Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Хабаровскому краю Шадриной О.В. на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 12 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Гатагажева ФИО6 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гатагажев Р.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в не предоставлении ему своевременно и в полном объеме вещевого довольствия, возложении обязанности устранить допущенное нарушение, взыскании денежной компенсации в размере 100 000 рублей за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заявленные требования административным истцом мотивированы тем, что в нарушение установленных норм материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы за весь период содержания его в исправительном учреждении ему не было выдано своевременно и в полном объеме вещевое довольствие, что повлекло нарушение его прав.
Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 26 августа 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Хабаровскому краю.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 12 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2022 года, административный исковые требования Гатагажева Р.М. удовлетворены частично, признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в ненадлежащем, несвоевременном обеспечении Гатагажева Р.М. вещевым довольствием за период с 9 ноября 2017 года по 12 сентября 2022 года; на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить Гатагажева Р.М. вещевым довольствием по нормам положенности по состоянию на 12 сентября 2022 года, а именно: бельем нательным 2 комплекта, бельем нательным теплым 2 комплекта, носками хлопчатобумажными 4 пары, носками полушерстяными 2 пары, брюками утепленными 1 штука, тапочками 1 пара, пантолетами литьевыми 1 пара; с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Гатагажева Р.М. за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в период с 9 ноября 2017 года по 12 сентября 2022 года в размере 5000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
16 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Хабаровскому краю Шадриной О.В, поданная 2 февраля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе Гатагажеву Р.М. в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами судов, ссылается на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, полагает, что размер взысканной компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены. Минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приложением N 1 к Приказу Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" (далее - Приказ N 216), установлены нормы вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего, строгого, особого режима и колониях-поселениях (норма N 1).
Порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, определен приложением N 3 к Приказу N 216, согласно которому выдача вещевого довольствия осужденным осуществляется в день прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету (пункт 2).
Приложением N 6 к Приказу N 216 предусмотрено, что отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности (пункт 1).
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что в период с 9 ноября 2017 года по 12 сентября 2022 года осужденный Гатагажев Р.М. не был обеспечен своевременно и в полном объеме вещевым довольствием по норме N 1 Приложения N 1 к Приказу N 216, а именно: бельем нательным - 2 комплекта, бельем нательным теплым - 2 комплекта, носками хлопчатобумажными - 4 пары, носками полушерстяными - 2 пары, брюками утепленными - 1 штука, тапочками - 1 пара, пантолетами литьевыми - 1 пара, что является нарушением условий содержания осужденного в исправительном учреждении, пришли к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований и наличии оснований для взыскания в пользу административного истца соответствующей компенсации, которую определили в размере 5000 рублей.
Данные выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и доводами кассационной жалобы административных ответчиков и заинтересованного лица не опровергаются.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно и с достаточной полнотой, в том числе учтены вид вещевого довольствия, не предоставленного Гатагажеву Р.М, характер и продолжительность допущенного нарушения условий содержания, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия для административного истца.
Вопреки доводам кассационной жалобы присужденная Гатагажеву Р.М. судом сумма компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является соразмерной допущенным нарушениям, соответствует принципу разумности и справедливости, обеспечивает соблюдение баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства.
Поскольку при рассмотрении административного дела административными ответчиками не были представлены доказательства, подтверждающие выдачу административному истцу вещевого довольствия по норме N 1 Приложения N 1 к Приказу N 216, суд первой инстанции в целях восстановления нарушенных прав административного истца обоснованно возложил на исправительное учреждение обязанность обеспечить Гатагажева Р.М. вещевым довольствием, не выданным ему в период отбывания наказания.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов судов по установленным ими обстоятельствам административного дела, основаны на неверном толковании норм материального права и не содержат предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 12 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.