Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационные жалобы ФИО1, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Ивановского районного суда Амурской области от 26 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний, обществу с ограниченной ответственностью "Шелховский теплоэнергетический комплекс" о признании незаконными действий (бездействия) и о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы своей кассационной жалобы и выразившего несогласие относительно доводов кассационной жалобы административных ответчиков, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Ивановский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением, в котором, с учетом последующего уточнения заявленных требований, просил: признать незаконными действия (бездействие) общества с ограниченной ответственностью "Шелеховский теплоэнергетический комплекс" по необеспечению контроля качества горячего водоснабжения и по обеспечению горячим водоснабжением ненадлежащего качества в период с 8 октября 2021 года по 25 февраля 2022 года; признать незаконными действия (бездействие) Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю), выразившиеся в нарушении условий содержания административного истца в данном исправительном учреждении - в необеспечении горячим водоснабжением надлежащего качества в камере содержания; взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) в свою пользу в счет компенсации за ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в период с 8 октября 2021 года по 25 февраля 2022 года денежные средства в размере 90 000 рублей.
Решением Ивановского районного суда Амурской области от 26 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 ноября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными и нарушающими права ФИО1 действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в обеспечении его горячим водоснабжением ненадлежащего качества в период с 8 октября 2021 года по25 февраля 2022 года в душевой и камере содержания осужденного; с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России в пользу ФИО1 за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований судами было отказано.
3 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная через Ивановский районный суд Амурской области 13 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в части размера взысканной в пользу административного истца компенсации и о принятии по делу в данной части нового решения о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 60000 рублей.
3 апреля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, ФСИН России, поданная через Ивановский районный суд Амурской области 24 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Данные кассационные жалобы определениями судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 марта и 3 апреля 2023 года соответственно переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо административного истца, представители иных участвующих в деле лиц, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Ивановского районного суда Амурской области от 26 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 ноября 2022 года по результатам рассмотрения кассационных жалоб с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии со статьей 99 УИК РФ минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьями 9, 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1) предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану их здоровья, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно пунктам 20.1, 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП (далее - Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр (далее - Свод правил), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.), а также ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, ФИО1 с 18 ноября 2020 года отбывает в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы.
С 8 октября 2021 года подача горячей воды в камеры, где содержался осужденный, а также в душевые исправительного учреждения осуществлялась из открытой системы отопления обществом с ограниченной ответственностью "Шелеховский теплоэнергетический комплекс", однако качество подаваемой горячей воды не соответствовало требованиям санитарных норм и правил, что было установлено в ходе проверки, проведенной Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (в горячей воде содержание железа в 10 раз превышало предельно допустимые показатели, мутность воды была в 10 раз выше допустимых значений).
В связи с указанными обстоятельствами с 25 ноября 2021 года горячая вода из системы отопления перестала подаваться в душевые исправительного учреждения (с этого момента использовались электрические водонагреватели), а с 28 февраля 2022 года - прекращена подача горячей воды из системы отопления в камеры осужденных.
Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Ивановский районный суд Амурской области и судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проанализировав положения УИК РФ, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1, Инструкции, Свода правил, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришли к выводу о том, что ненадлежащее качество горячего водоснабжения в камере административного истца и в душевых ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю следует признать нарушением условий содержания ФИО1 в исправительном учреждении.
При снижении размера взыскиваемой в пользу административного истца компенсации с заявленных им 90000 рублей до 2000 рублей, судебные инстанции учли продолжительность периода времени, в течение которого нарушались права осужденного, также учли, что администрацией исправительного учреждения принимались меры для обеспечения осужденных горячей водой надлежащего качества в душевых с 25 ноября 2021 года посредством использования электрических водонагревателей, что допущенное нарушение по существу не повлекло каких-либо негативных последствий для ФИО1, а также исходили из принципов разумности и справедливости.
Оснований не согласиться с решением и апелляционным определением у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, ФСИН России о том, что судами не была исследована проектная документация колонии особого режима; что в поселке Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края отсутствует централизованное горячее водоснабжение; что ФИО1 не доказал факт нарушения его прав тем, что в его камере отсутствует горячее водоснабжение; что размер взысканной компенсации чрезмерно завышен; как и доводы кассационной жалобы административного истца о том, что размер присужденной ему компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении не может считаться разумным и справедливым, - по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов судов по установленным ими обстоятельствам административного дела, также они основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем эти доводы не могут служить предусмотренными частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены либо изменения обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационных жалоб не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивановского районного суда Амурской области от 26 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФИО1, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.