Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского района, поданному в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Хабаровского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в интересах неопределенного круга лиц в Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с исковым заявлением к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просил возложить на Администрацию обязанность в срок до 1 ноября 2022 принять меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества (осуществить сбор всех установленных законом документов, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, соблюдая требования приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей") следующих гидротехнических сооружений: водохранилище "Гаровское", расположенное "адрес", в состав которого входят: земляная плотина, паводковый водовыброс открытого типа, донный водоспуск, отводящий канал; водохранилище "Гаровское-1", расположенное "адрес", в состав которого входят: земляная плотина, паводковый водовыброс открытого типа, донный водоспуск.
Определением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 18 июля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство природных ресурсов Хабаровского края.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 августа 2022 года исковые требования прокурора были удовлетворены. На Администрацию возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 годапринять меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйных, в том числе осуществить сбор установленных законом документов и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии поХабаровскому краюс заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений:
- водохранилище "Гаровское", расположенное на руч. "адрес", в состав которого входят: земляная плотина, паводковый водовыброс открытого типа, донный водоспуск, отводящий канал;
- водохранилище "Гаровское-1", расположенное на руч. "адрес", в состав которого входят: земляная плотина, паводковый водовыброс открытого типа, донный водоспуск.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 ноября 2022 года, вынесенным в порядке части 3 статьи 33.1 ГПК РФ, административное дело передано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда для его рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 декабря 2022 года решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 августа 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации - без удовлетворения.
27 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного ответчика, поданная через Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 8 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения.
Помимо прокурора, представители иных участвующих в деле лиц, извещённых о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 декабря 2022 года судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ) под "гидротехническими сооружениями" понимаются: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Из содержания статьи 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.
Положения статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ предусматривают, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований, к числу которых в числе прочего отнесены: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Согласно пункту 4 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности, на которое собственник отказался, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года N 1606 (далее - Положение), при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нём в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Орган государственного надзора на основании уведомлений органов местного самоуправления о выявлении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, формирует и ведет перечень гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений (пункт 6 Положения).
Пунктами 7, 21, 24 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Подпунктом "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской).
Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей утверждён приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 (далее - Порядок), пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на такой учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, расположенные на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края гидротехнические сооружения - водохранилища "Гаровское" и "Гаровское-1" не имеют собственника.
Министерством природных ресурсов Хабаровского края 11 августа 2021 года в соответствии с пунктом 5 Положения по результатам проведённого обследования указанных выше гидротехнических сооружений разработаны и утверждены планы мероприятий по обеспечению их безопасности, которые 11 августа 2021 согласованы с Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Пункты 5 данных планов мероприятий предусматривали, что Администрация в срок до 31 декабря 2021 года должна обеспечить в установленном порядке постановку водохранилища "Гаровское" и водохранилища "Гаровское-1" на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. На Министерство природных ресурсов Хабаровского края пункты 8 планов мероприятий возлагали обязанность обеспечить выполнение работ по консервации и (или) ликвидации не имеющих собственника гидротехнических сооружений.
Между тем Администрация соответствующий пункт планов мероприятий не исполнила.
Удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования, Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ, Порядка, Положения, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, указал в решении, что обязанность принять меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйных двух гидротехнических сооружений (водохранилищ "Гаровское" и "Гаровское-1") должна быть возложена на Администрацию, поскольку данный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования "Хабаровский муниципальный район Хабаровского края" является единственным органом, обладающим полномочиями на подачу такого заявления в орган регистрации прав в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этого муниципального образования.
Оснований не согласиться с приведёнными мотивированными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они в полной мере соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также согласуются с содержанием норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорные гидротехнические сооружения принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что Администрация не обладает полномочиями по постановке водохранилищ "Гаровское" и "Гаровское-1" на учёт в качестве бесхозяйного имущества, аналогичны позиции административного ответчика, изложенной в судах нижестоящих инстанций, сводятся к переоценке выводов судов и неправильному толкованию норм материального права, в силу чего они не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Настоящее дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства, хотя с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Вместе с тем неверный выбор судом первой инстанции вида судопроизводства не привёл к принятию по результатам рассмотрения дела незаконного и необоснованного решения.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды нижестоящих инстанций верно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, правильно применили нормы материального и процессуального права, постановив законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.