Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего Удова Б.В.
судей фио, фио
при помощнике Апсове А.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционному представлению заместителя военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона фио
на решение Пресненского районного суда адрес от 08 декабря 2022 года, которым постановлено:
- в иске Военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести комплекс землеустроительных мероприятий по установлению на местности границ земельного участка военного городка, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 42 военной прокуратуры гарнизона, действуя в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести комплекс землеустроительных мероприятий по установлению на местности границ земельного участка военного городка N 5В площадью 110 000 кв.м, с кадастровым номером 50:10:0371110:0115 (статус: ранее учтенный) с адресным ориентиром: адрес сведения о границах.
Требования мотивированы тем, что 42 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка в войсковой части 51858 требований законодательства государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны.
Установлено, что на балансовом учете ФГКУ территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и передаточного акта от ФГКЭУ "192 КЭЧ адрес от 26.08.2011 находится объект имущества - земельный участок площадью 110 000 кв.м, с кадастровым номером 50:10:0371110:0115 с адресным ориентиром: адрес.
На указанном земельном участке дислоцировано подразделение войсковой части 51858 (3 радиолокационная рота 1 радиотехнического батальона, военный городок N 5В).
Проведенной ранее 42 военной прокуратурой гарнизона проверкой установлено, что границы земельного участка военного городка N 5В с кадастровым номером 50:10:0371110:0115 (статус: ранее учтенный), расположенного вблизи адрес, в соответствии с действующим законодательством не установлены, в связи с чем сведения в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
По результатам проверки военным прокурором гарнизона в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", начальнику ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, при этом нарушения законодательства не устранены.
Таким образом, ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации и подчиненным Управлением обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания и надлежащего оформления принадлежащего ему объекта недвижимого имущества, влечет нарушение законодательства Российской Федерации, а также создает предпосылки к незаконному вовлечению (отчуждению) земель обороны в хозяйственный оборот со стороны муниципальных органов власти, организаций, физических лиц ввиду отсутствия границ и правоустанавливающих документов на землю.
(далее - земельный участок).
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал в полном объеме исковые требования.
Представитель ответчика Минобороны РФ в судебное заседание явился, предоставил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, в нем изложенным. В отзыве указано, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета, Министерство обороны владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания исходя из доступного финансирования; указанный в иске земельный участок включен в перечень земельных участков, в отношении которых необходимо провести кадастровые работы в 2023-2024 годах (л.д.59-62).
Представитель третьего лица ФГБУ "ЦТУИО" Минобороны России, Департамента военного имущества МО РФ в судебное заседание не явились, извещены, с ходатайством об отложении не обращались, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит истец военный прокурор 42 военной прокуратуры гарнизона по доводам, изложенным в апелляционном представлении, утверждая, что суд неправильно установилюридически значимые обстоятельства по делу, неверно применил нормы материального права, настаивает на том, что ответчик распоряжается финансами как главный распорядитель, пользуется имуществом и обязан организовать проведение кадастровых работ.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца по доверенности фио, представителя ответчика по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся участников процесса, извещенных о дне и времени слушания, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя по содержанию принадлежащего ему имущества.
На основании ч. 1 ст. 60 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащего ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 42 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка в войсковой части 51858 требований законодательства государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны.
Установлено, что на балансовом учете ФГКУ территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и передаточного акта от ФГКЭУ "192 КЭЧ адрес от 26.08.2011 находится объект имущества - земельный участок площадью 110 000 кв.м, с кадастровым номером 50:10:0371110:0115 с адресным ориентиром: адрес.
На указанном земельном участке дислоцировано подразделение войсковой части 51858 (3 радиолокационная рота 1 радиотехнического батальона, военный городок N 5В).
Проведенной ранее 42 военной прокуратурой гарнизона проверкой установлено, что границы земельного участка военного городка N 5В с кадастровым номером 50:10:0371110:0115 (статус: ранее учтенный), расположенного вблизи адрес, в соответствии с действующим законодательством не установлены, в связи с чем сведения в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Вместе с тем, из письма ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России от 15 марта 2022 г. N 141/1/2444нс следует, что адрес площадью 110 000 кв.м, расположенный по адресу адрес будет включен в перечень первоочередных земельных участков, кадастровые работы в отношении которых необходимо провести в 2022-2023 г.
По сведениям Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент военного имущества), адрес включен в перечень земельных участков, в отношении которых необходимо провести кадастровые работы в 2023-2024 годах.
Федеральным законом от 13 июня 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) не установлена обязанность правообладателя земельного участка обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельного участка и внесение таких сведений в ЕГРН.
В силу положений частей 4.1 и 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
Из приведенных норм материального права следует, что землеустройство, кадастровые работы и государственный кадастровый учет в отношении земельных участков осуществляется на основании заявления собственника либо пользователя земельного участка в пределах их компетенции.
Технический и государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", признаются юридически действительными и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Таким образом, в законодательстве не содержится положений об обязанности правообладателей уточнять границы ранее учтенных земельных участков.
При этом сроки проведения кадастровых (межевых) работ в отношении земельных участков, имеющих статус ранее учтенных, законодательством также не предусмотрены.
При рассмотрении иска суд также учитывал, что довод прокурора о наличии ущерба Российской Федерации ничем не подтвержден. Требование прокурора основано исключительно на том обстоятельстве, что в отношении спорного земельного участка необходимо провести кадастровые работы, однако данный факт сам по себе не указывает на наличие ущерба Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований суд не усмотрел ввиду отсутствия надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение прав неопределенного круга лиц и существование как возможности, так и обязанности для Министерства обороны выполнить такие требования.
Коллегия с выводами суда об отказе в удовлетворении иска согласна, поскольку они сделаны на основании правильно установленных юридически значимых обстоятельств по делу, при верном применении норм материального права.
Доводы апелляционного представления фактически повторяют позицию прокурора, изложенную в иске, сводятся к утверждениям о необходимости провести кадастровые работы и обязанности собственника из организовать. Между тем данные аргументы выводы решения об отказе в иске не опровергают. Ответчик сообщил суду, что намерен выполнить кадастровые работы, однако для этого необходимо финансирование, которое в настоящее время на указанные цели бюджетом не предусмотрено. Прокурор, требуя от Министерства обороны выполнения заявленных действий, ставит вопрос о первоочередном выделении денежных средств на данные цели при том, что каких-либо мотивов скорейшего выполнения конкретных работ прокурор не привел.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обстоятельства, имеющие юридическое значение, установлены с достаточной полнотой, оснований к отмене решения суда, в том числе по доводам, изложенным в апелляционном представлении, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 08 декабря 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.