Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 9 августа 2022 года, принятые по административному делу N 2а-2492/2022, по административному иску Комбарова Виктора Александровича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комбаров В.А. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с вышеназванным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области (далее - УФСИН России по Амурской области), в котором просил взыскать компенсацию в размере 200 000 рублей за ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Амурской области.
В обоснование иска административный истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области. С ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом-колясочником первой группы бессрочно. В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области для инвалидов-колясочников не созданы условия для передвижения и беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В режимном объекте, где он содержится, отсутствуют пандусы либо подъемники, что не позволяет ему реализовать предусмотренное законом право на ежедневную прогулку, поскольку прогулочные дворы находятся на пятом этаже режимного корпуса, в то время как он содержится на втором этаже. В душевой комнате, на втором этаже режимного корпуса N рядом с камерой N имеются бордюры из кафельной плитки, высота которых не позволяет ему принимать душ. Вышеперечисленные обстоятельства угнетают и унижают его как человека, как гражданина Российской Федерации и как лица с ограниченными возможностями в передвижении и в самообслуживании. Данные обстоятельства подтверждаются результатами проведенной прокуратурой проверки условий содержания Комбарова В.А. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации (далее - ФСИН России), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области.
Определением от 28 марта 2022 года, вынесенным в порядке части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Благовещенский городской суд Амурской области перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 18 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 9 августа 2022 года административное исковое заявление Комбарова В.А. удовлетворено частично.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Комбарова В.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в следственном изоляторе в размере 15 000 рублей. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
3 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УФСИН России по Амурской области, ФСИН России, поданная через Благовещенский городской суд Амурской области 13 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований Комбарова В.А.
В кассационной жалобе представитель административных ответчиков ссылается на то, что в связи с проектированием зданий следственного изолятора до вступления в силу Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" отсутствует техническая возможность обеспечения доступности маломобильных лиц к объектам инфраструктуры. Следственный изолятор является федеральным казенным учреждением, собственных денежных средств на переоборудование зданий не имеет. Из Федерального бюджета денежные средства также не выделялись. Также ссылаются на то, что администрацией учреждения принимались все необходимые меры по соблюдению законных прав и интересов истца как инвалида 1 группы. Кроме того, полагают, что взысканный судом размер компенсации за нарушение условий содержания является завышенным.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2023 года кассационная жалоба УФСИН России по Амурской области, ФСИН России передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Комбаров В.А. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке серии МСЭ-2018 N, выданной ДД.ММ.ГГГГ, Комбарову В.А. установлена первая группа инвалидности бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида, выдаваемой ФГУ Медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, у Комбарова В.А. установлены помимо прочего нарушения функции опорно-двигательного аппарата, вызывающие необходимость использования кресла-коляски.
Удовлетворяя частично требования Комбарова В.А, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, исходил из того, что выявленные нарушения условий содержания Комбарова В.А. следственном изоляторе, а именно затрудненный доступ к местам общего пользования (прогулочный дворик, следственные кабинеты, душевая комната), свидетельствуют о том, что требования действующего законодательства, регулирующие вопросы материально-технического, социального обеспечения в отношении содержащегося в ФКУ СИЗО-1 по Амурской области Комбарова В.А. в полной мере не соблюдены, чем нарушаются права административного истца и что является основанием для взыскания компенсации. При определении размера взыскиваемой в пользу Комбарова В.А. компенсации в сумме 15 000 рублей суд учитывал все допущенные нарушения, исходил из принципов разумности и справедливости.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий (пункты 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного Постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 203-ФЗ) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий.
Для обеспечения в местах содержания под стражей режима, гарантирующего соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, в том числе на защиту от жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения и на охрану здоровья (статьи 21 и 41 Конституции Российской Федерации), данный Федеральный закон закрепляет право содержащихся под стражей лиц на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии, на обеспечение мер санитарно-эпидемиологического благополучия в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, возлагает на администрацию мест содержания под стражей обязанность выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, а на подозреваемых и обвиняемых - обязанности соблюдать порядок содержания под стражей, установленный данным Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка. Форма и порядок реализации этих прав и обязанностей регламентируются на основании пунктов 4 и 13 части второй статьи 16 данного Федерального закона Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
В силу пункта 192 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. N 295, обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в частности: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (пункт 3).
Администрация исправительного учреждения размещает осужденных-инвалидов первой и второй групп в отрядах для проживания осужденных, расположенных на первых этажах зданий, оказывает содействие в проведении реабилитационных мероприятий для инвалидов, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации. Обеспечивает доступ лицам с ограниченными возможностями в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время (абзац 2 пункта 192 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений N).
Как установлено судами и следует из материалов дела прокуратурой Амурской области на основании заявления Комбарова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка условий содержания осужденного в следственном изоляторе.
В ходе проверки установлено, что в следственном изоляторе не созданы условия для передвижения и беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидам-колясочникам. В режимном корпусе, где содержится административный истец Комбаров В.А, отсутствуют пандусы либо подъемники, что не позволяет ему реализовывать предусмотренное законом право на ежедневную прогулку, поскольку прогулочные дворы находятся на верхних этажах режимного корпуса. Эти же причины препятствуют Комбарову В.А. передвигаться к следственным кабинетам, расположенным в административном корпусе СИЗО. В душевой комнате на втором этаже режимного корпуса N рядом с камерой N имеются бордюры из кафельной плитки, высота которых не позволяет административному истцу принять душ и помыться.
Установив нарушение прав административного истца на содержание в следственном изоляторе в надлежащих условиях со стороны ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, что выразилось в затрудненном доступе к местам общего пользования (прогулочный дворик, следственные кабинеты, душевая комната), суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для присуждения Комбарову В.А. соответствующей компенсации. Определяя размер взыскиваемой в пользу административного истца компенсации судебные инстанции учли установленные обстоятельства по делу и пришли к выводу о необходимости снижения заявленной ко взысканию суммы компенсации.
Доводы кассационной жалобы о том, что учреждением принимаются исчерпывающие меры по соблюдению прав и законных интересов Комбарова В.А. подлежат отклонению, поскольку не опровергают установленные судами обстоятельства, свидетельствующие о том, что в следственном изоляторе не созданы надлежащие условия для передвижения и беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидам-колясочникам.
Доводы кассационной жалобы о завышенном размере взысканной истцу компенсации за нарушение условий содержания в учреждении, подлежат отклонению, поскольку при определении размера компенсации за ненадлежащие условия содержания судом учтены характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, принцип разумности и справедливости соблюден. Взысканная сумма компенсации является соразмерной допущенным нарушениям условий содержания осужденного в исправительном учреждении, обеспечивает соблюдение баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 9 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, Федеральной службы исполнения наказаний России - оставить без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.