Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В, судей Циркуновой О.М, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административных истцов Назарова Р.В, Антипиной Ю.А, Севостьянова А.С, Полякова М.С, Кузнецовой И.А, Виноградовой О.Э, Козыренковой И.Е, Лещишиной Е.П, Семушиной С.В. на апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по административному делу N по административному исковому заявлению Назарова Романа Вадимовича, Антипиной Юлии Александровны, Севостьянова Алексея Сергеевича, Полякова Михаила Сергеевича, Кузнецовой Инны Анатольевны, Виноградовой Ольги Эдуардовны, Козыренковой Ирины Евгеньевны, Лещишиной Екатерины Павловны, Семушиной Светланы Владимировны к Совету народных депутатов Суздальского района Владимирской области, Администрации муниципального округа Суздальского района Владимирской области, Администрации муниципального округа Боголюбовское Суздальского района Владимирской области о признании не действующим решения Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от 28 апреля 2021 года N 36 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области".
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от 28 апреля 2021 года N 36 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области" (далее - решение Совета народных депутатов Суздальского района от 28 апреля 2021 года N 36) утвержден Генеральный план муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области (далее - Генеральный план), который опубликован в печатном издании "Суздальская новь" N 33 (12198) 5 мая 2021 года, а также размещён на официальном сайте администрации Суздальского района Владимирской области в сети "Интернет" и в сетевом издании "Суздаль-Медиа" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Административные истцы, проживающие и имеющие в собственности либо в пользовании недвижимое имущество на территории муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решения Совета народных депутатов Суздальского района от 28 апреля 2021 года N 36 об утверждении Генерального плана. Ссылались на нарушение процедуры принятия нормативного правового акта а также на то, что размещение примерно в 900 метрах к северу от поселка Сокол поселкового кладбища, площадью 5, 3 га, создает психологический дискомфорт для жителей, нарушает право на благоприятную окружающую среду.
В связи с отказом административного истца Голуб Д.Г. от заявленных им требований, производство по административному делу в этой части определением Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено.
Решением Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Назарова Р.В, Антипиной Ю.А, Севостьянова А.С, Полякова М.С, Кузнецовой И.А, Виноградовой О.Э, Козыренковой И.Е, Лещишиной Е.П. и Семушиной С.В. удовлетворено. Признано не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от 28 апреля 2021 года N 36 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области".
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Назарова Р.В, Антипиной Ю.А, Севостьянова А.С, Полякова М.С, Кузнецовой И.А, Виноградовой О.Э, Козыренковой И.Е, Лещишиной Е.П, Семушиной С.В. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 22 марта 2023 года, административными истцами ставится вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силу решения суда первой инстанции по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит, помимо иных сведений и документов, карту функциональных зон, их границы и описание (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5), параметры функциональных зон в составе положения о территориальном планировании (пункт 2 части 4).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ).
В соответствии с частью 17 статьи 24 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьи 24, 25 ГрК РФ предусматривают обязательное согласование проекта генерального плана, осуществление его подготовки с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Проанализировав положения части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 ГрК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Генеральный план утвержден уполномоченным органом с соблюдением формы его принятия, официально опубликован и введен в действие в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что 18 апреля 2016 года заказчик - администрация Суздальского района Владимирской области разместила на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектной документации "Генеральный план муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области".
29 мая 2019 года проект оспариваемого Генерального плана с материалами по его обоснованию во исполнение положений ст. 25 ГрК РФ был направлен на согласование (в том числе путем обеспечения доступа к нему в федеральной государственной информационной системе территориального планирования) в Департамент строительства и архитектуры Владимирской области (поступило 18 июня 2019 года).
По результатам согласования в адрес администрации Суздальского района направлено отрицательное сводное заключение по проекту "Генеральный план муниципального образования Боголюбовское сельское поселение Суздальского района Владимирской области" администрации Владимирской области от 10 сентября 2019 года N 01/02-08 (поступило 12 сентября 2019 года).
В согласовании отказано Департаментом имущественных и земельных отношений администрации области со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих факты пересечения присоединяемых (включаемых в черту населенных пунктов) земельных участков с границами поселка Сокол, села Ославское, поселка Боголюбово (в частности, заключения кадастровых инженеров в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади таких земельных участков; документы, подтверждающие расхождения между сведениями государственного кадастра недвижимости и ранее утвержденного генерального плана муниципального образования). Кроме того, указано на отсутствие документов в обоснование планируемых к строительству автомобильных дорог и трех спортивно-оздоровительных комплексов, турбазы, конноспортивного центра с указанием на кадастровые номера земельных участков, на которых планируется размещение вышеуказанных объектов, их индивидуальные характеристики.
Постановлением администрации Суздальского района от 25 сентября 2019 года N 2318 создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий, послуживших основанием для подготовки администрацией Владимирской области отрицательного сводного заключения от 10 сентября 2019 года N 04/02-08 в отношении проекта "Генеральный план муниципального образования Боголюбовское сельское поселение Суздальского района (корректировка)", утверждены Положение названной Комиссии и ее состав.
По результатам работы согласительной комиссии замечания Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области сняты в связи с их устранением (спорные положения в части указания на перспективное строительство спортивно-оздоровительных комплексов, турбазы, конноспортивного центра исключены из текста пояснительной записки). Остальные замечания оставлены без устранения, как не требующие внесения изменений в проект Генерального плана.
Результаты работы согласительной комиссии отражены в протоколе заседания указанной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N.
При таких данных у главы Суздальского района не имелось оснований для отклонения такого проекта и направлении его на доработку.
В соответствии с постановлением главы Суздальского района N 73 от 18 ноября 2019 года "О назначении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области" утвержден график проведения собраний участников публичных слушаний согласно приложению, срок проведения публичных слушаний (с 20 ноября 2019 года по 24 января 2020 года), организатором публичных слушаний определена комиссия по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Суздальский район Владимирской области, состав которой утвержден постановлением администрации Суздальского района от 28 апреля 2018 года N 983 "О комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Суздальский район Владимирской области". В постановлении определено место проведения экспозиции проектов (здание администрации Суздальского района, расположенное по адресу: "адрес" и срок проведения экспозиции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и установлено, что в период проведения экспозиции проекта участники публичных слушаний имеют право вносить предложения и замечания: посредством официального сайта администрации района - www.suzdalregion.ru; в письменной или устной форме в ходе проведения собрания участников публичных слушаний; в письменной форме в адрес организатора публичных слушаний; посредством записи в журнале учета посетителей экспозиции проекта.
Постановление и оповещение о начале публичных слушаний размещено на официальном сайте администрации ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете "Суздальская новь" N.
Проект Генерального плана, включая информационные материалы, размещены на официальном сайте администрации Суздальского района в сети "Интернет" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела подтверждается, что жителям населенных пунктов муниципального образования Боголюбовское сельское поселение ("адрес"), желающим участвовать в публичных слушаниях, была предоставлена возможность выразить свое мнение по проекту Генерального плана в период проведения публичных слушаний.
По результатам проведения в ДД.ММ.ГГГГ года публичных слушаний в перечисленных населенных пунктах составлены протоколы публичных слушаний с приложением перечней участников публичных слушаний.
Замечания и предложения по проекту Генерального плана муниципального образования Боголюбовское в части размещения кладбища около поселка Сокол от участников публичных слушаний в администрацию суздальского района не поступали.
По итогам публичных слушаний подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что комиссия приняла решение рекомендовать главе администрации Суздальского района направить проекты и протоколы публичных слушаний в Совет народных депутатов Суздальского района.
В соответствии с постановлением главы администрации Суздальского района от 22 января 2020 года N 135 заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Суздальская новь" от ДД.ММ.ГГГГ N
Постановлением главы администрации Суздальского района от 7 февраля 2020 года N 373 "О согласии с проектом внесения изменений в Генеральный план муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области (корректировка) и проектом внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области" проект оспариваемого нормативного акта направлен в Совет народных депутатов Суздальского района для утверждения.
Таким образом, оспариваемое решение Совета народных депутатов Суздальского района от ДД.ММ.ГГГГ N принято в результате согласительных процедур, назначенных и проведенных в соответствии с требованиями статьи 25 ГрК РФ.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Выявленные судом недостатки, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Генерального плана (отсутствие решения о подготовке проекта Генерального плана, некоторые отступления от графика публичных слушаний и недочеты в оформлении протоколов слушаний), на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не могут служить достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции верными, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, мотивированы, всем представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку они не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции административных истцов, выраженной в судах нижестоящих инстанций, являвшейся предметом исследования и нашедшей правильную правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Несогласие административных истцов с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, кассационную жалобу административных истцов Назарова Р.В, Антипиной Ю.А, Севостьянова А.С, Полякова М.С, Кузнецовой И.А, Виноградовой О.Э, Козыренковой И.Е, Лещишиной Е.П, Семушиной С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 28 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.