Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 28 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Темирова Т.А. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ФСИН России о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Темиров Т.А. обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконным необеспечение его вещевым довольствием (зимним головным убором - 1 шт, майкой - 2 шт, зимними носками - 2 пары, трусами - 2 шт, летними носками - 2 пары, футболками - 2 шт, тапочками резиновыми - 1 пара, летним головным убором - 1 шт.), взыскать в его пользу денежную компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с 27 марта 2020 года по 28 марта 2022 года в размере 48 000 рублей, возложить на ответчика обязанность устранить оспариваемые нарушения путем выдачи всего положенного вещевого довольствия.
К участию в деле административным ответчиком привлечена ФСИН России, заинтересованным лицом - УФСИН России по Хабаровскому краю.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 28 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 июля 2022 года, административные исковые требования Темирова Т.А. удовлетворены частично. Признаны незаконными и нарушающими права осужденного Темирова Т.А. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении Темирова Т.А. вещевым довольствием по нормам положенности при отбывании наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в период с 27 марта 2020 года по 28 марта 2022 года. На ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность устранить нарушения материально-бытового обеспечения Темирова Т.А. в части обеспечения его одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах". С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Темирова Т.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3000 рублей. Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении обращено к немедленному исполнению. В остальной части иска отказано.
2 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 20 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что требование в части взыскания компенсации за нарушений условий содержания в исправительном учреждении удовлетворено при недоказанности факта нарушения условий содержания.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2023 года кассационная жалоба ФСИН, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, определяя правовое положение осужденных, устанавливает обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 82).
Статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. Согласно части 2 указанной статьи осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий.
В соответствии с частью 3 статьи 99 данного Кодекса минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации, а нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно нормам вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, утвержденных Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216, на одного человека положено обеспечение головным убором зимним - 1 штука со сроком носки 3 года, головной убор летний - 1 штука на 3 года, куртка утепленная - 1 штука на 3 года, майка - 3 штуки на 2 года, трусы - 2 штуки на 2 года, носки хлопчатобумажные - 4 пары на 1 год, носки полушерстяные - 2 пары на 1 год, пантолеты литьевые - 1 пара на 3 года.
Как следует из материалов дела и установлено судами Темиров Т.А. с 9 февраля 2018 года отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, и в период с 27 марта 2020 года по 28 марта 2022 года не был обеспечен вещевым имуществом в полном объеме, в частности: головным убором летним (1 шт.), майками (3 шт.), трусами (2 шт.), носками хлопчатобумажными (4 пары), носками полушерстяными (2 пары), пантолетами литьевыми (1 пара).
Полагая, что бездействием административного ответчика нарушены его права, Темиров Т.А. обратился в суд.
Удовлетворяя административное исковое заявление Темирова Т.А. в части, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, оценив представленные сторонами доказательствами в соответствии со ст.84 КАС РФ, проанализировав доводы сторон применительно к положениям действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, пришел к выводу, что в указанный истцом период с 27 марта 2020 года по 28 марта 2022 года Темиров Т.А. в полном объеме вещевым имуществом обеспечен не был, что является нарушением условий отбывания наказания в исправительном учреждении. Учитывая характер и продолжительность допущенных нарушений, суд первой инстанции определилразмер компенсации в сумме 3000 рублей, исходя из того, что каких-либо негативных последствий для истца, связанных с допущенным исправительным учреждением нарушением, не установлено.
Излагая третий абзац резолютивной части решения суда первой инстанции в иной редакции и конкретизируя тем самым период, в течении которого исправительному учреждению необходимо обеспечить Темирова Т.А. вещевым довольствием, суд апелляционной инстанции исходил из того, что возложенная на административного ответчика обязанность по обеспечению административного истца вещевым имуществом, так как она сформулирована в резолютивной части решения, является не конкретизированной, что может повлечь трудности на стадии исполнения решения суда.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы о том, что требование в части взыскания компенсации за нарушений условий содержания в исправительном учреждении удовлетворено при недоказанности факта нарушения условий содержания, не могут повлечь за собой отмену либо изменение обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что размер присужденной административному истцу компенсации за нарушение условий его содержания в исправительном учреждении не соответствует принципам разумности и справедливости, при определении размера компенсации за ненадлежащие условия содержания судом учтены обстоятельства, при которых это нарушение допущено, его последствия, принцип разумности и справедливости соблюден, выводы суда относительно размера компенсации должным образом мотивированы. Разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются, в каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.
Само по себе несогласие административных ответчиков и заинтересованного лица с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 28 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.