Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В, судей Рахманкиной Е.П, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Филимоновой Ольги Витальевны по доверенности ФИО2 на решение Смоленского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Филимоновой Ольги Витальевны к администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Филимонова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (далее - администрация), в котором просила признать незаконным бездействие, выразившееся в не внесении административным ответчиком изменений в постановление администрации от 11 февраля 2022 N 235 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного на территории Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области", в части адреса исходного и образуемого земельных участков и категории земель.
В обоснование ссылалась на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Постановлением администрации от 11 февраля 2022 N 235 утверждена схема расположения земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного в территориальной зоне "адрес", с видом разрешенного использования: для ведения садоводства. Однако постановлением администрации от 25 марта 2022 г. N 553 внесены изменения в постановление от 11 февраля 2022 N 235 в части расположения участка: вместо территориальной зоны Ж1, он расположен в территориальной зоне СхЗ.
По мнению административного истца, внесенные изменения в части территориальной зоны противоречат сведениям об участке в ЕГРН, препятствуют ей узаконить перераспределение земельного участка. На просьбу о внесении изменений в постановление администрация ответила отказом.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
07 апреля 2022 года в адрес Второго кассационного суда общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя административного истца Филимоновой О.В, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов. Приводит доводы о том, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в ч. 1 ст. 310 данного Кодекса (ч. 3 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В силу п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.п.1.3 ст.11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Согласно п.п.2, 3 ст39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Варианты возможных действий уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка определены п.8 ст.39.29 ЗК РФ, в том числе о принятии решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 данной статьи.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка приведены в п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
Из содержания подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ следует, что одной из причин для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса, подпунктом 3 которого установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 5 ст. 11.9 ЗК Российской Федерации установлено, что не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Филимонова О.В. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального садоводства и огородничества.
В связи с утверждением генерального плана и правил землепользования и застройки Михновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в категорию земельного участка с кадастровым номером N изменена категория на "земли населенных пунктов", а постановлением администрации Михновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку присвоен адрес: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ Решением Смоленской районной Думы N 42 внесены изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки (утв. Решением Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ N), в соответствии с которыми граница д. "адрес" изменена. После принятия данного решения территория, на которой расположен земельный участок истца перестал входить в границы д. "адрес" и территориальную зону Ж1 и располагается в границах территориальной зоны СхЗ.
Постановлением администрации от 11 февраля 2022 г. N 235 утверждена схема расположения земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного в территориальной зоне Ж1 по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования: для ведения садоводства.
Постановлением администрации от 25 марта 2022 г. N 553 внесены изменения в постановление от 11 февраля 2022 N 235 в части расположения участка, в соответствии с которыми постановлено считать участок с кадастровым номером N расположенным в территориальной зоне СхЗ.
Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ приостановлена государственная регистрация права образованного в результате перераспределения земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, основанием приостановления явилось в том числе, что по сведениям в ЕГРН исходный земельный участок с кадастровым номером N учтен с категорией земель: земли населенных пунктов, а из постановления администрации следует, что он находится в территориальной зоне СхЗ, в связи с чем рекомендовано внести изменения в постановление Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области от 11 февраля 2022 г. N 235 в части адреса образуемого земельного участка и в части категории земель.
Филимонова О.В. обратилась в администрацию с заявлением о внесении в постановление соответствующих изменений в ранее изданное постановление, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении указанного заявления отказано со ссылкой на то, что согласно сведениям ЕГРН принадлежащий Филимоновой О.В. земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. Однако согласно Генеральному плану Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (в редакции от июня 2018 года) данный земельный участок фактически расположен за границами населенного пункта д. "адрес". Он относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, а также к территориальной зоне Сх3 (зона размещения садоводств и иных садоводческих и огороднических некоммерческих объединений).
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных Филимоновой О.В. требований, пришли к правильному выводу о законности действий административного ответчика и об отсутствии оснований для изменения постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ N в части наименования территориальной зоны, поскольку установлено, что в соответствии с действующей редакцией генерального плана, плана землепользования и застройки д. Александровка Михновского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий административному истцу, находится на землях сельскохозяйственного назначения, в территориальной зоне СхЗ.
Судебная коллегия находит несостоятельным довод кассационной жалобы о том, что решением Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано недействующим решение Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 30 сентября 2010 г. N 109 "Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Михновского сельского поселения", поскольку решением суда, как следует из его содержания, данный нормативный правовой акт признан недействующим в части включения в границы населенного пункта д. Александровка Михновского сельского поселения ряда земельных участков, расположенных на землях лесного фонда Пригородского участкового лесничества Смоленского лесничества Смоленской области. Между тем, земельный участок административного истца с кадастровым номером N находится на землях сельскохозяйственного назначения, в территориальной зоне СхЗ, и на момент принятия решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с решением Смоленской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ, он не входил в границы "адрес".
Иные доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, отвергнуты судами двух инстанций как несостоятельные, с подробным анализом нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, и с приведением мотивов в обжалованных судебных актах.
В целом доводы указанной кассационной жалобы о несогласии с выводами судов нижестоящих инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, указывали бы на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы содержащиеся в них выводы.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Филимоновой Ольги Витальевны по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 12 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.