Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий (бездействия) незаконными, о возложении обязанности, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), в котором просил: признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, которые выразились в необеспечении административного истца положенными продуктами питания; обязать УФСИН России по Хабаровскому краю устранить допущенные нарушения; взыскать с административного ответчика в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 80 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период отбывания наказания в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю) он не был обеспечен положенными ему продуктами питания в соответствии с установленными нормами. Так, с 13 апреля 2021 года ФИО1 не получает свежие овощи, с 25 мая по 30 августа 2021 года - в обеденное время отсутствовали компоты и кисели; с 1 февраля по 19 июля 2021 - отсутствовало молоко; с 1 февраля по 30 июля 2021 года - не получал сахар; со 2 марта по 27 июня 2021 года - отсутствовала рыба; с 3 февраля 2021 года - на ужин не выдаются ни зажарка, ни подлив; с 1 января по 30 августа 2021 года - отсутствовали макароны. Также административный истец указал, что его питание в исправительном учреждении является однообразным, не производится замена отсутствующих продуктов питания на аналогичные, пища не вкусна и не отвечает органолептическим требованиям.
Нарушения норм питания осужденных в исправительном учреждении установлены в ходе прокурорских проверок, проведенных Комсомольской-на-Амуре прокуратурой за соблюдением законов в исправительных учреждениях и прокуратурой Хабаровского края. По фактам выявленных нарушений прокурорами начальнику ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю вносились представления. Кроме того, соответствующие нарушения установлены вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 26 июня 2021 года по административному делу N 2а-693/2021.
Определением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 11 октября 2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Определением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 января 2022 настоящее административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Амурский городской суд Хабаровского края.
Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 15 марта 2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 18 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2022 года, административные исковые требования ФИО1 удовлетворены частично: признаны незаконными и нарушающим права осужденного действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении административного истца сахаром в период с 7 июня по 22 июня 2021 года, киселем в период с 31 мая по 30 августа 2021 года, сухофруктами в период с 25 мая по 25 июля 2021, молоком с 1 по 14 февраля 2021 года и с 7 по 19 июня 2021 года, макаронными изделиями с 18 мая по 30 августа 2021 года, овощами с 14 июня по 4 июля 2021 года, с 23 августа по 5 сентября 2021 года, рыбой с 7 июня по 13 июня 2021 года, а также в однообразном питании осужденного в период с 3 февраля по дату подачи административного искового заявления в суд (22 сентября 2021 года). С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана компенсация в размере 4 000 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении остальной части административных исковых требований было отказано.
9 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 27 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2023 года указанная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Амурского городского суда Хабаровского края от 18 мая 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Статьями 9, 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1) предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану их здоровья, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Минимальные нормы питания осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 99 УИК РФ).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, ФИО1 отбывает в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, административный истец не был обеспечен продуктами питания по установленным нормам (сахаром с 7 по 22 июня 2021 года, киселём с 31 мая по 30 августа 2021 года, сухофруктами с 25 мая по 25 июля 2021 года, цельным молоком с 1 по 14 февраля 2021 года и с 7 по 19 июня 2021 года, макаронными изделиями с 18 мая по 30 августа 2021 года, рыбной продукцией с 2 марта по 27 июня 2021 года, овощами с 14 июня по 4 июля 2021 года и с 23 августа по 5 сентября 2021 года). Отсутствие указанных продуктов приводило к нарушению требований приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - приказ ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696).
Разрешая заявленные административные исковые требования, Амурский городской суд Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения УИК РФ, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1, постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что необеспечение ФИО1 сахаром, киселем, сухофруктами, цельным молоком, макаронными изделиями, рыбной продукцией, овощами в соответствующие периоды является нарушением условий отбывания административным истцом наказания в виде пожизненного лишения свободы. При снижении размера взыскиваемой в пользу ФИО1 компенсации с заявленных 80 000 рублей до 4 000 рублей, суды учли характер допущенных нарушений, их продолжительность, а также исходили из принципов разумности и справедливости.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Кассационная жалоба ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России не содержит каких-либо доводов, касающихся существа рассмотренного административного спора. Так, административные ответчики ссылаются на то, что отсутствие горячего водоснабжения в камере исправительного учреждения, где содержится ФИО1, не может рассматриваться в качестве основания для взыскания в пользу административного истца компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Между тем в рамках настоящего административного дела ФИО1 не заявлял требований о взыскании в его пользу компенсации в связи с отсутствием горячего водоснабжения в камере, где он содержится.
Ссылки административных ответчиков в кассационной жалобе на то, что размер взысканной в пользу административного истца компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости, по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов судов по установленным ими обстоятельствам административного дела и на переоценку имеющихся в деле доказательств, в связи с чем эти доводы не могут служить предусмотренными частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
В силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.