Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Комаровой И.С.
судей
Гончаровой Л.А, Скорина Г.В.
при секретаре
Шумовой Е.Р.
с участием: прокурора
осужденного
защитника осужденного -
Белова Е.А.
Коптева Р.В.
адвоката
Муртазина Ф.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Коптева Р.В. на
приговор Чертановского районного суда г. Москвы от 12 августа 2021 года и апелляционное определение Московского городского суда от 18 мая 2022 года.
Приговором Чертановского районного суда г. Москвы от 12 августа 2021 года
Коптев ФИО12, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", несудимый, осужден к лишению свободы:
по ч.3 ст. 30, п. "г" ч.4 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ, к 7 годам 6 месяцам, по п. "б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ, к 7 годам.
На основании ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно Коптеву назначено 8 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Отбывание наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу с зачетом на основании ч.3.2 ст. 72 УК РФ в срок лишения свободы времени содержания Коптева под стражей с 9 февраля 2020 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета день за день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором решена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением Московского городского суда от 18 мая 2022 года приговор в отношении Коптева оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Комаровой И.С, изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание принятых решений и существо кассационной жалобы; выслушав выступление осужденного Коптева Р.В. и его защитника - адвоката Муртазина Ф.Т, поддержавших доводы жалобы о смягчении назначенного наказания; мнение прокурора Белова Е.А, полагавшего принятые решения изменить - исключить из осуждения Коптева по п. "б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ квалифицирующий признак "группой лиц по предварительному сговору" и смягчить назначенное ему за это преступление, а также по совокупности преступлений, наказание; судебная коллегия
установила:
по приговору суда Коптев признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотического средства героин в крупном размере (не менее 24, 73 г), совершенное группой лиц по предварительному сговору; он же осужден за незаконный сбыт героина массой 1, 68 г, то есть в значительном размере, ФИО5, группой лиц по предварительному сговору.
Преступления совершены ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" при обстоятельствах подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Коптев Р.В. просит исключить из осуждения по ч.3 ст. 228.1 УК РФ квалифицирующий признак группой лиц по предварительному сговору; применить примечание 1 к ст.228.1 УК РФ, уменьшить объем обвинения и сократить срок назначенного наказания по ч.3 ст. 30, ч.4 ст. 228.1 УК РФ. А также указывает, что сбыл наркотик Леонову по своей инициативе, без какого-либо сговора с другими лицами. Замечает, что неустановленный соучастник Аслан нанял его на работу и платил 250 рублей за закладку, с потенциальными покупателями он не общался и не знал по какой цене Аслан продает им наркотик. Полагает, что подлежит освобождению от уголовной ответственности по ч.4 ст. 228.1 УК РФ на основании примечания к статье, так как добровольно выдал наркотик, указав места закладок. Обращает внимание на противоречия между описательно-мотивировочной и резолютивной частями приговора в части его осуждения по ч.3 ст. 228.1 УК РФ, по которой суд установилего виновность в сбыте наркотика группой лиц по предварительному сговору и в значительном размере, но квалифицировал его действия по п. "б" (значительный размер) ч.3 ст. 228.1 УК РФ.
В возражениях на жалобу осужденного государственный обвинитель Гербановская Е.Л. указывает, что виновность Коптева в преступлениях, за которые он осужден, подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, оснований для исключения квалифицирующего признака "совершенное группой лиц по предварительному сговору" не имеется, назначенное виновному наказание является справедливым.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на них, выслушав мнение участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Виновность Коптева в покушении на незаконный сбыт героина в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору подтверждается совокупностью допустимых и достоверных доказательств, а именно: показаниями свидетеля ФИО7 об обстоятельствах задержания Коптева с наркотическими средствами; актом личного досмотра Коптева, в ходе которого изъяты 13 свертков с веществом и мобильный телефон; заключением физико-химической экспертизы о виде и объеме наркотического вещества, изъятого у Коптева; протоком осмотра изъятого телефона, в ходе которого обнаружены фотоснимки закладок, сделанные Коптевым ДД.ММ.ГГГГ; показаниями свидетеля ФИО8 об обстоятельствах, при которых Коптев показал места, где им были сделаны закладки с наркотиком; протоколами осмотра места происшествия и изъятия свертков с веществом, являющимся по заключению физико-химической экспертизы героином, а также иными доказательствами, содержание которых подробно приведено в приговоре.
Осужденный Коптев вину в предъявленном обвинении признал в полном объеме и подробно рассказал об обстоятельствах, при которых он договорился с неустановленным лицом делать закладки с наркотиками и сообщать их координаты соучастнику для передачи потребителям.
Правильно установив фактические обстоятельства происшедшего суд дал верную юридическую оценку действиям осужденного, осудив его по ч.3 ст. 30, п. "г" ч.4 ст. 228.1 УК РФ за покушение на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору. Квалификация мотивирована.
Доводы осужденного о применении к нему ч.1 примечаний к ст. 228.1 УК РФ в связи с тем, что он показал места сделанных им закладок с наркотиком, уменьшении размера наркотического средства, на незаконный сбыт которого он покушался (ч.3 ст. 30, п. "г" ч.4 ст. 228.1 УК РФ) не основаны на законе.
В указанном примечании лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ, то есть не связанного с незаконным сбытом, а виновного в незаконном приобретении, хранении, перевозке, изготовлении и переработке наркотических средств. На осужденных по ст. 228.1 УК РФ примечание 1 к ст. 228 УК РФ не распространяется.
Наказание, назначенное Коптеву по ч.3 ст. 30, п. "г" ч.4 ст. 228.1 УК РФ, является справедливым. Помощь следствию в раскрытии и расследовании преступления, в том числе добровольное участие в осмотре места произведенных им закладок, обоснованно признана смягчающим обстоятельством на основании п. "и" ч.1 ст. 61 УК РФ. Данное обстоятельство в совокупности с иными смягчающими обстоятельствами, при правильном применении ч.1 ст. 62 УК РФ и ч.3 ст. 66 УК РФ признано достаточным для назначения Коптеву наказания значительно ниже санкции ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, оснований для смягчения которого судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем доводы Коптева о том, что осуждение по п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ за незаконный сбыт героина в значительном размере по квалифицирующему признаку "совершенное группой лиц по предварительному сговору" заслуживают внимания.
Коптев вину в незаконном сбыте ДД.ММ.ГГГГ героина в значительном размере ФИО5 признал.
Выводы суда в этой части обвинения подтверждены исследованными доказательствами, в частности: показаниями Леонова об обстоятельствах приобретения наркотика у Коптева; актом личного досмотра Леонова и изъятия свертков с веществом, которое по заключению экспертизы является героином; протоколом личного досмотра Коптева изъятия у него денежной купюры, достоинством 1 000 рублей, полученной от продажи наркотика, справкой о движении денежных средств по счету, открытому на Коптева и иными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения уголовного закона допущены судом при осуждении Коптева по п. "б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 308 УПК РФ в резолютивной части обвинительного приговора в обязательном порядке должны быть указаны пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за преступление, в совершении которого подсудимый признан виновным.
Согласно приговору по факту сбыта наркотика Леонову суд в описательно-мотивировочной части признал Коптева виновным в незаконном сбыте наркотических средств, совершенном группой лиц по предварительному сговору и в значительном размере, но его действия по п. "а" ч.3 ст. 228.1 УК РФ, предусматривающему ответственность за незаконный сбыт наркотика группой лиц по предварительному сговору, судом не квалифицированы.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что по смыслу закона любое решение состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей, представляет собой единый логически связанный документ, резолютивная часть которого должна вытекать из содержания его описательно - мотивировочной части. Несоответствие резолютивной части судебного решения другим его частям, а равно противоречие в выводах суда, изложенных в описательно-мотивировочной и резолютивных частях судебного акта, свидетельствуют о нарушениях закона.
Указанное нарушение закона оставлено без внимания и оценки суда при рассмотрении дела в апелляционном порядке, несмотря на то, что доводы об этом, содержались в апелляционной жалобе осужденного.
Ввиду отсутствия оснований для ухудшения положения Коптева выводы суда о его виновности в незаконном сбыте наркотического средства Леонову по предварительному сговору с неустановленным лицом, подлежат исключению из приговора.
На основании ч.1 ст. 401.15 УПК РФ в приговор и апелляционное определение необходимо внести изменения Коптева следует считать осужденным по п. "б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ за незаконный сбыт наркотических средств в значительном размере.
В связи с внесенными изменениями, назначенное Коптеву за это преступление наказание подлежит смягчению с применением ст. 64 УК РФ.
При этом судебная коллегия учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные, характеризующие личность виновного, а также другие обстоятельства, в том числе смягчающие, которые учитывались при назначении наказания судом первой инстанции.
Смягчению подлежит и наказание, назначенное Коптеву по совокупности преступлений.
Вид исправительного учреждения, в котором Коптеву надлежит отбывать наказание, назначен судом правильно.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что приговор и апелляционное определение на основании ч.1 ст. 401.15 УПК РФ подлежат отмене в части разрешения вопроса о судьбе вещественного доказательства - денежной купюры достоинством 1 000 рублей N кп 117445, так как суд не указал правовые основания, по которым пришел к выводу о необходимости хранить денежные средства при материалах уголовного дела.
Судебные решения в указанной части подлежат отмене с передачей дела в этой части на новое рассмотрение по правилам ст. ст. 396, 397, 399 УПК РФ.
Иных обстоятельств правового характера, которые вызывают сомнения в правильности применения судом норм уголовного и уголовно-процессуального законов, и являются согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных решений не установлено.
Руководствуясь ст. 401.13, 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Чертановского районного суда г. Москвы от 12 августа 2021 года и апелляционное определение Московского городского суда от 18 мая 2022 года в отношении Коптева ФИО13 изменить:
исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание на осуждение Коптева ФИО14 по п. "б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ по квалифицирующему признаку совершенное группой лиц по предварительному сговору, считать Коптева Р.В. осужденным по п. "б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ за незаконный сбыт наркотического средства в значительном размере;
смягчить наказание, назначенное Коптеву Р.В. по п. "б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ, до 6 лет 9 месяцев лишения свободы;
на основании ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 30, п. "г" ч.4 ст. 228.1 УК РФ и п. "б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний, назначить Коптеву 7 лет 9 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима;
этот же приговор и апелляционное определение в отношении Коптева ФИО15 отменить в части решения вопроса о хранении денежной купюры достоинством 1 000 рублей при материалах уголовного дела, дело в этой части направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд в порядке ст. 396, 397, 399 УПК РФ.
В остальном приговор и апелляционное определение в отношении Коптева ФИО17 оставить без изменения, жалобу Коптева ФИО16 - без удовлетворения.
Председательствующий
И.С.Комарова
Судьи
Л.А. Гончарова
Г.В.Скорин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.