Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего Удова Б.В, судей фио, фио, при помощнике судьи Апсове А.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда адрес от 21 ноября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио, Максимовой П.В, Максимовой Н.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних фио, фио, к ДГИ адрес о признании незаконным распоряжения, исключения из расчета, включении в учетное дело несовершеннолетнего, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Максимов В.А, Максимова П.В, Максимова Н.В, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних фио, фио обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным и отмене распоряжения N 21889 от 27.04.2021 "О снятии с жилищного учета"; исключении из расчета имущественной обеспеченности семьи дохода фио; исключении из учетного дела фио; включении в учетное дело несовершеннолетнего фио 2017 г.р.; возложении на Департамент городского имущества адрес обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи фио в составе Максимовой Н.В, Максимовой П.В, фио, фио
В обоснование заявленных требований истцы указали, что фио, фио, Максимова П.В, фио в количестве 5 человек, зарегистрированы и проживают по договору социального найма в жилом помещении по адресу: адрес, в квартире, состоящей из двух смежных комнат, общей площадью 44.5 кв.м, жилой 28 кв.м, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении Распоряжением N 459-104 Департамента жилищной политики и жилищного фонда адрес от 11.01.2013. 16.11.2017 в семье родился фио, который был зарегистрирован по месту жительства и внесен в договор социального найма 02.05.2018 дополнительным соглашением N 5915-01-2009-0000158-2. Оспариваемым распоряжением семья фио снята с жилищного учета по причине имущественной обеспеченности, которая составила сумма При этом адрес адрес не принято во внимание и не включен в учетное дело член семьи фио - фио паспортные данные, кроме того фио 1997 г.р. фактически не проживает в указанном жилом помещении с 2019г, совместного хозяйства не ведет, коммунальные услуги не оплачивает, имеет другую семью, фактически сохранив за собой только право регистрации.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены о дате слушания дела надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя по доверенности фио, которая уточненные исковые требования поддержала, просила учесть, что фио паспортные данные проживает в Германии.
Представитель ответчика ДГИ адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, представила письменные возражения на иск, в которых в удовлетворении исковых требований возражала по доводам, изложенным в возражениях.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, ГБУ МФЦ адрес в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит истец Максимов В.А. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, указывая, что документы о включении в учетное дело фио были отклонены сотрудниками ГБУ МФЦ; повторяя высказанную в суде первой инстанции позицию о выезде фио из спорной квартиры.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о дне и времени слушания, и находит решение суда законным и обоснованным, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
При вынесении оспариваемого решения суд верно руководствовался положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации об основаниях и порядке предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации право на предоставление жилого помещения по договору социального найма имеют малоимущие граждане, признанные по установленным вышеуказанным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок признания граждан малоимущими в целях признания их нуждающимися в жилых помещениях определен Законом адрес от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (далее - Закон N 7). Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП "О мерах по реализации Закона адрес "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" определена методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей адрес малоимущими.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 7 малоимущими гражданами признаются жители адрес, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона N 7 в редакции Закона адрес от 28.12.2016 N 55 общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, либо является нанимателем по договору социального найма.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Максимов Владимир Анатольевич 1966 г.р. в составе семьи из 6 человек (он, Максимова Н.В. 1976 г.р, фио 1997 г.р, Максимова П.В. 2004 г.р, фио 2012 г.р, фио 2017 г.р.) зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, на основании договора социального найма от 02.04.2009 N 5915-01-2009-0000158, занимают двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 45, 3 кв. м.
Максимов В.А, Максимова Н.В, фио, Максимова П.В, фио состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2012 года, учетное дело N 59-01-959310-2012-0005.0.
Стоимость общей площади жилого помещения, которое необходимо приобрести семье истца для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, составляет сумма
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 27.04.2022 N 21889 "О снятии с жилищного учета" фио, Максимова Н.В, фио, Максимова П.В, фио сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях по адресу: адрес, в связи с утратой оснований для получения жилого помещения по договору социального найма (безвозмездного пользования), в связи с тем, что имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости жилого помещения, необходимого семье.
Расчет имущественной обеспеченности семьи заявителя был произведен Департаментом городского имущества адрес следующим образом. Стоимость имущества, находящегося в собственности семьи истца и подлежащего налогообложению - сумма (стоимость автомобиля, находящегося в собственности у фио); сумма дохода за расчетный период - сумма; имущественная обеспеченность семьи истца за расчетный период составляет сумма, что больше стоимости общей площади жилого помещения, которое необходимо приобрести для обеспечения по норме предоставления на одного человека.
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона N 7 в редакции Закона адрес от 28.12.2016 N 55 общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, либо является нанимателем по договору социального найма.
Пл.необх. (Числ.чл.сем. адрес чел.) Пл.соб.сем. =(6х18)-45, 3=62, 7, где: Числ.чл.сем. -число членов семьи 6 человек, включая фио 2017 г.р.; Пл.чел. норма предоставления (18 кв. м согласно ст. 20 Закона N 29); Пл.соб.сем. общая площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых члены семьи обладают правом собственности, либо являются нанимателями по договору социального найма и для Вашей семьи соответствуют площади занимаемого жилого помещения - 45, 3 кв. м.
К членам семьи относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда (ч.2 ст.1 Закона N 29).
Стоимость обшей площади жилого помещения, которое необходимо семье для обеспечения по норме предоставления, устанавливается по формуле: Ст.пл.ж. Пл.необх. адрес кв. м =62, 7 х сумма.= сумма, где: Пл.необх. -общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления, рассчитанная выше = 62.7 кв. м. : Ц1кв.м-цена, устанавливаемая для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность, которая составляет сумма Указанная цена соответствует средней рыночной стоимости одного квадратного метра обшей площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий, утвержденной Межведомственной комиссией по определению величины средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилою помещения для определения размера субсидий.
Имущественная обеспеченность определяется как денежное выражение доходов семьи (за два полных календарных года, предшествующих году подачи заявления о признании малоимущими) и стоимость имущества. Имущественная обеспеченность (С) определяется по формуле: С Дох.сем. +И где: Дох.сем. - денежное выражение дохода всех членов семьи; И - стоимость имущества семьи, подлежащего налогообложению. Денежное выражение дохода всех членов семьи определяется по формуле: Дох.сем.(Дсем.сов./Тдох.-Числ.чл.сем. адресмин.) х Т=(5 055 995.50/24-6х18714) х 240)= сумма, где Дсем.сов.- сумма совокупного дохода всех членов семьи за два календарных года. Доходы семьи истцов за период 2020 -2021 годы составили сумма, а именно: сумма- заработная плата, 13 896, 03 доход (заработная плата) Максимовой Н.В.; сумма- доход (заработная плата) фио; сумма -доход (заработная плата + социальные выплаты) Максимовой П.В.; сумма- доход (социальные выплаты) фио; сумма доход (социальные выплаты) фио
Тдох. -период, за который учитываются доходы членов семьи, претендующих на признание их малоимущими (в месяцах), равный 24; Числ. Чл.сем, число членов семьи составляет 6 человек; Пр.мин. величина прожиточного минимума в расчете на душу населения, утвержденного постановлением Правительства Москвы, действующего на дату обращения с заявлением о признании малоимущими, которая составляет сумма (на дату вынесения распоряжения).
Т- расчетный период (в месяцах) принимается равным 240 (20 лет) и может быть изменен Правительством Москвы в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма жителей адрес.
Совокупный доход семьи устанавливается за два полных календарных года, предшествующих году подачи заявления о признании малоимущими либо принятия решения о подтверждении нахождения граждан на жилищном учете. Доходы каждого члена семьи учитываются после вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стоимость имущества семьи, подлежащего налогообложению (И), определяется путем суммирования стоимости отдельных видов имущества, принадлежащего членам семьи на праве собственности и подлежащего налогообложению, стоимость имеющегося в собственности имущества составила сумма, что соответствовало стоимости имеющегося автомобиля. Стоимость транспортных средств, принадлежащих членам семьи на праве собственности, определяется на основании данных о средней рыночной стоимости транспортного средства соответствующей модели и года выпуска, содержащихся в открытых источниках данных (средствах массовой информации, периодических печатных изданиях, пек тронных источниках информации и прочих).
Для признания жителей адрес малоимущими сравнивается стоимость общей площади жилою помещения, необходимого семье, и имущественная обеспеченность. Если стоимость общей площади жилого помещения, необходимого семье, больше имущественной обеспеченности, выносится решение о признании заявителей малоимущими, если меньше или равна выносится решение об отказе в признании заявителей малоимущими.
Из представленных и изученных судом документов, в том числе сведений о доходах физических лиц по справкам 2-НДФЛ, справок о получении пособий следует, что за указанный период доход семьи фио составил сумма, таким образом имущественная обеспеченность семьи фио составляет больше стоимости общей площади жилого помещения, которое необходимо приобрести для обеспечения по норме предоставления на одного человека.
Довод истцов о том, что фио 1997 г.р. выбыл из квартиры по адресу: адрес, проживает в другой стране, не ведет совместного хозяйства с остальными членами семьи, в связи с чем его доход не должен учитываться, отклонен судом первой инстанции, поскольку в силу закона адрес Москвы обязан учесть доходы фио при расчете имущественной обеспеченности.
Согласно п. 5.1 Постановления Правительства Москвы от 09.09.2008 N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" Внесение изменений в учетные дела граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. либо признанных малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г, осуществляется в соответствии с Законом адрес от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг адрес Департаментом городского имущества адрес в сфере жилищных отношений" и настоящим Порядком в случаях: 5.1.1. Включения в учетное дело несовершеннолетних детей на основании заявлений их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей), состоящих на жилищном учете и проживающих с несовершеннолетними детьми в одном жилом помещении. 5.1.2. Включения в учетное дело граждан, состоящих на жилищном учете по предыдущему месту жительства в адрес, на основании заявлений граждан, состоящих на жилищном учете по адресу регистрации. 5.1.3. Исключения из учетного дела отдельных членов семьи, состоящих на жилищном учете совместно с заявителем, в случае утраты ими оснований состоять на жилищном учете. 5.1.4. Исключения из учетного дела граждан на основании личного заявления о снятии с жилищного учета. 5.1.5. Снятия всей семьи с жилищного учета или с учета нуждающихся в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Оснований для исключения из учетного дела гражданина в судебном порядке в отсутствие его личного заявления законом не предусмотрено.
Уведомлением ДГИ адрес от 30.05.2022 N ДГИ-ЭГР-24403/22-1 в ответ на обращение фио от 05.05.2022 N 3235704 по вопросу снятия с жилищного учета разъяснено, что семья истца не признана малоимущей и утратила основания для получения жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 5.2. Постановления Правительства Москвы от 09.09.2008 N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" прием и рассмотрение заявлений законных представителей (родителей, опекунов, попечителей) несовершеннолетних детей о принятии несовершеннолетних детей на жилищный учет осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг адрес Департаментом городского имущества адрес в сфере жилищных отношений". С заявлением о принятии на жилищный учет несовершеннолетних детей обращаются их законные представители (родители, опекуны, попечители), состоящие на жилищном учете и проживающие в одном жилом помещении с несовершеннолетними детьми. Принятие на жилищный учет несовершеннолетних детей осуществляется на основании решения Департамента городского имущества адрес, в том числе на основании решения Департамента городского имущества адрес о предоставлении семье жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. При принятии на жилищный учет несовершеннолетних детей новое учетное дело не формируется и несовершеннолетние дети включаются в учетное дело их представителей, состоящих на жилищном учете. При включении в учетное дело несовершеннолетних детей дата принятия рассматриваемой семьи на жилищный учет не изменяется.
Заявлений от законного представителя фио 2017 г.р. по вопросу включения в состав граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в рамках предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса(заявления) о внесении изменений в учетное дело" не поступало.
Поскольку сторона истца не представила, а судом не добыта иная имущественная обеспеченность заявителя, необходимого семье для признания малоимущим в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оспариваемое распоряжение Департамента городского имущества адрес от 27.04.2022 N 21889 признано обоснованным, вынесенным с соблюдением требований закона, поскольку семья фио не признана малоимущей с целью подтверждения оснований для дальнейшего пребывания на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования).
Расчет имущественной обеспеченности заявителя признан судом первой инстанции произведенным ответчиком в соответствии с законом адрес от 25.01.2006 года N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Поскольку имущественная обеспеченность заявителя, в соответствии с вышеуказанным расчетом превышает стоимость общей площади жилого помещения, необходимого семье заявителя, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и предоставленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы об отклонении сотрудниками ГБУ МФЦ документов о включении в учетное дело фио основанием к отмене законного и обоснованного решения суда являться не могут, поскольку заявлений законного представителя несовершеннолетнего по вопросу его включения в состав граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в рамках предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о внесении изменений в учетное дело" не поступало, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы стороны истцов о выезде фио из спорной квартиры являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, обоснованно отклонены, поскольку в силу закона ДГИ адрес обязан учесть доходы фио при расчете имущественной обеспеченности. Также судом первой инстанции верно установлено, что оснований для исключения фио из учетного дела в судебном порядке в отсутствие его личного заявления законом не предусмотрено. Имеющиеся в материалах дела справка Посольства Российской Федеративной Республике Германия о постановке фио в консульском отделе на учет, а также личное заявление фио о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении представлены стороной истцов в ходе рассмотрения дела непосредственно в суд, не ответчику, получены после вынесения ответчиком оспариваемого распоряжения, на его законность, равно как и на законность оспариваемого решения суда не влияют.
Доводы апелляционной жалобы проверены судебной коллегией в полном объеме и отклоняются, поскольку не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом, они направлены на субъективное толкование норм законодательства и на переоценку выводов суда, что не является в силу ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 21 ноября 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.