Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО5 на решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО6 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управлению федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими и о взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю) о признании условий содержания в данном исправительном учреждении надлежащими и о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю за период с 17 ноября 2017 года в размере 1300000 рублей.
В обоснование заявленных административных исковых требований ФИО1 указал, что в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю:
- его часто переводили из камеры в камеру без каких-либо причин и оснований; сами камеры не подвергались санитарной обработке и дезинфекции после других осужденных; в камерах было холодно, сыро, в них имелись крысы, мокрицы, муравьи, черви;
- в душевых помещениях исправительного учреждения отсутствовал сухой предбанник; после помывки в душе вся одежда становилась влажной; состояние душевых не соответствовало санитарным требованиям; горячей воды не хватало, от чего после помывки в душе возникали простудные заболевания; в душе можно было заразиться инфекциями (грибком); в душевых помещениях было холодно, выложенные кафелем пол и стены были скользкими, от чего осужденные получали травмы и ушибы ног и рук;
- в камерах содержания отсутствовала горячая вода; холодная вода шла ледяная, в ней приходилось умываться, мыть посуду, использовать ее для уборки, стирки белья и одежды; все постиранные вещи приходилось сушить в камерах; постельное белье, матрац, подушка были постоянно сырые;
- камеры не были оборудованы принудительной вытяжной вентиляцией воздуха; туалетные кабины не имели какой-либо вентиляции, в результате чего неприятный запах после туалета попадал в камеру; из-за отсутствия вентиляции в камере было сыро и холодно;
- окна (рамы) в камере из-за отсекающей решетки откидывались лишь на 10-15 см, и поэтому постоянно не хватало свежего воздуха, окна были сильно грязные и препятствовали проникновению дневного света;
- питание в исправительном учреждении было низкого качества, порции маленькие, все питание состояло из сублимированных продуктов; картофель, капуста, свекла, морковь, макаронные изделия, молоко, овощи не выдавались;
- в каждой жилой камере постоянно горел свет, при этом днем искусственного освещения было недостаточно, а в ночное время (с 22-00 час. до 6-00 час.) освещение было слишком яркое; лампа освещения установлена над входной дверью в камеру, из-за чего светила в глаза и мешала спать;
- медицинская помощь не оказывалась; отсутствовали лекарства, утренние обходы врачей; административный истец вынужден был использовать свои лекарства, которые ему присылали родные;
- 3 февраля 2021 года в 7 час. 15 мин. ФИО1 этапировали, не предупредив заранее, на сборы дали 15 мин; уже после вывода из камеры ему сказали, чтобы он взял лишь необходимые вещи, не позволили взять личные вещи, документы, вещи для душевой, предметы религиозного культа, мотивировав недостатком времени на сборы в связи с отбытием поезда;
- 3 февраля 2021 года его привезли в следственный изолятор города Хабаровска; после сдачи анализов и проведения рентген-исследования, без осмотра врачами-специалистами ФИО1 был поставлен диагноз "туберкулез"; 5 февраля 2021 года он был переведен в камеру N 100, затем в камеру N 101 поста N 4 филиала "Больница" ФКУЗ "МСЧ-27 Федеральной службы исполнения наказаний", которая находится в следственном изоляторе; данное заболевание было приобретено в период отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Определениями Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 8 июня и от 21 июля 2021 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю.
Решением Кировского районного города Хабаровска Хабаровского края от 21 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными и нарушающими права осужденного ФИО1 условия его содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в период отбывания наказания с 17 ноября 2017 года по 3 февраля 2021 года, связанные с отсутствием в камерах горячего водоснабжения. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 рублей, кроме того, с ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 сентября 2021 года отменено в части удовлетворенных административных исковых требований. В этой части производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), поскольку вступившим в законную силу решением Амурского городского суда Хабаровского края от 17 марта 2021 года в пользу ФИО1 уже взыскивалась компенсация за нарушения условий содержания в камере, связанных с отсутствием горячего водоснабжения, за период с 17 ноября 2017 года в сумме 5000 рублей. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
3 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края 13 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 марта 2023 года ФИО1 восстановлен процессуальный срок на подачу данной кассационной жалобы и она передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо ФИО1, представители иных участвующих в деле лиц, извещённых о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 сентября 2021 года (в той части, в которой решение суда оставлено без изменения судом апелляционной инстанции) и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 апреля 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).
В силу частей 2 и 4 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Частями 2 и 3 статьи 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2, 13, 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии со статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Частью 1 статьи 82 УИК РФ предусмотрено, что под "режимом в исправительных учреждениях" понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима (часть 10 статьи 16, часть 6 статьи 74 УИК РФ).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы в силу предписаний статьи 99 УИК РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 УИК РФ).
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5 статьи 101 УИК РФ).
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ) лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 123, 124 действовавших до 16 июля 2022 года Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила внутреннего распорядка), лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В исправительном учреждении осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
Согласно пунктам 20.1, 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-дсп (далее - Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр (далее - Свод правил), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.), а также ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, ФИО1 с 17 ноября 2017 года отбывает в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Камеры, в которых содержался административный истец, общее и дежурное освещение в них, наличие металлических решеток, душевые комнаты, система вентиляции и отопления камер исправительного учреждения организованы и установлены в соответствии с требованиями Инструкции, Свода правил, приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы".
Осужденные, содержащиеся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, обеспечены питанием в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
Административному истцу проведены необходимые медицинские исследования, в том числе врачами-специалистами, оказывается медицинская помощь в связи с наличием у него заболевания "туберкулез".
При убытии ФИО1 3 февраля 2021 года из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в ФКУЗ "МСЧ-27 Федеральной службы исполнения наказаний" для проведения медицинского обследования и лечения ему предоставлялась возможность взять с собой личные вещи. Из содержании расписки административного истца от 3 февраля 2021 года следует, что все свои необходимые личные вещи он получил полностью, претензий к администрации исправительного учреждения не имеет, в случае невозвращения в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю оставшиеся на вещевом складе вещи ФИО1 просил уничтожить.
Горячее водоснабжение в камерах, где содержался административный истец, отсутствовало по причине нерабочего состояния газовой котельной, которая должна снабжать исправительное учреждение.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края, проанализировав правовые предписания приведенных выше нормативных правовых актов в их совокупности, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, не нашел нарушений условий содержания осужденного ФИО1 в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в части поставленных им вопросов, касающихся: технического и санитарно-гигиенического состояния камер и душевых; наличия естественного и искусственного освещения, вентиляции, ограждающих решеток; качества питания; оказания лечебно-профилактической помощи; порядка перевода административного в медицинское учреждение, - в связи с чем отказал в указанной части в удовлетворении заявленных административного искового заявления.
В то же время, суд первой инстанции, установив, что в камерах исправительного учреждения, где содержался с 17 ноября 2017 года по 3 февраля 2021 года ФИО1, отсутствовало горячее водоснабжение по причине нерабочего состояния газовой котельной, сделал вывод о нарушении условий содержания осужденного, взыскав в его пользу денежную компенсацию в размере 5000 рублей.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции только в части наличия оснований для удовлетворения требований административного искового заявления в связи с отсутствием горячего водоснабжения в камерах, где содержался ФИО1, поскольку ранее вступившим в законную силу решением Амурского городского суда от 17 марта 2021 года по административному делу N 2а-175/2021 (т. 2 л.д. 236-245) в пользу административного истца уже взыскивалась компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (в связи с необеспечением осужденного горячим водоснабжением в камере с 17 ноября 2017 года) в размере 5000 рублей. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции указал на наличие оснований для прекращения производства по делу в указанной части по пункту 2 части 1 статьи 194 КАС РФ (если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям).
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций, изложенных в решении и апелляционном определении, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к соответствующим выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что судами не были приняты меры для получения доказательств, подтверждающих приведенные им в административном исковом заявлении доводы, следует признать необоснованными.
В силу части 1 статьи 63 КАС РФ истребование доказательств по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе является правом, а не обязанностью суда; доказательства по делу суд истребует в зависимости от обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (часть 3 статьи 62 КАС РФ); суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (статья 60 КАС РФ).
Вопрос об истребовании тех или иных доказательств разрешается судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств.
По данному делу оценка доказательств была произведена судами в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ по правилам относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суды отразили в принятых по делу судебных постановлениях.
В соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ полномочиями по переоценке доказательств суд кассационной инстанции не наделен, поэтому несогласие административного истца с выводами судебных инстанций по результатам оценки доказательств основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
В данном случае фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а также с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц. Окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.