Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Бузьской Е.В, Калиниченко Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марельтуевой Виктории Валерьевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о включении периодов работы в специальный стаж
по кассационной жалобе представителя Марельтуевой Виктории Валерьевны - Терентьевой Натальи Сергеевны на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 4 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, судебная коллегия
установила:
Марельтуева В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее ГУ - ОПФ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО) о включении периодов работы в специальный стаж.
В обоснование требований указано, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске от 30 июля 2018 года Марельтуевой В. В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия специального стажа.
В судебном порядке, вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2019 года часть спорных периодов работы истца в должностях медицинской сестры включена в специальный стаж, в том числе включен в специальный стаж период работы истца в должности инструктора ЛФК в доме отдыха " "данные изъяты"" по 31 октября 1999 года.
Работа истца в должности инструктора ЛФК в доме отдыха " "данные изъяты"" с 1 ноября 1999 года и последующие периоды работы в данной должности судами в специальный стаж не включена, поскольку должность не поименована в Списке N 1066 от 22 сентября 1999 года и Списке N 781 от 29 октября 2002 года.
Вместе с тем, вышеуказанным судебным актом установлено осуществление домом отдыха " "данные изъяты"" лечебно-профилактической деятельности в сельской местности, соответственно период работы истца в должности инструктора ЛФК в доме отдыха " "данные изъяты"" с 1 ноября 1999 года и последующие периоды работы в данной должности подлежат включению в период работы истца в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 3 месяца. Кроме того, в стаж работы не включен период обучения в Александровск-Сахалинском медицинском училище в период с 1986 по 1989 годы.
Поскольку вопрос о включении в специальный стаж работы периода работы в доме отдыха " "данные изъяты"" с 1 ноября 1999 года уже был предметом рассмотрения в суде, Марельтуева В.В. с учетом уточнений просила суд возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж периоды учебы истца с 1986 года по 1989 год в медицинском училище.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 4 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 декабря 2022 года, в удовлетворении исковых требований Марельтуевой В.В. отказано.
В кассационной жалобе представитель Марельтуевой В.В. - Терентьева Н.С. просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить как несоответствующие закону. Указывает, что действующим до 2002 года законодательством период обучения до 2002 года включался в трудовой стаж. Полагает, что нормы, изменяющие правовое регулирование, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового законодательства. Считает ошибочными выводы судов о включении в стаж периода учебы при условии, если перед учебой предшествовала работа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами при рассмотрении дела не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21 мая 2020 года Марельтуева В.В. в возрасте 48 лет обратилась в Центр ПФР N 1 по установлению пенсий в Хабаровском крае с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Центра ПФР N 1 по установлению пенсий в Хабаровском крае N 637 от 26 июня 2020 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости Марельтуевой В.В. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы - 30 лет. Продолжительность специального стажа Марельтуевой В.В. на дату обращения составила 27 лет 11 месяцев 4 дня.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Марельтуевой В.В. о включении в специальный стаж периода учебы в Александровск-Сахалинском медицинском училище с 1986 года по 1989 год в исчислении один год работы, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Постановления Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, исходил из того, что нормативно-правовыми актами, подлежащими применению при определении права медицинских работников на пенсию за выслугу лет и специального стажа, включение в специальный стаж периода обучения для медицинский работников не предусмотрено.
Суд пришел к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела Постановление Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", на которое ссылается истец, не подлежит применению, поскольку указанным Положением включение периодов обучения в общий стаж работы обусловлено фактом предшествующего осуществления работ в качестве рабочего или служащего, тогда как истец до поступления в медицинское учреждение трудового стажа не имела.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Суды, отказывая в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж периода обучения, правильно применили нормы материального права, поскольку действующее в период обучения истца Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 не предусматривало возможности включения медицинским работникам в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, периода обучения в медицинском училище.
Ныне действующими Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 такая возможность так же не предусмотрена.
Доводы кассационной жалобы о том, что период обучения подлежит зачету в специальный медицинский стаж в соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590 подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 4 статьи 30 названного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Возможность зачета в общий трудовой стаж периодов обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре была предусмотрена подпунктом "и" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 N 590 Указанный документ в настоящее время не действует в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 03 февраля 2020 года N 80, однако подлежал применению к правоотношениям сторон в соответствии с частью 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее по тексту - Положение), предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д, партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
В соответствии с абзацем 2 подпункта "л" пункта 109 Положения при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и" засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истца в части включения в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода ее обучения в Александровск-Сахалинском медицинском училище с 1986 года по 1989 год, суды правильно исходили из того, что в силу пункта 109 Положения, период обучения в медицинском училище, предусмотренный в подпункте "и", подлежал включению лишь в общий стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к", в то время как Марельтуева В.В. согласно сведениям трудовой книжки трудового стажа до поступления в Александровск-Сахалинское медицинское училище не имела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Оснований для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы и предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 4 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Марельтуевой Виктории Валерьевны Терентьевой Натальи Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.