Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.
судей Рахманкиной Е.П, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Сурайкина Максима Александровича по доверенности ФИО3 на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегией по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Сурайкина Максима Александровича к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Сурайкин М.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просил отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст РФ) N-р от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ (далее - Партия), в связи с изменением сведений, содержащиеся в ЕГРЮЛ, отменить решение УФНС России по г. Москве от ДД.ММ.ГГГГ о внесении записи в ЕГРЮЛ об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Партии.
В обоснование ссылается на то, что оспариваемые решения нарушают его права, как члена Партии и Председателя Центрального Комитета Партии, поскольку регистрация изменений основана на незаконно проведенном ДД.ММ.ГГГГ внеочередного Съезда Партии, на котором были досрочно прекращены его полномочия как Председателя Центрального Комитета Партии, досрочно прекращены полномочия Центрального комитета, Центральной контрольно-ревизионной комиссии Партии, избраны новый состав Центрального комитета, Центральной контрольно-ревизионной комиссии, а также Председатель Центрального комитета. Полагает, что Минюстом РФ не была должным образом проведена проверка правомерности принятых на внеочередном Съезде Партии решений.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 10 апреля 2023 года, представителем административного истца Сурайкина М.А. ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Ссылается на то, что судами не дано оценки тому, что оспариваемые решения приняты без учета многочисленных нарушений при проведении внеочередного Съезда Партии.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель УФНС по г. Москве по доверенности ФИО7 полагал кассационную жалобу представителя административного истца не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты - оставлению без изменения.
Представитель Минюста РФ по доверенности ФИО8 в судебном заседании суда кассационной инстанции полагала кассационную жалобу представителя административного истца не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты - оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 15 Федерального закона N 95-ФЗ политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.
Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации.
Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, требованиям настоящего Федерального закона принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о политической партии или ее региональном отделении и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.
Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации, а в случае, если в соответствии с пунктом 5.1 настоящей статьи принято решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, течение указанного срока прерывается. Часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня повторного представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.
Федеральный уполномоченный орган в день получения документов и материалов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выдает уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Федеральный уполномоченный орган не вправе требовать от политической партии представления документов, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи для государственной регистрации политической партии (пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях").
Подпунктами 30.7, 30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (действовал на момент принятия оспариваемого решения) предусмотрено, что Минюст РФ является органом, правомочным принимать решение о государственной регистрации (федеральным органом государственной регистрации) политических партий.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Минюст РФ представлены документы для государственной регистрации изменений сведений о Партии в части лица, имеющего право действовать без доверенности, внесенных по результатам внеочередного (чрезвычайного) съезда Партии, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ
В пакет документов входили в том числе: заявление по форме N, утвержденной приказом ФНС от ДД.ММ.ГГГГ N N "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"; решения внеочередного (чрезвычайного) съезда Партии от ДД.ММ.ГГГГ, с приложением списка делегатов, принявших участие в работе Съезда Партии.
Согласно представленным на государственную регистрацию данным о представительстве делегатов на съезде ФИО1, делегаты, избранные от региональных отделений в 46 субъектах Российской Федерации, проживали в тех субъектах, делегатами от которых они были избраны.
В силу пунктов 7.1, 7.2 Устава Партии высшим руководящим органом Партии является её Съезд, который вправе рассмотреть и принять решение по любому вопросу деятельности Партии.
Согласно пункту 7.3 Устава Партии съезд Партии считается правомочным, если в его работе принимают участие делегаты, избранные от региональных отделений Партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Решения съезда по вопросам принятия (утверждения) Программы Партии, Устава Партии, внесения в них изменений и дополнений, а также реорганизации или ликвидации Партии принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов делегатов, присутствующих на съезде, при наличии кворума.
Решения съезда по иным вопросам принимаются большинством голосов делегатов, присутствующих на Съезде, при наличии кворума.
Решения об избрании членов Центрального Комитета, кандидатов в члены ЦК и членов Центральной Контрольно-ревизионной комиссии Партии, а также о выдвижении кандидата на должность Президента Российской Федерации, кандидатов (списков кандидатов) в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и на иные выборные должности в федеральных органах государственной власти и органах власти, органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
По результатам рассмотрения представленных на регистрацию Партией документов Минюстом России установлено соответствие их требованиям Федерального закона N 95-ФЗ, Устава Партии, принято распоряжение о государственной регистрации N-р от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись (ГРН 2227702530196).
Проанализировав представленные доказательства, сведения, содержащиеся в Уставе Партии, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суды обоснованно пришли к выводу, что оспариваемые решения приняты административными ответчиками в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством, как следствие, правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Минюста РФ и УФНС России по г. Москве по внесению изменений о Партии в ЕГРЮЛ.
Оспариваемое решение, вопреки доводам кассационной жалобы, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны тем, что приведены в административном исковом заявлении, в апелляционной жалобе административного истца и повторяют его правовую позицию, выраженную им при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы судов, в ввиду чего признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегией по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Сурайкина Максима Александровича по доверенности ФИО3 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 11 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.