Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 10 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 декабря 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Семенко ФИО7 к управлению архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края об оспаривании уведомления и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав представителя административного ответчика управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Маркову Г.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения представителя административного истца Гук С.П, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Семенко Н.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к управлению архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края об оспаривании уведомления от 9 февраля 2022 года N 5 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". В целях осуществления строительства садового дома на земельном участке он обратился к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве. Уведомлением от 9 февраля 2022 года N 5 ему отказано в согласовании строительства со ссылкой на невозможность размещения жилых объектов на землях сельскохозяйственного назначения.
С данным решением он не согласен, считает его незаконным, нарушающим его права, поскольку градостроительный регламент территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, предусматривает ведение огородничества, поэтому с учетом разрешенного использования земельного участка "ведение садоводства" он имеет право на возведение садового дома.
Определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 6 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 10 июня 2022 года с учетом дополнительного решения от 2 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 декабря 2022 года, административные исковые требования Семенко Н.И. удовлетворены, признано незаконным уведомление от 9 февраля 2022 года N 5 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N; на управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района возложена обязанность по рассмотрению уведомления Семенко Н.И. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N, с административного ответчика в пользу Семенко Н.И. взысканы судебные расходы на представителя в сумме 30 000 рублей.
6 февраля 2023 года управлением архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 16 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Семенко Н.И. административных исковых требований.
В доводах кассационной жалобы заявитель ссылается на невозможность строительства садового дома в границах принадлежащего административному истцу земельного участка в связи с его расположением в территориальной зоне СХ-2, градостроительным регламентом которой не предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования Семенко Н.И, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером N, арендатором которого является административный истец, имеет вид разрешенного использования "для ведения садоводства", данный вид разрешенного использования (код 13.2) в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, а также с учетом понятия садового земельного участка, содержащегося в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", допускает размещение на земельном участке садового дома, пришли к выводу о незаконности уведомления управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 9 февраля 2022 года N 5 о недопустимости размещения садового дома на земельном участке с кадастровым номером N.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и доводами кассационной жалобы административного ответчика не опровергаются.
В силу части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указывает сведения, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и к которому прилагает документы, перечисленные в части 3 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган местного самоуправления по результатам проверки уведомления застройщика вправе составить уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (реконструкции).
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ Семенко Н.И. является арендатором земельного участка N N с кадастровым номером N площадью N кв.м. в садоводческом товариществе "Раздольное" в районе с. Матвеевка Хабаровского района Хабаровского края, предоставленного для ведения садоводства и расположенного на землях сельскохозяйственного назначения.
Уведомлением управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 9 февраля 2022 года N 5 Семенко Н.И. отказано в согласовании строительства садового дома на земельном участке с кадастровым номером N в связи с его расположением на землях сельскохозяйственного назначения.
Материалами дела также подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, на него распространяется градостроительный регламент территориальной зоны СХ-2 - зоны, занятой объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенной для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, установленной Правилами землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденными решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения от 29 июля 2011 года N 176-62, в редакции решения Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15 декабря 2020 года N 37-256.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, регулирует Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 указанного Федерального закона под территорией ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территория садоводства или огородничества) понимается территория, представляющая собой элемент планировочной структуры, в границах которой граждане осуществляют ведение садоводства или огородничества для собственных нужд. К садовому земельному участку отнесен земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (пункт 1 названной статьи).
Территория садоводства или огородничества может быть создана на землях сельскохозяйственного назначения или землях населенных пунктов (часть 2 статьи 4.1, часть 1 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 23.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Частью 7 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ установлено, что для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения за исключением сельскохозяйственных угодий могут использоваться, в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (пункт 1 статьи 78, пункт 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем земельный участок с кадастровым номером N согласно Генеральному плану Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края расположен в границах данного сельского поселения.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения (часть 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Правой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который является обязательным для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
При этом частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации отмечал, что возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменении градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства (определение от 26 марта 2020 года N 631-О).
Принимая во внимание, что спорный земельный участок был предоставлен административному истцу ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды в садоводческом товариществе " "адрес"" для ведения садоводства до принятия Правил землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, в Едином государственном реестре недвижимости внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка "для садоводства", действующим градостроительным регламентом территориальной зоны СХ-2 в границах Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края не установлен запрет на строительство садового дома на земельных участках, расположенных на территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд в пределах указанной территориальной зоны и предоставленных гражданам до изменения градостроительного зонирования, с учетом вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N и необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов Семенко Н.И. имеет право возводить на нем садовый дом.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого решения в форме уведомления о недопустимости размещения на земельном участке с кадастровым N садового дома со ссылкой на невозможность его размещения на землях сельскохозяйственного назначения, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении административных исковых требований Семенко Н.И. являются правильными.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, поэтому оснований для отмены решения Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 10 июня 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 декабря 2022 года по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 10 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.