Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Рахманкиной Е.П, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Трофимова Алексея Евгеньевича на решение Бологовского городского суда Тверской области 16 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 ноября 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-530/2022 по административному исковому заявлению Трофимова Алексея Евгеньевича к Собранию депутатов муниципального образования "Бологовский район" Тверской области о признании незаконным и отмене решения Собрания депутатов муниципального образования "Бологовский район" Тверской области N 241 от 5 июля 2022 года "О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов муниципального образования "Бологовский район".
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителя административного истца по доверенности Семенову Н.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Собрания депутатов муниципального образования "Бологовский район" Тверской области (далее - Собрание депутатов) N 241 от 5 июля 2022 года, в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции, выразившимся в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год, досрочно прекращены депутатские полномочия Трофимова А.Е.
Полагая оспариваемое решение незаконным Трофимов А.Е. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, требования мотивированы нарушением процедуры принятия решения, выразившейся в не извещении административного истца о дате и месте проведения заседания Собрания депутатов, нарушением срока принятия решения, отсутствием в решении даты прекращения полномочий. Кроме того, административный истец указывал на наличие конфликтных отношений с председательствующим на собрании.
Решением Бологовского городского суда Тверской области от 16 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 ноября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 февраля 2023 года, Трофимов А.Е... со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене постановленных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов кассационной жалобы приведены доводы административного иска
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции допущено не было.
Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат представительного органа муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.
В силу части 7.1 статьи 40 указанного Федерального закона депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 этой же статьи).
Обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, установлена Законом Тверской области от 15 июля 2015 года N 76-30 "Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в"" Тверской области" согласно которому, сведения представляются Губернатору Тверской области лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным.
Таким образом, непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.
Согласно части 7 статьи 30 Устава муниципального образования "Бологовский муниципальный район" Тверской области досрочное прекращение полномочий депутата по основаниям, предусмотренным настоящей статьёй, принимается Собранием депутатов Бологовского района и оформляется его решением. При этом, полномочия депутата в этих случаях прекращаются со дня, указанного в решении.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Устава муниципального образования "Бологовский муниципальный район" Тверской области решение Собрания депутатов Бологовского района о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями Собрания депутатов Бологовского района, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 9 сентября 2018 года Трофимов А.Е. избран депутатом Собрания депутатов муниципального образования "Бологовский район" Тверской области седьмого созыва по Бологовскому трехмандатному избирательному округу N 5.
25 мая 2022 года Бологовским межрайонным прокурором внесено представление N 22-22 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которым предлагалось принять меры к устранению выявленных нарушений и рассмотреть вопрос о применении к депутату Трофимову А.Е. мер ответственности в связи с неисполнением обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
5 июля 2022 года Собранием депутатов муниципального образования "Бологовский район" принято решение N 241 о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов муниципального образования "Бологовский район" Тверской области седьмого созыва Трофимова А.Е.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций обоснованно исходили из того, что решение Собрания депутатов муниципального образования "Бологовский район" Тверской области N 241 от 5 июля 2022 года о досрочном прекращении полномочий депутата Трофимова А.Е. соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, принято представительным органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры принятия решения, в связи с чем, пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания указанного акта незаконным.
Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, материалам дела и фактическим обстоятельствам.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года N 104-О).
Таким образом, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим, возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе, в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Административный истец не оспаривает, что вступив в должность депутата и приняв на себя обязанность соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения, не предоставил в установленные законом сроки сведения о доходах за 2021 год.
Доводы кассационной жалобы Трофимова А.Е. о неуведомлении административного истца о повестке заседания Собрания депутатов и нарушении срока принятия решения, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, где получили надлежащую правовую оценку, отраженную в оспариваемых судебных актах, оснований не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
В целом доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены
на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судами первой и апелляционной инстанций в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому служить поводом к отмене обжалуемых судебных постановлений не могут.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Бологовского городского суда Тверской области 16 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Трофимова Алексея Евгеньевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть обжалована в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 29 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.