Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Благовещенского муниципального округа Амурской области на решение Благовещенского районного суда Амурской области от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 ноября 2022 года, принятые по административному делу N 2а-705/2022, по административному иску прокурора Благовещенского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Благовещенского муниципального округа Амурской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
и.о. прокурора Благовещенского района Амурской области обратился в Благовещенский районный суд Амурской области с вышеназванным административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Благовещенского района Амурской области, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации Благовещенского района Амурской области по непринятию мер по организации наружного уличного освещения по всей протяженности автомобильной дороги общего пользования местного значения по "адрес" и на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения от "адрес" до "адрес", по приведению в соответствие с эксплуатационным состоянием автомобильных дорог общего пользования местного значения по "адрес" и "адрес" в соответствие с ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 50597-2017; обязать администрацию "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать наружное уличное освещение по всей протяженности автомобильной дороги общего пользования местного значения по "адрес" и на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения от "адрес" до "адрес" в соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, а также привести в соответствие с эксплуатационным состоянием автомобильную дорогу общего пользования местного значения по "адрес", а именно: обустроить тротуары (пешеходные дорожки), ликвидировать сорную растительность на обочинах, привести в соответствие с требованиями параметры (ширину) дороги на всей протяженности "адрес", устранить дефекты дорожного покрытия - выбоины на участке между домами N и N по "адрес", устранить дефекты дорожного покрытия - гребенку на участке между домами N и N по "адрес" в соответствии с п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, п.п. 5.2, 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, п. 11.6 СНиП 2.07.01-89; привести в соответствие с эксплуатационным состоянием автомобильную дорогу общего пользования местного значения по "адрес", а именно: обустроить тротуары (пешеходные дорожки), ликвидировать сорную растительность на обочинах, привести в
соответствие с требованиями параметры (ширину) дороги, устранить дефекты дорожного покрытия - гребенку по всей протяженности "адрес" в соответствии с п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, п.п. 5.2, 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, п. 11.6 СНиП 2.07.01-89.
В обоснование иска указано, что автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные по "адрес" и "адрес", в нарушение требований действующего законодательства администрацией "адрес" не приведены в нормативное состояние (отсутствуют тротуары, на обочинах имеется сорная растительность, геометрические параметры дорог не соответствуют требованиям, проезжая часть дороги по "адрес" с асфальтобетонным покрытием имеет множественные дефекты дорожного покрытия - выбоины, проезжие части дорог по "адрес" и "адрес" с переходным типом покрытия имеют дефекты дорожного покрытия - гребенку), на всем протяжении "адрес", а также на участке от "адрес" до "адрес" отсутствует наружное уличное освещение.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области, МБУ "Дорремстрой", Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, Правительство Амурской области.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 20 июля 2022 года требования прокурора удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации Благовещенского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по организации наружного уличного освещения по всей протяженности автомобильной дороги общего пользования местного значения по "адрес" и на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения от "адрес" до "адрес", а также по приведению в соответствие с эксплуатационным состоянием автомобильных дорог общего пользования местного значения "адрес" и "адрес" согласно требованиям ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 50597-2017.
На администрацию Благовещенского района Амурской области возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать наружное уличное освещение по всей протяженности автомобильной дороги по "адрес" и на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения от "адрес" до "адрес" в соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, а также привести в соответствие с эксплуатационным состоянием автомобильную дорогу общего пользования местного значения по "адрес", а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать сорную растительность на обочинах, устранить дефекты дорожного покрытия (выбоины) на участке между домами N и N по "адрес", устранить дефекты дорожного покрытия (гребенку) на участке между домами N и N по "адрес", в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить тротуары (пешеходные дорожки), привести в соответствие установленным требованиям параметры (ширину) дороги по всей протяженности, то есть путем устранения указанных дефектов привести автомобильную дорогу общего пользования местного значения по "адрес" в соответствие требованиям п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, п.п. 5.2, 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, п. 11.6 СНиП 2.07.01-89; привести в соответствие с эксплуатационным состоянием автомобильную дорогу общего пользования местного значения по "адрес", а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать сорную растительность на обочинах, устранить дефекты дорожного покрытия (гребенку) по всей протяженности "адрес", в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить тротуары (пешеходные дорожки), привести в соответствие установленным требованиям параметры (в том числе, ширину) дороги по всей протяженности, то есть путем устранения указанных дефектов привести автомобильную дорогу общего пользования местного значения по "адрес" в соответствие требованиям п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, п.п. 5.2, 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, п. 11.6 СНиП 2.07.01-89.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 ноября 2022 года решение Благовещенского районного суда Амурской области от 20 июля 2022 года изменено, установлен единый срок исполнения возложенных на администрацию обязанностей - до 1 сентября 2024 года. В остальной части решение оставлено без изменения.
3 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Благовещенского муниципального округа Амурской области, поданная через Благовещенский районный суд Амурской области 16 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что выводы судов не полностью соответствуют обстоятельствам по делу. Спорные дороги имеют пресечение с границами земель лесного фонда с категорией защитности - лесопарковая зона, ведение деятельности по организации дорожных работ на землях лесного фонда противоречит требованиям действующего законодательства, размещение объектов капитального строительства и лесопарковых зонах, в особо защитных участках лесов недопустимо. Кроме этого, расширение необходимых элементов благоустройства автомобильных дорог с другой стороны невозможно в силу того, что с другой стороны дороги расположены земельные участки, находящиеся в частной собственности.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2023 года кассационная жалоба администрации Благовещенского муниципального округа Амурской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные ответчики в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Благовещенского района Амурской области в связи с поступившими жалобами граждан, проживающих по "адрес" и по "адрес", администрацией Благовещенского района Амурской области полномочия по осуществлению дорожной деятельности (ремонту и содержанию) в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по "адрес" и "адрес", и обеспечению безопасности дорожного движения на них должным образом не выполняются, данные дороги местного значения не приведены в нормативное состояние (отсутствуют тротуары, на обочинах имеется сорная растительность, геометрические параметры дорог не соответствуют требованиям, проезжая часть дороги по "адрес" с асфальтобетонным покрытием имеет множественные дефекты дорожного покрытия - выбоины, проезжие части дорог по "адрес" и "адрес" с переходным типом покрытия имеют дефекты дорожного покрытия - гребенку), на всем протяжении "адрес", а также на участке от "адрес" до "адрес" отсутствует наружное уличное освещение.
Постановлением администрации Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Благовещенского района, в который применительно к "адрес" включены "адрес" протяженностью 1, 500 км (идентификационный N ОП МН 0026) и "адрес" протяженностью 1, 000 км (идентификационный N ОП МН 0025).
Согласно техническому паспорту на автомобильную дорогу по "адрес" (идентификационный N ОП МН 0025) данная автомобильная дорога проходит в жилой застройке, общая протяженность дороги 1, 642 км, на всей протяженности дороги техническое состояние ее покрытия оценивается как неудовлетворительное, уличное освещение имеется в районе 0 км + 450 м, а также на участке от 0 км + 604 м до 0 км + 942 м.
Из технического паспорта на автомобильную дорогу по "адрес" (идентификационный N ОП МН 0026) следует, что данная автомобильная дорога проходит в жилой застройке, общая протяженность дороги 1, 750 км, техническое состояние ее покрытия на участке от 0 км + 0 м до 0 км + 165 м оценивается как удовлетворительное, на остальной протяженности дороги - как неудовлетворительное, уличное освещение на всей протяженности дороги отсутствует.
Ненадлежащее состояние автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по "адрес" и "адрес", подтверждается представленными в материалы дела актами проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог по "адрес" и "адрес" в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, составленными комиссией в составе помощника прокурора космодрома "Восточный" ФИО3 и государственного инспектора отделения дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Благовещенский" капитана полиции ФИО4, а также прилагаемыми к ним фотоматериалами.
Кроме того, из материалов дела следует, что ОГИБДД МО МВД России "Благовещенский" в адрес администрации Благовещенского района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ выносились предписания об устранении дефектов дорожного покрытия проезжей части по "адрес". Несмотря на принятые меры по устранению ранее выявленных недостатков, в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что проезжая часть по "адрес" с асфальтобетонным покрытием на участке между домами N и N имеет множественные дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, проезжая часть с переходным типом покрытия на участке между домами N и N имеет дефекты дорожного покрытия в виде гребенки.
Удовлетворяя частично заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что со стороны администрации Благовещенского района Амурской области допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации наружного уличного освещения на всей протяженности автомобильной дороги общего пользования местного значения по "адрес" и на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения от "адрес" до "адрес", а также по приведению в соответствие с эксплуатационным состоянием автомобильных дорог общего пользования местного значения по "адрес" и "адрес" согласно требованиям ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 50597-2017, что ведет к существенному нарушению прав неопределенного круга лиц, поскольку в отсутствие специально выделенных зон для движения и наружного освещения пешеходы вынуждены передвигаться непосредственно по проезжей части дорог, проходящих в жилой застройке, что представляет реальную угрозу для их жизни и здоровья, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесены, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность), регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 указанного федерального закона под дорожной деятельность понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К содержанию автомобильной дороги отнесен комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу требований пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Данная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Частью 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа отнесены автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
Законом Амурской области от 26 мая 2022 г. N 105-ОЗ "О преобразовании сельских поселений Благовещенского района Амурской области во вновь образованное муниципальное образование Благовещенский муниципальный округ Амурской области" (далее - Закон Амурской области от 26 мая 2022 г. N 105-ОЗ) в соответствии с ч. 3.1-1 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованы путем объединения сельские поселения Волковский, Грибский, Гродековский, Марковский, Михайловский, Натальинский, Новопетровский, Новотроицкий, Сергеевский, Усть-Ивановский, Чигиринский сельсоветы, входящие в состав Благовещенского района Амурской области, во вновь образованное муниципальное образование - Благовещенский муниципальный округ Амурской области (далее - муниципальный округ). Днем образования муниципального округа является день вступления в силу названного Закона Амурской области, то есть 7 июня 2022 года.
В связи с преобразованием Благовещенский район и сельские поселения Волковский, Грибский, Гродековский, Марковский, Михайловский, Натальинский, Новопетровский, Новотроицкий, Сергеевский, Усть-Ивановский, Чигиринский сельсоветы утратили статус муниципальных образований со дня вступления в силу Закона Амурской области от 26 мая 2022 г. N 105-ОЗ (ч.ч. 1, 2 ст. 1 названного Закона Амурской области).
Частью 1 ст. 2 Закона Амурской области от 26 мая 2022 г. N 105-ОЗ установлены границы муниципального округа в соответствии с картографическим описанием согласно приложению N 1 к данному Закону. В состав территории муниципального округа в числе прочих входит село Чигири (ч. 2 ст. 2 Закона Амурской области от 26 мая 2022 г. N 105-ОЗ).
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196 "О безопасности дорожного движения", задачами указанного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно положениям ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196 "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", который введен в действие с 1 сентября 2018 года (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае несоответствия эксплуатационного состояния дорог и улиц требованиям настоящего стандарта владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлена недопустимость на покрытии проезжей части дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, перечисленных в таблице А.1 приложения А, которые подлежат устранению в сроки, приведенные в таблице 5.3 (от 5 до 20 дней в зависимости от категории дороги и повреждений на ней).
С учетом данного правового регулирования, установив, что дороги по "адрес" и по "адрес" в "адрес" находятся в ненадлежащем состоянии, что нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, суды пришли к правильному выводу о допущенном со стороны Администрации бездействии в связи с неприведением дорог местного значения в нормативное состояние, и о наличии оснований для возложения на администрацию Благовещенского района Амурской области как собственника автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, обязанности по приведению эксплуатационного состояния указанных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Доводы кассационной жалобы о том, что указанные в иске дороги местного значения имеют пересечения с границами земель государственного лесного фонда, в связи с чем ведение деятельности по организации дорожных работ на землях лесного фонда противоречит положениям законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, обоснованно мотивированно отклонены. При этом суды верно учитывали возможность предоставления земель государственного лесного фонда для целей эксплуатации линейных объектов в постоянное (бессрочное) пользование или аренду (ч. 1 ст. 9, ч. 3 ст. 45 Лесного кодекса РФ, п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ), а также то обстоятельство, что указанные автомобильные дороги общего пользования местного значения по "адрес" и "адрес" примыкают к землям государственного лесного фонда лишь с одной стороны каждая, что не исключает возможность размещения необходимых элементов обустройства автомобильных дорог с другой их стороны; кроме того суды учитывали, что выявленное несоответствие дорог местного значения установленным требованиям нормативов влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и представляет реальную угрозу для их жизни и здоровья.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского районного суда Амурской области от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Благовещенского муниципального округа Амурской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.