Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Репиной Е.В. и Иванова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца ФИО2 - адвоката ФИО1 (поступившую
в суд первой инстанции 10 марта 2023 года, в суд кассационной инстанции
с делом - 16 марта 2023 года) на решение Замоскворецкого районного
суда города Москвы от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года, вынесенные по административному делу
N 2а-287/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
установил:
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации
от 29 сентября 2021 года N 1094-р ФИО2 включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
ФИО2 обратился в суд с административным иском
к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным
и отмене распоряжения от 29 сентября 2021 года N 1094-р о включении
его в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, возложении обязанности исключить его из указанного реестра.
В обоснование заявленных требований указал, что со включением его
в вышеуказанный реестр на него необоснованно возложены дополнительные обязанности по предоставлению отчетности о деятельности, целях расходования денежных средств и использования иного имущества.
Приводил доводы о том, что оспариваемым распоряжением не соблюден баланс публичных интересов, а ограничение соответствующих прав административного истца не объясняется защитой конституционно охраняемых ценностей и законных интересов.
Также отметил, что оспариваемое распоряжение является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации и статей 8, 10, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 1 Протокола 1 к Конвенции. Внесение административного истца
в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, является несоразмерным вмешательством
в его права, гарантированные статьей 29 Конституции Российской Федерации.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 1 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказано.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем административного истца ФИО2 - адвокатом ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований по мотиву несоответствия изложенных в обжалуемых судебных актах выводов обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального права. Указывает на ненадлежащую правовую оценку доводов административного истца судами первой и апелляционной инстанций.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 марта 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В судебное заседание явился представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности - ФИО6, которая возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Согласно статье 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1
"О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения
и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")
и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона
от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или)
от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного
агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года
N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены
к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу
в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29 сентября 2021 года Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение N 1094-р о включении ФИО2 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
30 сентября 2021 года после принятия решения Министерством юстиции Российской Федерации административному истцу направлено уведомление о принятом распоряжении N11-11597/21.
Решение Министерства юстиции Российской Федерации согласовано с МИД России.
Основанием для издания указанного распоряжения послужило поступление в Министерство юстиции Российской Федерации информации из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о том, что ФИО2 является правозащитником, председателем регионального отделения общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей "Голос" в Московской области.
Имеет блог на сайте движения "Голос" (https://www.golosinfo.org/blogs/470, единственная публикация от 4 декабря 2020 года), принимает активное участие в создании видеороликов для YouTube-канала "ГражданинЪ TV", принадлежащего Псковскому региональному отделению партии "Яблоко". Кроме того, мнение (интервью, комментарии) ФИО2 регулярно публикуется в различных российских СМИ (https://pln-pskov.ru/society/423338.html, http://echo.pln24.ru/eho/earchive/ egdprk/ 423313.html). Имеет собственный сайт http:// ФИО2.рф (последнее обновление 20 октября 2019 года) и страницы в социальных сетях: "Twitter", "ВКонтакте" (закрытый аккаунт); "Instagram" (закрытый аккаунт), "Facebook".
За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлены факты распространения ФИО2 в своих аккаунтах в социальных сетях "Facebook" и "Twitter" материалов иностранного средства массовой информации "Север.Реалии", выполняющего функции иностранного агента:
1. "Вокруг нас один мрак". 11 лет активисту Артему Милушкину" https://www.facebook.com/ zhilinsky/posts/10225572985696598, https://twitter. com/Zhilinsky/ status/1425730724678799363) (12 августа 2021 года); "Не выполнять преступные приказы". Задержан экс-следователь белорусского СК" (https://www.facebook.com/ zhilinsky/posts/10222846645219790) (22 августа 2020 года); "Страх меня не остановит". Живущие в России белорусы поддерживают протесты" (https://www.facebook. com/ zhilinsky/posts/ 10222746013864069) (10 августа 2020 года).
Также в Минюст России поступила информация от Федеральной службы по финансовому мониторингу о получении ФИО2 денежных средств от иностранных источников. На счета, открытые в ПАО "Сбербанк", 27 июня 2021 года, 20 июля 2021 года 2 операциями поступило 460 руб, от ФИО7 (паспорт иностранного гражданина TD0030452), 17 апреля 2020 года 1 операцией поступило 109 359 руб. от International Solidarity Foundation (Финляндия).
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции, основания для принятия такого распоряжения в силу 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" имелись, распоряжение Минюста России не нарушает и не ограничивают права и свободы, указанные в статьях 19, 23, 29 и 30 Конституции Российской Федерации и статьях 8, 10, 14, 18 Конвенции, в том числе и статье 1 Протокола N1 к Конвенции и является соразмерным, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного искового заявления не имеется.
Выводы судебных инстанций судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие аргументы административного иска и апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным
и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы
от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Московского городского суда от 5 октября
2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца ФИО2 - адвоката ФИО1, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.