Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Южно-Сахалинска Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 13 октября 2022 года, принятые по административному делу N 2а-3731/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Южно-Сахалинска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Южно-Сахалинска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Южно-Сахалинска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации города Южно-Сахалинска в части не проведения капитального ремонта тепловых сетей в городе Южно-Сахалинске на участках: "данные изъяты", тип прокладки: подземная, год прокладки: 1975; возложить на администрацию города Южно-Сахалинска обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капительный ремонт указанных участков тепловых сетей в городе Южно-Сахалинске.
В обоснование требований прокурор указал, что по результатам осуществления надзорных функций установлено нахождение на участках тепловой трассы, расположенных на территории города Южно-Сахалинска, входящем в систему теплоснабжения муниципального образования и являющегося муниципальной собственностью, вышеперечисленных внутриквартальных сетей теплоснабжения общей протяженностью труб по длине трассы с уложенными в ней трубопроводами 250 м, находящиеся в ветхом состоянии. Срок службы данных сетей истек, процент износа составляет 100 %, имеется потребность в капитальном ремонте данных участков сети.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 17 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 13 октября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации города Южно-Сахалинска, выраженное в не проведении капитального ремонта тепловых сетей в городе Южно-Сахалинске на участках: от "данные изъяты"
На администрацию города Южно-Сахалинска возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капительный ремонт тепловых сетей в городе Южно-Сахалинске на участках: "данные изъяты"
27 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Южно-Сахалинска, поданная через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на исполнение своей обязанности по организации проведения капитального ремонта спорных тепловых сетей путем заключения 21 июля 2005 года договора аренды муниципального имущества между администрацией города Южно-Сахалинска и АО "СКК", согласно которому в целях организации теплоснабжения и горячего водоснабжения администрация города Южно-Сахалинска предоставила АО "СКК" во временное владение и пользование муниципальное имущество. Полагает, что обязанность администрации по содержанию муниципального имущества в надлежащем техническом состоянии не освобождает АО "СКК" от исполнения принятых на себя обязательств. Надлежащим ответчиком по настоящему делу является АО "СКК", вместе с тем в нарушении процессуальных норм Общество не привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2023 года кассационная жалоба администрации города Южно-Сахалинска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные ответчики в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлено нахождение в ветхом состоянии внутриквартальной сети теплоснабжения общей протяженностью труб по длине трассы с уложенными в ней двумя трубопроводами (в двухтрубном исчислении) 250 м на участках: "данные изъяты", тип прокладки: подземная, год прокладки: 1975, расположенных на территории города Южно-Сахалинска, входящем в систему теплоснабжения муниципального образования.
Согласно информации АО "СКК" процент износа указанных участков тепловых сетей в настоящее время составляет 100 %, имеется потребность в капитальном ремонте данных участков сети.
Указанные участки сети теплоснабжения находятся в собственности муниципального образования - городского округа "город Южно-Сахалинск", что сторонами не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска и ОАО "СКК" заключен договор аренды муниципального имущества N/СКК/05 (с изменениями по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ), согласно пункту 1.1. которого в целях организации теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования "город Южно-Сахалинск" Арендодатель предоставляет во временное владение и пользование Арендатору муниципальное имущество согласно приложениям, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
Пунктом 3.3.2 вышеуказанного договора предусмотрено, что Арендатор имеет право самостоятельно и за свой счет без возмещения затрат Арендодателем, производить в согласованные сторонами сроки капитальный ремонт арендованного имущества, а также аварийный ремонт, вызванный неотложной необходимостью. При этом Арендодатель обязан соблюдать порядок проведения капитального ремонта объектов муниципальной собственности, установленный муниципальными нормативными актами.
Согласно пункту 3.4.4 данного договора, Арендатор обязуется самостоятельно и за свой счет производить текущий и капитальный ремонт имущества.
В связи с выявленными фактами непринятия администрацией города Южно-Сахалинска мер к надлежащему содержанию тепловых сетей, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Южно-Сахалинска в адрес мэра города Южно-Сахалинска внесено представление N об устранении нарушений требований федерального законодательства.
По результатам рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Южно-Сахалинска предоставлен ответ, из которого следует, что выявленные прокуратурой города Южно-Сахалинска факты ненадлежащего проведения капитального ремонта ветхих сетей нашли свое подтверждение, однако администрацией города и ее должностными лицами принимаются все необходимые меры для поддержания удовлетворительного состояния объектов, проводятся необходимые и планомерные мероприятия по текущему, капитальному ремонту и реконструкции сетей.
Из материалов дела, возражений администрации города Южно-Сахалинска следует, что согласно решению городской Думы города Южно-Сахалинска от 27 апреля 2016 года N421/24-16-5 (в редакции от 24 июля 2019 года) "О Положении об организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и проектированию объектов муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск", перечень объектов муниципальной собственности, по которым планируется выполнение работ по строительству, реконструкции, определяется в соответствии с муниципальными программами, адресной инвестиционной программой городского округа "Город Южно-Сахалинск" по отраслям. Перечень объектов муниципальной собственности, по которым планируется выполнение работ по капитальному ремонту, определяется в соответствии с мероприятиями муниципальных программ; в соответствии с планами финансирования работ по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности, предоставленными заказчику структурными подразделениями аппарата и отраслевыми (функциональными) органами администрации г. Южно-Сахалинска, согласованными курирующими вице-мэрами отраслями.
На основании планов финансирования работ по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности, предоставленных заказчику и согласованных курирующими вице-мэрами по отраслям заказчик формирует сводный план финансирования капитального ремонта объектов муниципальной собственности, по которым в дальнейшем будет осуществлять функции технического заказчика. Проведение капитального ремонта объектов муниципальной собственности производится в плановом порядке.
Постановлением администрации города Южно-Сахалинск от 8 июня 2020 года N1624-па утверждена муниципальная программа "Развитие коммунальной инфраструктуры городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020-2025 годы". Однако сети теплоснабжения, указанные в административном исковом заявлении, в Перечень объектов, включенных в муниципальную программу, не входят.
Удовлетворяя требования прокурора к администрации города Южно-Сахалинска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив факт принадлежности указанных сетей теплоснабжения муниципальному образованию городской округ "Город Южно-Сахалинск", наличие обязанности у ответчика по надлежащему обеспечению теплоснабжения, а также ветхое состояние сети теплоснабжения на указанных в иске участках, требующее проведения капитального ремонта, что создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и угрозу безопасности жизни, здоровья граждан, их имуществу, поскольку доказательства отсутствия необходимости и экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта сетей суду не предоставлены, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении" (пункт 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В силу положений пунктов 1, 4, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является, в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов (пункт 1 части 1 статье 3).
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона N190-ФЗ надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.
По правилам части 5 статьи 20 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленными правилами оценки готовности к отопительному периоду, теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны: обеспечивать безаварийную работу объектов теплоснабжения (пункт 7); обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (пункт 8).
В силу подпункта "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федерального закона N 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона N 68-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно части 2 статьи 28.1 указанного Федерального закона осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.3 Федерального закона от N 190-ФЗ арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Согласно пункту 1 статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.
На основании пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом изложенного, поскольку вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами возложены на органы муниципального образования, поскольку обязанность по надлежащему обеспечению теплоснабжения возложена на орган местного самоуправления, в муниципальную программу "Развитие коммунальной инфраструктуры городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020-2025 годы" указанные сети не включены, учитывая высокую степень износа указанных в иске сетей теплоснабжения, которые нуждаются в проведения капитального ремонта, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска и возложения соответствующей обязанности на администрацию города Южно-Сахалинска.
Доводы кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является АО "СКК", которому указанное имущество передано по договору аренды, предусматривающим обязанность арендатора за свой счет производить текущий и капитальный ремонт принятого имущества (пункт 3.4.4 договора), являются необоснованными, поскольку, исходя из положений статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 7 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, пункта 1 части 1, части 1.1 статьи 6, части 6 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ, статьи 7, пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ, содержание находящегося в муниципальной собственности имущества в виде тепловых сетей в надлежащем техническом состоянии, в том числе в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, организация бесперебойного теплоснабжения населенного пункта в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций относится к компетенции Администрации.
Передача в аренду тепловых сетей эксплуатирующей организации не освобождает орган местного самоуправления как собственника имущества от обязанностей по его содержанию, а также от исполнения возложенных действующим законодательством обязанностей по исполнению полномочий в сфере теплоснабжения, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
С учетом изложенного оснований для привлечения АО "Сахалинская коммунальная компания" к участию в деле в качестве административного ответчика не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что в состав тарифа, взимаемого АО "СКК" с потребителей тепловой энергии входят и затраты на капитальный ремонт сетей были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно, мотивированно отклонены в связи с отсутствием надлежащих доказательств того, что расходы на капитальный ремонт указанного в иске участка сети учтены при формировании необходимой валовой выручки предприятия, определяемой регулирующим тарифным органом при утверждении тарифа ресурсоснабжающей организации.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Иные доводы кассационной жалобы, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного и поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 13 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Южно-Сахалинска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.