Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи кассационную жалобу представителя Администрации города Иванова, на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 5 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 8 декабря 2022 года по административному делу по административному иску Балабанова Владимира Борисовича к Администрации города Иваново, начальнику Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Иваново Петровой Наталье Вячеславовне о признании решения незаконным (дело N 2а-1667/2022), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, представителя Администрации г. Иваново на основании доверенности Солдатовой А.А, поддержавшей доводы жалобы, административного истца Балабанова В.Б, возражавшего против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Балабанов В.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Иванова, начальнику Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Иваново Петровой Н.В, в котором с учетом положений статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ, просил суд признать незаконным решение начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Иваново Петровой Н.В. от 18 марта 2022 г. N5-01-01-28-362 об отказе в предварительном согласовании предоставления Балабанову В.Б. в собственность земельного участка площадью 22 кв.м, условный N:ЗУ1, расположенного по адресу: "адрес" обязать Администрацию г. Иваново устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца Балабанова В.Б. путем повторного рассмотрения Администрацией г. Иваново заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 22 кв.м, условный N:ЗУ1, расположенного по адресу: "адрес"
Административный иск мотивирован тем, что Постановлением Главы администрации города Иванова от 21 декабря 1993 года N559-9 Администрации Ленинского района г. Иванова разрешено проектирование индивидуальных гаражей по улице "адрес" площадью 210 кв.м. согласно прилагаемой схеме.
Постановлением Главы администрации города Иванова от 18 мая 1994 года N324-2 Администрации Ленинского района г. Иваново во временное пользование, на период строительства, сроком на 3 месяца, предоставлен земельный участок площадью 210 кв.м для строительства семи индивидуальных гаражей по улице Крутицкой г. Иваново, согласно разработанному проекту; Постановлением от 15 ноября 1994 года N 732-3 Администрации Ленинского района г. Иваново во временное пользование, на период строительства, сроком на 3 месяца, предоставлен земельный участок площадью 90 кв.м для строительства трех индивидуальных гаражей по ул. Крутицкой г. Иваново; Постановлением от 05 июня 1995 года N 422-1 Администрации Ленинского района г. Иваново предоставлен в аренду сроком на один месяц земельный участок площадью 30 кв.м для строительства дополнительного одиннадцатого гаража в гаражном кооперативе "адрес" "адрес".
Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Иваново от 17 октября 1994 года N 324-2 утверждено решение общего собрания об организации гаражного кооператива по "адрес", ему присвоен N, утвержден список членов гаражного кооператива N57, в числе которых указан административный истец Балабанов В.Б, постановлено об отведении ГК N N земельного участка с получением документов на право пользования землей в городском комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Административный истец Балабанов В.Б. является членом гаражного кооператива N N (далее ГК N N) с 1994 года, что подтверждается ордером от 17 октября 1994 года на право пользования гаражом площадью 22, 3 кв.м. бокс N3.
11 января 2009 года по заявлению ГК N N земельный участок с кадастровым номером N площадью 422 кв.м, поставлен на кадастровый учет.
24 февраля 2009 года между Администрацией г. Иванова (арендодателем) и ГК N (арендатором) заключен договор аренды ГСК-01/2-144, по которому арендатору с 18 февраля 2009 года передан в аренду на неопределенный срок земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N площадью 422 кв.м, по адресу: "адрес", для использования в целях: "сборно-разборные железобетонные гаражи, не являющиеся объектами недвижимости".
14 февраля 2022 г. в целях бесплатного приобретения в собственность земельного участка, занятого под гараж, на основании пункта 14 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2010 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Балабанов В.Б. обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Иваново с письменным заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "адрес", ГК N, гараж N, условный N, для дальнейшего оформления права собственности на указанный земельный участок.
18 марта 2022 г. решением начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Иваново Петровой Н.В. за N5-01-01-28-362 Балабанову В.Б. отказано в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка на основании подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, как лицу, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Также в обжалуемом ответе указано на отсутствие сведений о предоставлении ГК N земельного участка с кадастровым номером N на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Административный истец Балабанов В.Б. считает указанное решение незаконным и нарушающим его право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, который находится в фактическим пользовании истца и на котором расположен принадлежащий истцу гараж.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 05 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 08 декабря 2022 года, административный иск Балабанова В.Б. удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 марта 2023 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Указывает, что судом первой инстанции в отсутствие законных оснований была привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика начальник Управления архитектуры и градостроительства администрации города Иваново Петрова Н.В.
Полагает, что оспариваемый административным истцом ответ на обращение не является решением уполномоченного органа, в связи с чем не порождает для него правовых последствий.
Приводит доводы о законности действий администрации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции допущено не было.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно части 20 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ гражданин вправе приобрести в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса, бесплатно в собственность земельный участок (за исключением случаев, если такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность в соответствии с Земельным кодексом), который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, находящийся в собственности данного гражданина и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина но иным основаниям;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Из материалов дела усматривается и судами установлено, что Балабанов В.Б. является членом гаражного кооператива N, а также собственником сборно-разборного железобетонного гаража, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается ордером от 17 октября 1994 года N (т.1 л.д.24), Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Иваново от 17 октября 1994 г. N1295 "Об организации гаражного кооператива N57 по ул. Крутицкой. О выборах председателя. Об утверждении списка членов ГСК" (т.1л.д.122).
14 февраля 2022 г. Балабанов В.Б. обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Иваново с письменным заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "адрес", ГК N, гараж N, условный N в целях бесплатного приобретения в собственность земельного участка, занятого гаражом, на основании пункта 14 статьи 3.7 Федерального закона N ФЗ-137 (т.1 л.д.59). К указанному заявлению приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в трех экземплярах, копии постановлений Главы администрации города Иванова: от 21 декабря 1993 г. N559-9; от 18 мая 1994 г. N324-2; от 15 ноября 1994 г. N732-3; от 05 июня 1995 г. N422-1, копия паспорта Балабанова В.Б, копия ордера N3 от 17 октября 1994 года на право пользования гаражом, согласие ГСК на образование земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов 18 марта 2022 года решением начальника управления и градостроительства Администрации г. Иваново Петровой Н.В. N5-01-01-28-362 Балабанову В.Б. отказано в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка с указанием на подпункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ, предусматривающим принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Из содержания данного решения усматривается, что представленные заявителем документы были проанализированы применительно к действующему правовому регулированию "гаражной амнистии".
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, при этом суд пришел к выводу о том, что подписанный начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова Петровой Н.В. ответ от 18 марта 2022 г. на заявление Балабанова В.Б. от 14 февраля 2022 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории является решением, подлежащим оспариванию в порядке главы 22 КАС РФ, поскольку решение принято в отношении заявителя представителем органа местного самоуправления, уполномоченного по решению вопросов местного значения, и, по сути, содержит властное волеизъявление в виде сформулированного в нем отказа в удовлетворении поданного Балабановым В.Б. заявления по результатам его рассмотрения со ссылкой на нормы права - подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающий основания отказа в предварительном согласовании земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, таким образом, порождающее для него правовые последствия.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился, указав, что административным ответчиком превышены полномочия при принятии оспариваемого решения, что в силу подпункта "а" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ является самостоятельным основанием для признания его незаконным, поскольку административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению в собственность земельного участка под гаражом (не являющимся объектом капитального строительства) на территории города Иванова не принято и в настоящее время, со слов представителя Администрации г. Иваново Солдатовой А.А, он находится в стадии разработки; при этом какого-либо распоряжения Главы Администрации г. Иваново на рассмотрение начальником Управления архитектуры и градостроительства поданного Балабановым В.Б. заявления не имелось.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции исключил из мотивировочной части решения выводы, указывающие на необоснованность оспариваемого решения начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова по существу в связи с недоказанностью содержащегося в нем вывода о капитальности строения (железобетонного гаража из сборно-разборных конструкций) и фактическом нахождении земельного участка в течение более 15 лет в постоянном (бессрочном) пользовании гаражного кооператива N57, поскольку данные обстоятельства подлежат проверке и оценке уполномоченным органом при повторном рассмотрении заявления Балабанова В.Б. Исключение данных выводов из решения суда первой инстанции на его правильность не влияет по вышеизложенным основаниям.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, переоценка доказательств не отнесена законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Как верно установлено судом апелляционной инстанции, постановлением Администрации г. Иванова от 18 октября 2021 г. N1183 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка, занимаемого гаражом, являющимся объектом капитального строительства, возведенным до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Настоящий Регламент действует до 01 сентября 2026 г. и распространяется на случаи предварительного согласования предоставления земельных участков гражданам для собственных нужд из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно или в аренду (если земельные участки являются ограниченными в обороте) для размещения гаражей в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (п. 1.4.).
В силу пункта 2.2 данного регламента предоставляет данную муниципальную услугу Администрация города Иванова в лице Ивановского городского комитета по управлению имуществом.
Пунктом 1.5 названного регламента определены категории граждан, имеющие право на предоставление указанной муниципальной услуги.
При этом положения данного регламента не распространяются на случаи, если гараж, находящийся в фактическом пользовании гражданина, не является объектом капитального строительства (пункт 1.7 регламента).
Постановлением Администрации г. Иванова от 17 июня 2015 г. N 1261 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения".
Орган, предоставляющий данную муниципальную услугу: Администрация города Иванова в лице Ивановского городского комитета по управлению имуществом (п. 2.2. регламента).
Правом на получение муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения" обладают физические и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, либо лица, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с целью дальнейшего предоставления земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование без проведения торгов (пункт 1.4. регламента).
Таким образом, на территории г. Иваново в соответствии с названным регламентом, реализуются права граждан по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен гараж, принадлежащий гражданину или использующийся им и являющийся объектом капитального строительства, т.е. в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 20 статьи 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ, при этом данный регламент не предусматривает реализацию прав граждан по предоставлению им муниципальной услуги по передаче в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в фактическом пользовании и на котором расположен гараж, не являющийся объектом капитального строительства (пункт 14 статьи 3.7 Федерального закона N137-ФЗ), как того просил административный истец по делу.
При таких обстоятельствах, исходя из наличия у административного истца Балабанова В.Б. права на получение муниципальной услуги по передаче в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в фактическом пользовании и на котором расположен гараж, не являющийся объектом капитального строительства, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о необходимости возложения обязанности по повторному рассмотрению заявления Балабанова В.Б. на полномочный орган- Администрацию г. Иванова, привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика.
Выводы судов судебная коллегия полагает правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка. Иные доводы кассационной жалобы, основанные на ином толковании закона и установленных по делу обстоятельствах на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Иваново от 5 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 8 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Иванова - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.