Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов по Владивостокскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о признании постановлений незаконными и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края с административным исковым заявлением к отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов по Владивостокскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее - ОСП по ВАШ по ВГО УФССП России по Приморскому краю), в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований просил: отменить постановления о возбуждении исполнительных производств N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-СД о взыскании административных штрафов; отменить постановления о взыскании исполнительских сборов по данным исполнительным производствам; вернуть взысканные с его счетов в публичном акционерном обществе "Сбербанк" (ПАО "Сбербанк") и акционерном обществе "Роял Кредит Банк" (далее - АО "Роял Кредит Банк") денежные средства в размере 13059 рублей 38 копеек и 8709 рублей 39 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период с 3 ноября 2021 по 31 марта 2022 с его счётов, открытых в ПАО "Сбербанк" и АО "Роял Кредит Банк", ОСП по ВАШ по ВГО УФССП России по Приморскому краю взыскивались денежные средства в счёт оплаты административных штрафов, наложенных на него сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также в счёт оплаты исполнительских сборов, взысканных с него судебными приставами-исполнителями. В то же время, транспортным средством, которое превышало установленную скорость движения, ФИО1 не управлял, поскольку продал его ещё в июле 2021 года. По мнению административного истца, все вынесенные в отношении него постановления по делам об административных правонарушениях являются незаконными, однако обжаловать их в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ФИО1 не удалось по причине пропуска срока подачи соответствующих жалоб. Постановления о возбуждении исполнительных производств административный истец не получал, однако с него были взысканы исполнительские сборы по 16 исполнительным производствам.
Определением судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 11 мая 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее - УФССП России по Приморскому краю).
Решением Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 20 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Приморского краевого суда от 16 ноября 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными и отменены следующие постановления о взыскании исполнительских сборов, вынесенные ОСП по ВАШ по ВГО УФССП России по Приморскому краю:
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП);
- постановление от ДД.ММ.ГГГГ N (вынесено в рамках исполнительного производства N-ИП).
На ОСП по ВАШ по ВГО УФССП России по Приморскому краю, УФССП России по Приморскому краю возложена обязанность в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ФИО1 путём возвращения денежных средств, взысканных на основании вышеназванных отмененных постановлений о взыскании исполнительских сборов.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований судами было отказано.
16 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная через Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края 10 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с несоответствием изложенных в нём выводов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте
28 постановления от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" разъяснил, что если лицо, подавшее кассационные жалобу, представление, обжалует решение суда первой инстанции и не приводит доводов относительно незаконности (необоснованности) апелляционного определения, которым такое решение оставлено без изменения, судом кассационной инстанции проверяется также указанное апелляционное определение.
Помимо административного истца, представители иных участвующих в деле лиц, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 20 июля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегией по административным делам Приморского краевого суда от 16 ноября 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Статьёй 360 КАС РФ, частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, то есть в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Пункт 6 части 1 статьи 12
Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ относит к числу исполнительных документов судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ; судебный пристав-исполнитель в трёхдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Исчерпывающий перечень оснований, по которым судебный пристав-исполнитель в указанный выше срок вправе вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, приведён в части 1 статьи 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ.
Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Согласно части 17 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днём вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Из содержания частей 3 и 4 статьи 69 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ следует, что взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьём фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя (часть 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.
На основании абзаца 2 пункта 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утверждённой приказом Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) от 10 декабря 2010 года N 682, постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.
Аналогичные требования приведены в пункте 2.4.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 8 июля 2014 года N 0001/16 (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 2.4.1 Методических рекомендаций уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в отношении ФИО1 в порядке части 3 статьи 28.6 КоАП РФ ЦАФАП ОДД ГИБДД УМВД России по Приморскому краю, ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Бурятия, ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Омской области, ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Пензенской области, ЦАФАП ОДД ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области, ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУМВД России по Кемеровской области, ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУМВД России по Новосибирской области в период с июля по август 2021 года были вынесены 15 постановлений о привлечении его к административной ответственности по части 2 статьи 12.9 КоАП РФ с назначением административных наказаний в виде административных штрафов в размере по 500 рублей за каждое правонарушение и одно постановление по части 3 статьи 12.9 КоАП РФ с назначением административных наказаний в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (общая сумма административных штрафов - 8500 рублей).
После поступления указанных постановлений по делам об административных правонарушениях в ОСП по ВАШ по ВГО УФССП России по Приморскому краю по ним в период с 25 октября по 9 декабря 2021 года судебными приставами-исполнителями возбуждены 16 исполнительных производств (N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП), которые впоследствии были объединены в сводное исполнительное производство (N-СД).
В рамках исполнительных производств должностными лицами подразделения службы судебных приставов обращалось взыскание на денежные средства ФИО1, находящиеся на счетах в кредитных организациях.
Кроме того, постановлениями судебных приставов-исполнителей ОСП по ВАШ по ВГО УФССП России по Приморскому краю от 3 ноября 2021 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 10 ноября 2021 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 10 ноября 2021 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 24 ноября 2021 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 24 ноября 2021 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 24 ноября 2021 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 24 ноября 2021 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 24 ноября 2021 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 24 ноября 2021 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 1 декабря 2021 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 1 декабря 2021 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 12 января 2022 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 12 января 2022 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 12 января 2022 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 12 января 2022 года N (по исполнительному производству N-ИП), от 12 января 2022 года N (по исполнительному производству N-ИП) с административного истца взысканы исполнительские с сборы (1000 рублей по каждому из 16 постановлений).
31 марта 2022 года указанные исполнительные производства окончены постановлениями судебных приставов-исполнителей ОСП по ВАШ по ВГО УФССП России по Приморскому краю по пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, то есть в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что судебные приставы-исполнители ОСП по ВАШ по ВГО УФССП России по Приморскому краю по результатам рассмотрения поступивших к ним исполнительных документов - вступивших в силу постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении ФИО1, были обязаны возбудить по ним исполнительные производства, совершить исполнительные действия и принять меры принудительного исполнения, тогда как предусмотренных законом оснований для отказа в возбуждении исполнительных производств в данном случае не имелось. В то же время, признавая незаконными 16 постановлений о взыскании исполнительских сборов, вынесенных в отношении ФИО1 по исполнительным производствам, и возлагая на ОСП по ВАШ по ВГО УФССП России по Приморскому краю и УФССП России по Приморскому краю обязанность вернуть административному истцу денежные средства, взысканные на основании признанных незаконными постановлений о взыскании исполнительских сборов, суды нижестоящих инстанций указали в решении и апелляционном определении, что соответствующие постановления могли быть вынесены при наличии совокупности двух условий: неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения; и при наличии сведений о надлежащем извещении должника о вынесенном в отношении него постановления о возбуждении исполнительного производства.
Между тем со стороны административных ответчиков судам не было представлено доказательств направления административному истцу заказной почтой постановлений о возбуждении исполнительных производств либо доказательств иного надлежащего извещения ФИО1 о возбуждении в отношении него исполнительных производств до момента вынесения постановлений о взыскании исполнительских сборов.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых решении и апелляционном определении, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, верном установлении имеющих значение для дела обстоятельств и согласуются с содержанием приведённых положений статей 24, 30, 31, 69, 105, 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ.
Ссылки административного истца на то, что он продал транспортное средство 7 июля 2021 года и на момент вынесения в отношении него постановлений по делам об административных правонарушениях не являлся его собственником, не имеют правового значения для разрешения настоящего административного спора, поскольку суды нижестоящих инстанций при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ об оспаривании постановлений и действий судебного пристава-исполнителя не вправе давать оценку законности постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении ФИО1
Вопреки доводам кассационной жалобы, состоявшиеся по делу судебные акты приняты по заявленным административным истцом требованиям, как того требуют положения части 1 статьи 178 КАС РФ.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.