Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Жудова Н.В, судей Рахманкиной Е.П, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трейдэкспо" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 года по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Трейдэкспо" о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (дело N 3а-1759/2022), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителей административного истца Тимофеева Д.В, Сергиенко Н.Б, поддержавших доводы жалобы, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики города Москвы, на основании доверенностей Тетериной Е.В, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Саниной О.В,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным на официальном сайте правительства Москвы 28 ноября 2014 года (http:www.mos.ru) и 2 декабря 2014 года опубликованным в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, приведенный в приложении 1 к указанному нормативному правовому акту, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень N 700-ПП), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП Перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действовавшей с января 2022 года соответственно.
В указанный Перечень на 2022 год под пунктами 6952, 6953, 6955, 6956 включены нежилые здания с кадастровыми номерами: N, соответственно.
Общество с ограниченной ответственностью "ТрейдЭкспо" (далее ООО "ТрейдЭкспо") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами: N, расположенные по адресу: "адрес", (стр.1, стр.2, стр.5, стр.6).
Спорные объекты не обладают признаками объектов налогообложения в соответствии со статьей 1.1. Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций) и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение нежилых зданий в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год по мнению административного истца, является неправомерным, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 27 июня 2022 года административные исковые требования удовлетворены
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 года решение Московского городского суда от 7 июня 2022 года в части признания недействующими с 1 января 2022 года пунктов 6953, 6955, 6956, приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N1833-ПП, отменено. В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ТрейдЭкспо" отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 марта 2023 года, заявитель просит об отмене апелляционного определения, с оставлением в силе решения суда первой инстанции по мотиву неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что апелляционное определение по настоящему делу является законным и обоснованным, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14, 372 данного Кодекса).
Налог на имущество организаций на территории города Москвы урегулирован Законом города Москвы N 64, в соответствии с которым с 1 января 2014 года этот налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором, в том числе, указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно пункту 3 приведённой статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1), либо в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации), имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешённое использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо фактически используется в указанных целях (подпункт 2).
Пунктами 1, 2 и 5 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания и помещения в них, включённые в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 поименованного закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Таким образом, в Перечень подлежат включению здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Из материалов дела следует, что ООО "Трейэдэкспо" является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами: N, общей площадью 6, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес"; N, общей площадью 581, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" стр.2; N, общей площадью743, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" стр.5; N, общей площадью 706, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" "адрес".
Спорные нежилые здания расположены в пределах земельных участков с кадастровыми номерами: N, предоставленных административному истцу на основании договора аренды NМ-02-018398 от ДД.ММ.ГГГГ для целей эксплуатации станции технического обслуживания (площадью 3824 кв.м.) и автосалона (площадью 118 кв.м.).
Из материалов дел следует, что на 1 января 2022 года установлена связь нежилых зданий с кадастровыми номерами N с земельным участком с кадастровым номером N; нежилых зданий с кадастровыми номерами N с земельным участком с кадастровым номером N.
По состоянию на 1 января 2022 года указанные земельные участки имели вид разрешенного использования - "эксплуатации станции технического обслуживания (площадью 3824 кв.м) и автосалона (площадью 118кв.м)".
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для включения зданий в Перечень на 2022 год являлся вид разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности включения спорных зданий в Перечень по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в соответствии с одним из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, поскольку спорные объекты расположены на двух земельных участках, имеющих смешанные виды разрешенного использования, которые не в полной мере соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а представленные акты Госинспекции от 28 апреля 2018 года NN 9021656/ОФИ, 9021655/ОФИ, 9021654/ОФИ в целях установления обстоятельств фактического использования зданий, площадь которых составляет менее 1000 кв.м, не может иметь правового значения. Кроме того, в данных актах указано, что торговая деятельность в зданиях не осуществляется (площадь помещений, отнесенных к торговле составляет 0 кв.м), в связи с чем данные акты Госинспекции не подтверждают, что земельный участок используется в соответствии с той частью вида разрешенного использования, которая предусматривает использование "под автосалон площадью 118 кв.м", то есть под размещение объекта торговли.
С решением суда первой инстанции в части удовлетворения требований административного истца о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", с 1 января 2022 года в части пункта 6952 приложения 1 (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) согласился и суд апелляционной инстанции.
Однако апелляционная инстанция не согласилась с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца в остальной части. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в данной части, исходил из ошибочности выводов суда первой инстанции, основанных на неправильном применении и толковании норм материального права.
Судебная коллегия, оценив имеющиеся в деле доказательства, акты Госинспекции от 28 апреля 2018 года NN 9021656/ОФИ, 9021655/ОФИ, 9021654/ОФИ 26 июля 2021 года N 91215582/ОФИ, техническую документацию здания, копии договоров аренды, действующих на момент проведения мероприятий по определению фактического использования здания, пришла к выводу, что совокупность представленных сторонами доказательств, касающихся налогового периода 2022 года, позволяет прийти к выводу о том, что фактическое использование собственником здания носило коммерческий характер, использовалось для сдачи помещений в аренду для размещения объектов бытового обслуживания и, следовательно, обоснованно было включено в Перечень N 700-ПП на указанный период.
Так проанализировав положения Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) для целей налогообложения утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, оценив приведенный выше акты Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости, составленные с доступом в здания, судебная коллегия пришла к выводу, что акты составлены уполномоченными должностными лицами Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с соблюдением требований, предъявляемых Порядком N 257-ПП к мероприятиям по определению вида фактического использования в целях выявления видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, к методике определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, а также к оформлению результатов таких мероприятий.
Выводы, изложенные в актах, составленных 28 апреля 2018 года должностными лицами Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, подтверждаются приложенными к ним фототаблицами, поэтажным планом с экспликацией, а также расчетом, содержащим сведения о площади помещений общего пользования, технических помещений, и фактически используемых для бытового обслуживания.
Судом установлено, что в ходе обследования специалистами Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, составившими акты, были выявлены признаки наличия объектов бытового обслуживания в здании, принадлежащем административному истцу, которые зафиксированы фототаблицей
Исходя из анализа норм действующего законодательства, установив указанные обстоятельства, судебная коллегия пришла к обоснованному выводу о том, что в данной части решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда апелляционной инстанции не имеется. Все выводы, приведенные в апелляционном определении суда, исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на иное толкование правовых положений, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судебной коллегии в постановленных судебных актах, сводятся к оспариванию обоснованности выводов судебной коллегии об установленных фактических обстоятельствах, и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Ссылки административного истца на несоответствие Зданий предусмотренным Законом г. Москвы N64 параметрам площади (менее 1000 кв.м.), судебной коллегий отклоняются как несостоятельные, поскольку в данном случае здания включались в Перечень по критерию ВРИ.
Поскольку выводы судебной коллегии об отказе в удовлетворении требований являются верными, нормы материального права применены и истолкованы правильно, а процессуальных нарушений, которые в силу статьи 328 КАС РФ могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено, кассационная инстанция не находит оснований для отмены апелляционного определения, и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Трейдэспо" оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.