Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Анатийчук О.М, судей Никулинской Н.Ф. и Куденко И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения "адрес" о признании распоряжения незаконным, обязании включить в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по кассационной жалобе государственного бюджетного учреждения "адрес" "Ресурсный центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО13, объяснения представителя государственного бюджетного учреждения "адрес" "Ресурсный центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие" ФИО6, представителя Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" ФИО8, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения "адрес" о признании распоряжения незаконным, обязании включить ее в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование заявленных требований указала, что она относится к числу детей - сирот, достигших возраста 23 лет, на основании заявления ее опекуна с ДД.ММ.ГГГГ она включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, однако жилым помещением обеспечена не была.
В августе 2016 года она переехала па постоянное место жительства в "адрес", в мае 2020 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", однако распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении ее заявления об исключении из списка "адрес" и включении в список "адрес" в связи с изменением места жительства.
ФИО1 считала незаконным отказ в удовлетворении ее заявления. Полагала, что как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, но не обеспеченное жилым помещением, в связи со сменой места жительства приобрела право на однократное обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда и на включение в соответствующий список "адрес".
С учетом изложенного истец просила суд признать незаконным распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-Р "Об отказе во включении ФИО1 в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений" и обязать Департамент груда и социальной защиты населения "адрес" включить ее в соответствующий список.
Решением Басманного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения "адрес" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Басманного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято по делу новое решение, которым иск удовлетворен. Суд признал распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-Р незаконным. Также суд признал за ФИО1 право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда "адрес" для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений и обязал Департамент труда и социальной защиты населения "адрес" включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда "адрес".
В кассационной жалобе представитель государственного бюджетного учреждения "адрес" "Ресурсный центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие" ФИО6 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставив в силе решение Басманного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции представитель государственного бюджетного учреждения "адрес" "Ресурсный центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие" ФИО7 жалобу поддержала, представитель Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" ФИО8 поддержала позицию заявителя жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в п. ФИО2 "адрес", ее одинокая мать ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р опекуном ФИО1, зарегистрированной по месту жительства по адресу: "адрес", назначена ФИО10, также проживающая по указанному адресу.
На основании заявления опекуна ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N-п ФИО1 включена в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Жилое помещение за ребенком - сиротой закреплено не было, у нее отсутствуют зарегистрированные права на какие-либо жилые помещения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию Кувандыского городского округа об исключении ее из этого списка в связи с достижением 18-летнего возраста и окончанием срока опеки.
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зачислена на обучение по очной форме за счет бюджетных средств в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский технологический университет" Институт комплексной безопасности и специального приборостроения с плановой датой окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1, обращаясь в суд с иском, ссылалась на то, что с августа 2016 г. изменила место жительства, постоянно проживает в городе Москве, а ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности ФИО11 и ФИО12
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения "адрес" с заявлением о включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с изменением места жительства по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-Р ей было отказано во включении в соответствующий список "адрес".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для обеспечения ФИО1 специализированным жилым помещением в "адрес", поскольку "адрес" не являлся местом жительства ее и ее попечителя на момент достижения совершеннолетия, а также ввиду отсутствия иных обстоятельств, с которыми подпункты 1 - 3 статьи 13 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" связывают право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд также учел, что за ФИО1 сохраняется право на обеспечение специализированным жилым помещением в "адрес", где она состоит на учете, а ее добровольный выезд в другой регион Российской Федерации после достижения 18-летего возраста не влияет на реализацию данного права.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении иска, судебная коллегия суда апелляционной инстанции указала, что обеспечение детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, достигших возраста 23 лет, жилым помещением производится с учетом места жительства таких лиц. Поскольку ФИО1 проживает в городе Москве, зарегистрирована по месту жительства в городе Москве, у Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" не имелось оснований для отказа ФИО1 во включения ее в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
В кассационной жалобе представитель государственного бюджетного учреждения "адрес" "Ресурсный центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие" выражает несогласие с выводами суда о том, что изменение места жительства истца после достижения ею совершеннолетия влечет право на обеспечение специализированным жилым помещением по новому месту жительства в городе Москве. Указывает, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением на территории "адрес" возникла у органов исполнительной власти "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, в "адрес" истец прибыла после достижения возраста 18 лет в августе 2016 года, место жительства в городе Москве появилось у нее в 2020 году в возрасте 22 лет. Поскольку истец родилась в "адрес", опека над ней установлена в "адрес", там же она проживала до совершеннолетия и была поставлена на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда, необходимые условия для постановки ее на соответствующий жилищный учет в городе Москве отсутствуют.
Оснований для отмены принятого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 статьи 8 указанного федерального закона порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 8).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (пункт 1 Правил).
Федеральный закон N 159-ФЗ сохраняет за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, достигшие возраста 23 лет), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 данного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).
Как следует из содержания пункта 1 Правил, они распространяются и на указанных лиц.
Положению подпункта 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, закрепляющему, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка при включении их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства, соответствует пункт 20 Правил, устанавливающий, что дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, исключаются из списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ о поддержке детей-сирот.
Из анализа приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Правила соответствуют статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ в части обеспечения лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Доводы заявителя жалобы о том, что на основании Правил истец лишена права на подачу заявления об исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и о включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку такое право за ней закреплено в Федеральном законе N 159-ФЗ и в соответствии с этим законом в пункте 20 Правил.
Пункт 23 Правил регулирует процедуру подачи заявления, уточняя при этом, что при наличии полной дееспособности и достижения возраста 18 лет с заявлением дети-сироты и лица из числа детей-сирот вправе обратиться с заявлением самостоятельно.
В числе оснований, по которым уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решения об отказе в исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и во включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, установленных пунктом 35 Правил, такое основание, как достижение ребенком-сиротой или ребенком из числа детей-сирот определенного возраста, отсутствует.
Также не влечет отмену оспариваемого апелляционного определения ссылка заявителя жалобы на отсутствие оснований для принятия на учет ФИО1 на основании Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Поскольку спорный вопрос урегулирован федеральным законодательством, при разрешении спора суд апелляционной инстанции верно руководствовался нормами Федерального закона N 159-ФЗ.
Также не влечет отмену апелляционного определения и довод жалобы о том, что суд апелляционной инстанции разрешилтребование, не заявленное истцом, - о признании права на однократное предоставление жилого помещения, поскольку решение суда не противоречит содержанию исковых требований, сводящихся к признанию за ФИО1 такого права и в связи с этим - признанию оспариваемого распоряжения незаконным и возложению на ответчика обязанности включить ФИО1 в соответствующий список.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения "адрес" "Ресурсный центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.