Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В, судей Репиной Е.В, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Кузнецова Дениса Андреевича по доверенности ФИО2 на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Кузнецова Дениса Андреевича к военному комиссариату по г. Тутаеву, Тутаевскому и Большесельскому районам Ярославской области, Тутаевскому муниципальному образованию в лице главы Тутаевского муниципального района Ярославской области, главе Тутаевского муниципального района Ярославской области, призывной комиссии Ярославской области по мобилизации, призывной комиссии Тутаевского муниципального района Ярославской области по мобилизации, военному комиссариату Ярославской области, Тутаевскому межрайонному прокурору Ярославской области о признании незаконным решения о призыве на военную службу.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу по мобилизации и обязать административного ответчика направить его на медицинское освидетельствование для определения категории годности его к военной службе.
В обоснование ссылался на то, что в ДД.ММ.ГГГГ году он был признан ограниченно годным к военной службе ввиду заболевания органов пищеварения, ему определена категория годности к военной службе " "данные изъяты"". ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов Д.А. вызван по повестке в Военный комиссариат по городу Тутаеву, Большесельскому и Тутаевскому районам, где было проведено его медицинское освидетельствование, по результатам которого призывная комиссия вынесла заключение о призыве его на военную службу по мобилизации, он направлен на сборный пункт. Его жалобы на состояние здоровья проигнорированы. С указанным решением Кузнецов Д.А. не согласен, считает его незаконным, нарушающим его права.
Решением Тутаевского городского суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 28 марта 2023 года, представителем административного истца Кузнецова Д.А. ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель прокуратуры Ярославской области ФИО6 в судебном заседании суда кассационной инстанции возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебной коллегией не установлено.
Разрешая настоящий спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что решение о призыве по мобилизации от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным органом - призывной комиссией по мобилизации Тутаевского муниципального района Ярославской области, в пределах ее компетенции, с соблюдением установленного порядка и сроков; на момент призыва сведений об ухудшении состояния здоровья не представлено, в связи с чем оснований для изменения категории годности не имелось. Оснований для предоставления отсрочки от призыва по мобилизации не установлено.
Оснований не согласиться с выводами судов судебная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Как следует из материалов дела, Кузнецов Д.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате по городу Тутаеву, Большесельскому и Тутаевскому районам Ярославской области.
ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии Кузнецов Д.А. признан ограниченно годным к военной службе, ему присвоена категория " "данные изъяты"". От призыва на военную службу в мирное время Кузнецов Д.А. освобожден на основании подп. "а" п.1 ст. 23, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Согласно п.1 ст. 53 данного Федерального закона он зачислен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
В силу статьи 17 указанного выше Федерального закона N 31-ФЗ призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, в том числе признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев (статья 18 Федерального закона N31-Ф3).
Статьей 20 Федерального закона N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" предусмотрены нормативные основы организация призыва на военную службу по мобилизации.
Согласно части 4 указанной статьи порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации.
Такое Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 852 призыв граждан по мобилизации - комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени.
Призыв граждан по мобилизации включает: оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации; явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); документальное оформление призыва граждан по мобилизации.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 852 призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Проанализировав порядок создания призывной комиссии требования к ее составу указанные в положении Положение, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852, суды пришли к обоснованным выводам, что призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляет Призывная комиссия Тутаевского муниципального района Ярославской области по мобилизации граждан; Губернатор Ярославской области обязан обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в количестве и в сроки, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации, что следует из пункта 8 Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
Административным истцом оспариваются действия призывной комиссии по мобилизации о призыве его на военную службу и определения годности к военной службе по состоянию здоровья. При этом истец ссылается на наличие у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы.
Необходимость и порядок прохождения медицинского освидетельствования лицами, призывающимися на военные сборы, определяется положениями Постановления Правительства РФ от 04 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
В силу пункта 70 данного Постановления граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Организация освидетельствования граждан при призыве на военные сборы по линии Вооруженных Сил осуществляется военными комиссариатами и военными комиссариатами муниципальных образований (пункт 75).
При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе (пункт 1.2 ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ).
Исходя из вышеприведенных норм права, граждане, пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе.
Таким образом, для предоставления отсрочки от мобилизационного призыва на военную службу по состоянию здоровья, гражданин, прошедший военную службу и имеющий установленную категорию годности, должен заявить об имеющихся изменениях в состоянии своего здоровья, предъявить соответствующие документы, а также изъявить желание пройти освидетельствование для уточнения заболевания, после чего такой гражданин должен быть направлен военным комиссариатом в соответствующие медицинские организации на обследование.
В карточке учета в отношении административного истца имеется информация о проведении медицинского освидетельствования в ДД.ММ.ГГГГ году, которым административный истец признан ограниченно годным к военной службе и установлена категория " "данные изъяты"".
Кузнецов Д.А. был оповещен о необходимости явки ДД.ММ.ГГГГ на заседание Призывной комиссии Тутаевского муниципального района по мобилизации, вместе с тем во время заседания призывной комиссии медицинских документов не представил, каких-либо жалоб на состояние здоровья не предъявлял. При проведении медицинского осмотра отклонений в здоровье не выявлено. Данные обстоятельства помимо письменного заключения, подтверждены также показаниями врача- "данные изъяты" ФИО7, допрошенного судом в качестве свидетеля, который суду показал, что за последние ДД.ММ.ГГГГ лет Кузнецов Д.А. за медицинской помощью не обращался, при проведении медицинского освидетельствования жалоб на здоровье не предъявлял.
Ссылки Кузнецова Д.А. на наличие заболевания, препятствующего прохождению военной службы, обоснованно отклонены судами, поскольку представленные в административном деле медицинские документы, характеризующие текущее состояние здоровья административного истца, датированы ДД.ММ.ГГГГ г. Предыдущее обращение ФИО1 к врачам по поводу заболевания "данные изъяты" датировано ДД.ММ.ГГГГ года и после этого за медицинской помощью он не обращался.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, фактически сводятся переоценке установленных судами обстоятельств, и на правильность выводов судов не влияют.
Разрешая заявленные требования, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу.
Нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тутаевского городского суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Кузнецова Дениса Андреевича по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 16 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.