Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.А, судей Войты И.В. и Ульянкина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО7 на решение Головинского районного суда города Москвы от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 июля 2022 года по административному делу по административному иску ФИО9 об оспаривании бездействия межрайонного многофункционального центра предоставления государственных услуг районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-558/2021).
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Иванова Д.А, представителя Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" ФИО8, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
с 26 августа 2014 года ФИО12. принадлежала одна пятая доля в праве общей собственности на квартиру по адресу: "адрес" (л.д. 45).
11 ноября 2020 года он подал письменное заявление в межрайонный многофункциональный центр предоставления государственных услуг районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино (далее - многофункциональный центр), сообщил о том, что ему отказываются выдавать бланки документов для подачи заявления о раздельном учёте взносов на капитальный ремонт по количеству собственников квартиры, просил дать мотивированный ответ по вопросу начисления взносов на капитальный ремонт отдельно каждому собственнику квартиры (л.д. 7).
В тот же день ФИО10. дан письменный ответ, в котором указано, что собственники жилого помещения вправе заключить письменное соглашение об оплате коммунальных услуг. В случае недостижения соглашения вопрос о порядке оплаты коммунальных услуг может быть разрешён в судебном порядке. В таком случае сотрудники многофункционального центра будут вправе формировать отдельные платёжные документы. К заявлению необходимо приложить правоустанавливающие документы (л.д. 30-31, 32).
25 июля 2021 года ФИО11 подал в многофункциональный центр письменное заявление, в котором просил в связи с инвалидностью предоставить скидку по оплате вносов на капитальный ремонт с 1 марта 2020 года и приложил подлинник и копию справок об установлении инвалидности, копию свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости (л.д. 8).
30 июля 2021 года многофункциональный центр дал письменный ответ, в котором указано, что для решения вопроса о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг следует представить заявление о предоставлении соответствующей государственной услуги, документ, удостоверяющий личность, оригиналы документов, подтверждающих отнесение лица к соответствующей льготной категории, справку об отсутствии оформленной меры социальной поддержки (л.д. 33-34, 35).
20 августа 2021 года ФИО15 подал в Головинский районный суд города Москвы административный иск к многофункциональному центру, просил признать незаконным бездействие, выразившееся в ненаправлении ему ответов на обращения и непредоставлении льгот по оплате взносов на капитальный ремонт, обязать многофункциональный центр предоставить льготу по оплате взносов на капитальный ремонт в размере пятидесяти процентов и произвести перерасчёт начислений за период с 1 марта 2020 года (л.д. 5-6, 12).
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - ГБУ МФЦ города Москвы), филиалом которого является многофункциональный центр, а в качестве заинтересованного лица - Государственное казённое учреждение города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (л.д. 36-38).
21 декабря 2021 года Головинский районный суд города Москвы вынес решение об отказе в удовлетворении иска (л.д. 54-59). ФИО13. обжаловал его в апелляционном порядке. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 июля 2022 года решение районного суда оставлено без изменения (л.д. 74-78). Суды исходили из того, что ФИО14. были даны надлежащие ответы на его обращения. Заявитель не представил в многофункциональный центр заявление по установленной форме и документы, необходимые для предоставления услуг.
В кассационной жалобе, поданной через Головинский районный суд города Москвы 4 марта 2023 года, ФИО16. просит отменить указанные судебные акты и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению административного истца, выводы о том, что ему направились ответы на его обращения, не подтверждаются материалами дела. Суды проигнорировали правовые нормы, устанавливающие обязанности сотрудников многофункционального центра. Выводы о непредоставлении необходимых документов не соответствуют обстоятельствам административного дела. Кроме того, такие документы имелись в распоряжении различных органов власти города Москвы. Заявление на предоставление льготы было принято многофункциональным центром, однако не рассмотрено надлежащим образом. К участию в деле незаконно допущен представитель административного ответчика, который не имел соответствующей доверенности и образования.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328).
Таких оснований по данному административному делу не установлено.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (ч. 1 ст.1 данного Закона). Под государственными или муниципальными услугами понимается деятельность по реализации функций соответствующих органов, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органов, предоставляющих услуги (п. 1, 2 ст. 2). Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами; заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 1, 2 и 5 ст. 4). При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключёнными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги (п. 1, 2 и 5 ст. 5).
Многофункциональные центры осуществляют: приём и заполнение запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг; представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги; представление интересов органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями; информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг; взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг; выдачу заявителям документов, полученных от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги. При реализации своих функций многофункциональные центры вправе запрашивать документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, в органах, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг. При реализации своих функций многофункциональные центры не вправе требовать от заявителя: предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги; представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.
При реализации своих функций многофункциональный центр обязан обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных. Многофункциональный центр, его работники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за соблюдение прав субъектов персональных данных (п. 1 и 7 ч. 6 ст. 7, п. 1-6 ч. 1, ч. 2, п. 1 ч. 3, п. 2 ч. 4, п. 3 ч. 5 ст. 16).
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (ч. 1 ст. 12).
Согласно перечню государственных и иных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг на территории города Москвы (приложение 1), утверждённому постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2014 года N 219-ПП, к полномочиям ГБУ МФЦ города Москвы относились предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи, а также расчёт (перерасчёт) жилищно-коммунальных платежей (п. 22.1, 22.2 перечня).
В соответствии со Стандартом обслуживания заявителей при организации предоставления государственных и иных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг на территории города Москвы (приложение N 6), утверждённым постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2014 года N 219-ПП, в рамках взаимодействия с заявителями при организации предоставления государственных услуг сотрудник многофункционального центра обязан: консультировать и оказывать методическую помощь заявителям в решении вопросов, возникающих при организации предоставления государственных услуг, в рамках своих полномочий; исполнять трудовые обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; соблюдать принципы клиентоориентированности, в том числе проявлять вежливость, корректность, доброжелательность, терпимость при взаимодействии с заявителями, вовлечённость в процесс предоставления государственной услуги (п. 12).
Согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи", утверждённому постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2012 года N 111-ПП (далее - административный регламент), при обращении за предоставлением государственной услуги заявитель предоставляет заявление о предоставлении государственной услуги в форме документа на бумажном носителе согласно приложению 1, документ, удостоверяющий личность заявителя, и иные документы (п. 2.5.1.1- 2.5.1.5).
Исходя из приведённых правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФИО17. вправе обратиться в многофункциональный центр с заявлением о предоставлении государственных и муниципальных услуг в виде перерасчёта коммунальных платежей и соответствующей меры социальной поддержки, а также своевременно получить указанные услуги в соответствии со стандартом их предоставления при условии, что его заявление и приложенные к нему документы, которые не могут быть получены многофункциональным центром самостоятельно, должны соответствовать установленным требованиям в целях обеспечения обоснованности и правильности оказания услуг.
Суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемых случаях ФИО18. не представил таких заявлений и документов, поэтому многофункциональный центр дал ФИО23 письменные ответы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о рассмотрении обращений граждан).
Оспаривая факт направления ему письменных ответов, ФИО21 выражает несогласие с обстоятельствами дела, установленными судами первой и апелляционной инстанции. Между тем, суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по переоценке установленных судами обстоятельств и исследованию доказательств, в связи с чем указанные доводы не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалованных судебных актов.
Проверяя правовые основания для направления заявителю письменных ответов и соответствие этих ответов требованиям законодательства, судебная коллегия исходит из того, что с учётом формы и содержания заявлений ФИО24. многофункциональный центр не имел оснований для принятия их в качестве заявлений о предоставлении государственных или муниципальных слуг, поскольку они не отвечали предъявляемым требованиям.
В заявлении от 11 ноября 2020 года ФИО22. просил дать ему мотивированный ответ по вопросу начисления взносов на капительный ремонт отдельно каждому собственнику квартиры. Заявление от 25 июля 2021 года не соответствовало приложению 1 к административному регламенту. ФИО20. не указал в нём информации о документе, удостоверяющем личность. Сведения о предоставлении такого документа вместе с заявлением отсутствуют. Кроме того, заявление не содержало согласия на осуществление действий с персональными данными заявителя.
При таких обстоятельствах многофункциональный центр, выполняя свою обязанность по информированию об условиях предоставления государственных и муниципальных услуг, своевременно и надлежащим образом в порядке, установленном Законом о рассмотрении обращений граждан, дал ФИО25. письменные ответы, содержащие подробные инструкции о том, какие действия ему следует совершить и какие документы представить для получения государственных или муниципальных услуг.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, допуская к участию в административном деле представителя административного ответчика ФИО19, суды убедились в наличии у него соответствующих полномочий и образования (л.д. 36-38, 70, 71).
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Головинского районного суда города Москвы от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО26 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.