судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО3, судей ФИО1, ФИО2, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК N УФСИН России по "адрес", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес", ФСИН России об устранении нарушений законодательства в области санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, пожарной безопасности
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N)
по кассационной жалобе УФСИН России по "адрес", ФСИН России на решение Рыбинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в редакции определения того же суда об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО3, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В, полагавшей, что судебные постановления являются законными и обоснованными и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежат, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ярославский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском о возложении обязанности на ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства в области санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, пожарной безопасности в ФКУ ИК-2 УФСИН России по "адрес".
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Ярославской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-2 УФСИН России по "адрес" в результате проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки выявлены существенные нарушения требований законодательства в сфере соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, а также пожарной безопасности.
Решением Рыбинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в редакции определения того же суда об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Исковые требования Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N УФСИН России по "адрес" в течение 6-ти месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу:
-произвести ремонтные работы по оштукатуриванию и покраске стен и потолка б помещениях, на лестничных маршах и в коридорах отрядов N, 6, 7, 8, в комнатах для умывания и туалетах отрядов N, 6, а также в палате для осужденных отбывающих наказание в запираемых помещениях;
-произвести ремонт тепловых сетей исправительного учреждения общей протяженностью 0, 40 км путем смены отдельных участков пришедших в негодность трубопроводов системы отопления и полной замены тепловой изоляции.
Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N УФСИН России по "адрес" в течение 6-ти месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу, в соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", части 3 статьи 4, части 2 статьи 52, статьи 83, статьи 84, части 1 статьи 89, части 6 статьи 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЭ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N:
провести в исправное состояние систему пожарной сигнализации в зданиях отрядов N, 6, 9. административном штабе и в здании участка колонии-поселения, оборудовать системами пожарной сигнализации, оповещения и управления, эвакуацией людей при пожаре здания гаражных боксов на территории участка колонии- поселения, здание экспериментального цеха и здания котельных, оборудовать двери лестничных клеток 1-го, 2-го, 3-го этажей здания участка колонии-поселения (левое крыло) приспособлением для самозакрывания и уплотнения в притворах, обеспечить открывание двери эвакуационного выхода, ведущей из помещения лестничной клетки 1-го этажа здания участка колонии-поселения (левое крыло) в тамбур эвакуационного выхода, а также двери эвакуационного выхода, ведущей из поэтажного коридора 2-го этажа здания участка колонии-поселения (правое крыло) по направлению выхода из здания, обеспечить на путях эвакуации (общий коридор 2-го этажа здания участка колонии - поселения, общий коридор 1-го этажа административного здания в отсеке помещений для длительных и краткосрочных свиданий) применение материалов для покрытия пола с установленными показателями пожарной опасности, обеспечить здание гаражных боксов на территории участка колонии-поселения, здание экспериментального цеха и здания котельных по нормам первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), оборудовать здание гаражных боксов и здание котельной на территории участка колонии-поселения необходимым количеством пожарных щитов, подвергнуть обработке стропила и обрешетку в зданиях отрядов N, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, участка колонии-поселения, ШИЗО/ПКТ огнезащитными составами не ниже 2 группы огнезащитной эффективности в соответствии с требованиями ГОСТ 53292, либо выполнить их конструктивную огнезащиту, не способствующую скрытому распространению огня, обеспечить систему пожарной сигнализации на объектах защиты средствами дублирования подачи светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемноконтрольное устройство
на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, оборудовать здания отрядов N, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, участка колонии-поселения, ШИЗО/ПКТ, медицинской части, столовой, административного здания эвакуационным освещением на путях эвакуации, находящимся в круглосуточном режиме работы или автоматически включающимся при прекращении электропитания рабочего освещения, организовать проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах, а также проведение проверок внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в части водоотдачи.
Возложить обязанность на УФСИН России по "адрес", ФСИН России обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства администрацией ФКУ ИК-12 УФСИН России по "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ данное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и апелляционным определением, представитель УФСИН России по ЯО и ФСИН России обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене как незаконных и необоснованных. Просит принять по делу новое решение об отказе прокурору в иске. Заявитель жалобы указывает на отсутствие у истца права вмешиваться в хозяйственную деятельность ФСИН и принимать решение о распределении бюджетных денежных средств. В настоящее время все бюджетные денежные средства распределены, возможности исполнения решения в предоставленный судом срок не имеется. Исправительное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем УФСИН России по ЯО и ФСИН России являются ненадлежащими ответчиками.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела представители ФКУ ИК N УФСИН России по "адрес", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес", ФСИН России, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было.
Как установлено судом и следует из обжалуемых судебных постановлений, ФКУ ИК N УФСИН России по "адрес" является учреждением уголовно-исправительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы для осужденных, которым назначен строгий вид режима. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказания.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний и осуществляет в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств (п. 4 Положения об Управлении).
Ярославской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-2 УФСИН России по "адрес" выявлены нарушения требований законодательства в области санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, в сфере пожарной безопасности.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено: жилые помещения, где размещены осужденные, и места общего пользования, не в полной мере отвечают санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям, в том числе на стенах имеются множественные следы от протекания атмосферных осадков, многочисленные признаки поражения плесенью, следы отслоения штукатурного и лакокрасочного покрытия, сколы плитки, провалы в полу и дыры в стенах и потолке, не налажена работа системы отопления, что приводит к нарушению температурного режима в помещениях.
Кроме того, установлено не исправное состояние системы пожарной сигнализации в зданиях отрядов N, 6, 9, административном штабе и в здании участка колонии-поселения; не оборудованы системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания гаражных боксов на территории участка колонии-поселения, здание экспериментального цеха и здания котельных; двери лестничных клеток 1-го, 2-го, 3-го этажей здания участка колонии-поселения (левое крыло) не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнения в притворах; не обеспечено открывание двери эвакуационного выхода, ведущей из помещения лестничной клетки 1 -го этажа здания участка колонии-поселения (левое крыло) в тамбур эвакуационного выхода, а также двери эвакуационного выхода, ведущей из поэтажного коридора 2-го этажа здания участка колонии-поселения (правое крыло) по направлению выхода из здания; на путях эвакуации (общий коридор 2-го этажа здания участка колонии-поселения, общий коридор 1-го этажа административного здания в отсеке помещений для длительных и краткосрочных свиданий) не применены материалы для покрытия пола с установленными показателями пожарной опасности; здание гаражных боксов на территории участка колонии-поселения, здание экспериментального цеха и здания котельных не обеспечены по нормам первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); здание гаражных боксов и здание котельной на территории участка колонии-поселения не оборудованы необходимым количеством пожарных щитов; отсутствует обработка стропил и обрешетки в зданиях отрядов N, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, участка колонии-поселения, ШИЗО/ПКТ огнезащитными составами не ниже 2 группы огнезащитной эффективности в соответствии с требованиями ГОСТ 53292, либо их конструктивная огнезащита, не способствующая скрытому распространению огня; система пожарной сигнализации на объектах защиты не обеспечена средствами дублирования подачи светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное
устройство на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; здания отрядов N, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, участка колонии-поселения, ШИЗО/ПКТ, медицинской части, столовой, административного здания не оборудованы эвакуационным освещением на путях эвакуации, находящимся в круглосуточном режиме работы или автоматически включающимся при прекращении электропитания рабочего освещения; не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах, а также проведение проверок внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в части водоотдачи.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" и пришли к выводу о возложении обязанности по финансированию санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических, противопожарных мероприятий как на главного распорядителя бюджетных средств, так и на его территориальный орган в "адрес" по устранению нарушений требований законодательства ФКУ ИК-2 УФСИН России по "адрес".
Изучение материалов дела показывает, что выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы ФСИН России и УФСИН России по "адрес" о том, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по "адрес" является самостоятельным учреждением, несущим ответственность по своим обязательствам, истец не может вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность ФСИН, отсутствуют финансовые средства, позволяющие устранить выявленные недостатки, были предметом анализа суда апелляционной инстанции и отклонены с приведением мотивов, оснований для несогласия с которыми не имеется. Выводы суда апелляционной инстанции по аналогичным доводам являются исчерпывающими, в дополнительной правовой аргументации не нуждаются.
С учетом предусмотренной статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", специфики финансирования и ответственности ведомственного казенного учреждения суды правильно исходили из того, что собственником имущества учреждения, допустившего нарушения, для устранения которых требуется дополнительное к уже утвержденной бюджетной смете финансирование, является Российская Федерация. Названное публичное образование в соответствующей сфере действует посредством главного распорядителя ФСИН России - учредителя казенного учреждения и распорядителей (УФСИН России по "адрес").
Доводы кассатора по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию установленных судом обстоятельств, основанных на оценке представленных в дело доказательств.
Между тем, изменение оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
В случае наличия объективных причин, препятствующих исполнению решения в установленный судом срок, лица, участвующие в деле, не лишены возможности воспользоваться правовым механизмом, предусмотренным ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на стадии исполнения.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности не вызывают, а доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рыбинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в редакции определения того же суда об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по "адрес", ФСИН России - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.