Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Жудова Н.В, судей Рахманкиной Е.П, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Евсеевой Ирины Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 21 февраля 2023 года по административному делу по административному иску Евсеевой Ирины Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество и обязании осуществить государственную регистрацию права (дело N 2а-421/2022), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П,
УСТАНОВИЛА:
Евсеева И.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - Управление Росреестра по Смоленской области) о признании незаконным решения (в виде уведомления) Управления Росреестра по Смоленской области от 21 апреля 2022 г. N КУВД 001/2022-14245671/1 о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес", и об обязании осуществить государственную регистрацию права на объект недвижимости, ссылаясь на то, что указанное решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом блокированной застройки является незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 14, 26, 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: на возведение на земельном участке, принадлежащем на праве собственности, жилого дома блокированной застройки и регистрации права собственности на объект недвижимости.
Решением Духовщинского районного суда Смоленской области от 3 ноября 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 21 февраля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 марта 2023 года, заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора купли-продажи от 3 июня 2014 г, Разуваев В.А. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 007 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: "адрес".
7 августа 2014 года администрацией Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Разуваеву В.А. выдано разрешение на строительство индивидуального двухквартирного жилого дома на земельном участке площадью 1 007 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", Печерское сельское поселение, западнее д. Печерск, участок 779, срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.
16 августа 2016 г. администрацией муниципального образования Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области вынесено постановление N 309 об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 1 007 кв.м. с кадастровым номером N, с "для индивидуального жилищного строительства" зона Ж2 на другой вид разрешенного использования "блокированная жилая застройка" зона Ж2 на основании генерального плана и правил землепользования и застройки.
10 апреля 2017 г. между Евсеевой И.Н. и Рузаевым В.А. заключен договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 504 кв.м, расположенного по адресу: "адрес": земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка.
Постановлением администрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 16 февраля 2018 г. N11 земельному участку с кадастровым номером N и расположенному на нем жилому дому блокированного типа присвоен адрес: РФ, "адрес"
6 апреля 2022 г. Евсеева И.Н. обратилась в Промышленный МФЦ - филиал СОГБУ МФЦ в городе Смоленске с заявлением, в котором просила зарегистрировать право собственности на здание, расположенное по адресу: РФ, "адрес", "адрес" предоставив технический план здания от 22 февраля 2022 г, договор купли-продажи от 10 марта 2017 г, подтверждение электронного платежа от 6 апреля 2022 г.
Управлением Росреестра по Смоленской области было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности, о чем указано в уведомлении N КУВД 001/2022-14245671/1 от 21 апреля 2022 г, в качестве оснований для приостановления государственной регистрации было указано, что технический план здания сформирован с нарушением положений ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и п. 20 Приложения 2 Приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", и выявлены разночтения в части объекта. Заявление представлено в отношении здания общей площадью 156, 7 кв.м, расположенное по адресу: РФ, "адрес", однако, с дополнительными документами КУВД-001/2022-16354175 представлен технический план, подготовленный в связи с созданием здания, расположенного по вышеуказанному адресу, блок секция 2.
7 июня 2022 г. Евсеевой И.Н. в Духовщинский МФЦ - филиал СОГБУ МФЦ подано заявление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Для устранения выявленных нарушений Евсеева И.Н. обращалась в администрацию муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области.
Из ответа администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 5 августа 2022 г. следует, что в результате образования земельных участков путем раздела, возводимый объект "индивидуальный жилой дом" расположен с нарушением требований Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем размещение объекта не соответствует градостроительному плану от 12 сентября 2017 г. N RU675180000-5297, которым было установлено место допускаемого размещения проектируемых зданий, сооружений с указанием минимальных отступов от границ земельного участка. Для внесения изменений в разрешение на строительство, в связи с изменением характеристик объекта, Евсеевой И.Н. было предложено обратиться в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, а затем с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство N RU675180000-5297 с указанием перечня необходимых документов (л.д. 38-40).
Из ответа администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 22 сентября 2022 г. следует, что согласно ч.10 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ, информация, указанная в градостроительном плане земельного участка может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение 3 лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается. Согласно ст.57 Градостроительного кодекса РФ, процедура внесения изменений в градостроительный план земельного участка не предусмотрена законодательством. Внести изменения в недействующий градостроительный план N RU675180000-5297 от 12 сентября 2017 г. не представляется возможным. Так же заявителю разъяснены условия выдачи градостроительного плана двух земельных участков.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что на возникшие правоотношения распространяются положения ч. 12 ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" о регистрации права в упрощенном порядке.
Суд апелляционной инстанции с данными суда первой инстанции не согласился, признав их ошибочными, указав, что судом к рассматриваемым правоотношениям ошибочно применены положения ч. 12 ст. 70 Закона о государственной регистрации, поскольку объект недвижимости административного истца - это жилой дом блокированной застройки, который не является ни индивидуальным жилым домом, ни садовым домом, на которые распространяет свое действие положение вышеуказанной статьи. Поскольку административным истцом были представлены не все документы, а именно, не было представлено разрешение на строительство здания, проектная документация и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, государственный регистратор обоснованно приостановил государственную регистрацию на основании ст. 26 Закона о государственной регистрации, что не было принято во внимание судом первой инстанции.
Кроме того, вопреки позиции суда первой инстанции, для строительства домов блокированной застройки требуется получение разрешения на строительство. Строительство или реконструкция домов блокированной застройки осуществляется по общим правилам, предусмотренным Градостроительным Кодексом РФ. Упрощенный порядок осуществления строительства или реконструкции, предусмотренный для жилых или садовых домов, а также осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав в отношении домов блокированной настройки не распространяются.
Судом апелляционной инстанции установлено, что какие-либо работы по перепланировке, переустройству или реконструкции указанного выше жилого дома не производились, то есть он изначально был возведен как объект блокированной жилой застройки без получения в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство указанного объекта недвижимости, а также в соответствии с требованиями ст. 55 Градостроительного кодекса разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Вступившим в силу 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен разрешительный порядок строительства индивидуального жилого дома на уведомительную процедуру.
При этом в соответствии со статьей 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (ч. 1); которое подлежит проверке на соответствие установленным параметрам и допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (ч. 10).
Завершение строительства или реконструкции индивидуального жилого дома или садового дома оформляется в процедуре, предусмотренной частью 3 статьи 55 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ).
Одновременно названным Федеральным законом введено в Градостроительный кодекс РФ понятие объекта индивидуального жилищного строительства, под которым понимается отдельно стоящее здание с характеристиками, указанными в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.
Таким образом, уведомительная процедура подлежит применению исключительно к строительству и реконструкции отдельно стоящих объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.
При этом в силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ (в ред. от 28 февраля 2018 г. N 36-ФЗ) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе, для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В отношении иных объектов градостроительной деятельности подлежит применению общий порядок строительства и реконструкции, регламентированный, в частности статьями 51, 55 ГрК РФ.
К таким объектам, в частности, относятся и жилые дома блокированной застройки, которые действительно представляют собой вид объектов капитального строительства, отличный от индивидуальных жилых и садовых домов (подпункты 1, 2 части 2, часть 6 статьи 35, подпункты 1, 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ), к которым применяется общий порядок, установленный статьями 51, 55 ГрК РФ и для постановки на учет и государственной регистрации права которых требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Суд, установив на основании исследованных доказательств, что объект недвижимого имущества по адресу: "адрес" "адрес" относится к объектам блокированной жилой застройки, заявителем не представлен необходимый пакет документов для проведения регистрации права собственности на дом блокированной застройки, пришел к обоснованному выводу, что указанные в оспариваемом уведомлении основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении спорного объекта нашли свое подтверждение в рамках рассмотрения настоящего дела, и оснований полагать ошибочными указанные выводы судов судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку выводы судебной коллегии об отказе в удовлетворении требований являются верными, нормы материального права применены и истолкованы правильно, а процессуальных нарушений, которые в силу статьи 328 КАС РФ могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено, кассационная инстанция не находит оснований для отмены апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, решения суда по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Евсеевой Ирины Николаевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.