Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия), о возложении обязанности, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения ФИО1 на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), в котором (с учетом последующего уточнения исковых требований) просил признать незаконными бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в необеспечении его:
- горячим водоснабжением в период с 1 декабря 2019 года по 14 октября 2021 года;
- сахаром, сухофруктами в период с 15 мая по 7 июня 2021 года;
- сухофруктами в период с 1 октября по 1 ноября 2021 года;
- киселем в периоды с 25 мая по 7 июня 2021 год, с 1 июля по 20 декабря 2021 года;
- молоком и маслом сливочным в период с 1 декабря 2019 года по 20 декабря 2021 года;
- вещевым довольствием (полушерстяными носками, простыми носками, теплым нательным бельем, простым нательным бельем, полотенцами банным и простым, наволочкой, простынями), расходными материалами на ремонт вещевого довольствия (нитками швейными армированными, нитками обувными армированными, клеем обувным, кремом обувным) в период с 1 декабря 2019 года и до момента рассмотрения административного дела в суде;
а также просил взыскать в свою пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 232000 рублей.
Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 29 августа 2022 года производство по делу в части требований о необеспечении административного истца молоком и маслом сливочным в период с 1 декабря 2019 года по 20 декабря 2021 года, расходными материалами на ремонт вещевого довольствия прекращено.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 29 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 декабря 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено частично: признаны незаконными и нарушающим права осужденного ФИО1 действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении осужденного горячим водоснабжением в камере, где он отбывает наказание за период с 1 декабря 2019 года по 14 октября 2021 года, в ненадлежащей организации питания ФИО1 (в необеспечении сахаром в период с 1 июня по 7 июня 2021 года, сухофруктами в период с 15 мая по 7 июня 2021 года; киселем в период с 25 мая по 7 июня 2021 года, с 1 июля по 20 декабря 2021 года), в необеспечении ФИО1 в полном объеме вещевым довольствием при отбывании наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в период с 1 декабря 2019 года по 29 августа 2022 года (бельем нательным - 2 комплекта, бельем нательным теплым - 2 комплекта, носками полушерстяными - 4 пары, носками хлопчатобумажными - 2 пары, простынями - 4 штуки, наволочкой - 2 штуки, полотенцем - 2 штуки, полотенцем банным - 1 штука). С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России в пользу ФИО1 за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация за нарушение условий содержания в части: ненадлежащего обеспечения горячим водоснабжением в период с 1 декабря 2019 года по 14 октября 2021 года в размере 10 000 рублей; ненадлежащей организации питания (необеспечение сахаром в период с 1 июня по 7 июня 2021 года; сухофруктами в период с 15 мая по 7 июня 2021 года; киселем в период с 25 мая по 7 июня 2021 года, с 1 июля по 20 декабря 2021 года) в размере 4 000 рублей; ненадлежащего обеспечения осужденного вещевым довольствием за период с 1 декабря 2019 года по 29 августа 2022 года (бельем нательным - 2 комплекта, бельем нательным теплым - 2 комплекта,
носками полушерстяными - 4 пары, носками хлопчатобумажными - 2 пары, простынями - 4 штуки, наволочкой - 2 штуками, полотенцем - 2 штуками, полотенцем банным - 1 штука) в размере 6 000 рублей, а всего 20000 рублей. Кроме того, в пользу административного истца взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и почтовых расходов в размере 506 рублей. На ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность обеспечить вещевым довольствием ФИО1 (бельем нательным - 2 комплекта, бельем нательным теплым - 2 комплекта, носками полушерстяными - 4 пары, носками хлопчатобумажными - 2 пары, простынями - 4 штуки, наволочкой - 2 штуки, полотенцем - 2 штуки, полотенцем банным - 1 штука) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований судами было отказано.
9 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административных ответчиков, поданная 27 января 2023 года через Амурский городской суд Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2023 года указанная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо административного истца, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения Амурского городского суда Хабаровского края от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 декабря 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).
В силу частей 2 и 4 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Частями 2 и 3 статьи 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2, 13, 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Частью 1 статьи 82 УИК РФ предусмотрено, что под "режимом в исправительных учреждениях" понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима (часть 10 статьи 16, часть 6 статьи 74 УИК РФ).
В силу статьи 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности; они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены; минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации; нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
До 16 июля 2022 года действовали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила внутреннего распорядка), регламентировавшие и конкретизировавшие вопросы деятельности исправительных учреждений, связанные с порядком исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, с обеспечением охраны и изоляции осужденных, с постоянным надзором за ними, с реализацией их прав и законных интересов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, ФИО1 отбывает в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, административный истец не был обеспечен горячим водоснабжением в камерах содержания по причине нерабочего состояния газовой котельной, которая должна снабжать горячей водой исправительное учреждение; по установленным нормам ФИО1 не был обеспечен бельем нательным, бельем нательным теплым, носками полушерстяными, носками хлопчатобумажными. В период с 1 июня по 23 июня 2021 года в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю сахар осужденному не выдавался, и его замена не производилась. В период с 15 мая по 7 июня 2021 года ФИО1 не был обеспечен сухофруктами, а с 25 мая по 7 июня 2021 года и с 1 июля по 20 декабря 2021 года не был обеспечен киселем. Замена указанных выше продуктов также не производилась.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Амурский городской суд Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения УИК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 2 июня 2003 года N 130-дсп, Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы.
Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, приказа Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что со стороны администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю были допущены нарушения условий содержания административного истца в данном исправительном учреждении, поскольку ФИО1 не был обеспечен горячим водоснабжением в камерах содержания, вещевым довольствием (бельем нательным, бельем нательным теплым, носками полушерстяными, носками хлопчатобумажными) продуктами в определенные периоды без альтернативной замены (с 1 июня по 23 июня 2021 года - сахаром; с 15 мая по 7 июня 2021 года - сухофруктами; с 25 мая по 7 июня 2021 года, с 1 июля по 20 декабря 2021 года - киселем). Оценив характер допущенных нарушений, их продолжительность, исходя из принципов разумности и справедливости, суд первой инстанции взыскал с Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 20000 рублей. Кроме того, в пользу административного истца в соответствии со статьёй 111 КАС РФ были взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей и почтовые расходы - 506 рублей.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций, изложенных в решении и апелляционном определении, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к соответствующим выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы административных ответчиков о том, что судами не была исследована проектная документация колонии особого режима ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю; что отсутствие горячего водоснабжения в исправительном учреждении связано с отсутствием горячего водоснабжения в поселке Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края; что административный истец не доказал факт нарушения его прав тем, что в камере, где он содержится, отсутствует горячее водоснабжение; что размер взысканной компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости, - по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов судов по установленным ими обстоятельствам административного дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем эти доводы не могут служить предусмотренными частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.