об отказе в предоставлении в собственность истцу соответствующих земельных участков.
Тот факт, что спорные земельные участки были сформированы до установления красных линий, обозначающих дорогу общегородского значения с инфраструктурой, не свидетельствует о незаконности отказов администрации в предоставлении участков в собственность с учетом положений статей 27 и 39.16 ЗК РФ.
Ссылка в кассационной жалобе на положения Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому гражданам в установленных случаях предоставлено право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка под гаражом, была предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонена, поскольку в силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Кроме того, в силу положений пункта 19 статьи 3.7 Федерального закона от 5 апреля 2021 года N79-ФЗ, в случае если земельные участки, указанные в настоящей статье, являются ограниченными в обороте, такие земельные участки по правилам настоящей статьи подлежат предоставлению гражданам в аренду с установлением арендной платы в размере не выше размера земельного налога за соответствующий земельный участок.
С учетом изложенного, административный истец не лишен возможности использовать спорные земельные участки, на которых расположены принадлежащие ему на праве собственности гаражи, на праве аренды.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 КАС РФ, судебными инстанциями не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Шумилова Олега Анатольевича - Ушницкой З.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.