Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей фио, фио, при секретаре Черных В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Фейгина Марка Захаровича - Сотникова Дмитрия Валерьевича на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 13 июля 2022 года, которым постановлено:
"Отказать Фейгину Марку Захаровичу в удовлетворении требований к Минюсту России о признании действий незаконными",
УСТАНОВИЛА:
Фейгин М.З. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения о включении административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, мотивируя свои требования тем, что 08 апреля 2023 года административным ответчиком принято решение о включении фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, с чем административный истец не согласен, поскольку административный истец не распространяет информацию на адрес, не является средством массовой информации и не работает за денежное вознаграждение на СМИ, кроме того, включение административного истца в указанный реестр незаконно возлагает на фио дополнительные обязанности, чем нарушает права административного истца, гарантированные действующим законодательством.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца фио - фиоВ, представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 13 июля 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, 08 апреля 2022 года Минюстом России принято распоряжение N 414-р о включении фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
12 апреля 2022 года Минюстом России административному истцу направлено уведомление о принятом Минюстом России распоряжении.
При принятии решения Минюстом России учтена информация, поступившая 30 ноября 2021 года из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации, согласно которой Фейгин М.З. является общественным деятелем, юристом, кандидат юридических наук. Является одним из основателей проекта под названием "Список Путина" (https://www.spisok-putina.org, информация о владельце не выявлена).
Фейгин М.З. распространяет/распространял сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Обозреватель" https://www.obozrevatel.com/person/2099.htm;
"Facebook" https://www.facebook.com/mark.feygin.z - около 31 тыс. подписчиков;
"Telegram" https://t.me/MarkFeygin - около 13 тыс. подписчиков;
"Instagram" https://www.instagram.com/mark_feygin - около 5 тыс. подписчиков;
"Twitter" https://twitter.com/feyginmark4 - 107 тыс. подписчиков;
"YouTube" https://www.youtube.com/channel/UCQVtD_N4OeD-9PshBq7NwyQ - 274 тыс. подписчиков.
За период с ноября 2020 года по ноябрь 2021 года выявлены факты распространения Фейгиным М.З. сообщений и материалов иностранных средств массовой информации "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC)", "Телеканал Настоящее время", SIA "Medusa Project", Акционерное общество "РС-Балт", внесенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
1. "О!Пять! Росбалт": журналист и политический деятель фио рассказал о вероятности присоединения Белоруссии к России" (ссылка на ретвит в социальной сети "Twitter" без авторского текста не формируется) (06 ноября 2021 года).
2. "Нуууууу... Молитесь, чтобы всё оставалось, как есть. Как только власть в России сменится, увидите что будет... " (https://twitter.com/ FeyginMark4/status/ 1456227234935623690) (04 ноября 2021 года).
3 "К слову сказать, насчёт того кому принадлежит "Новая газета". Расследование "ПРОЕКТА"" (https://twitter.com/ FeyginMark4/ status/ 1446803121636794368) (09 октября 2021 года).
4. "Да!" (https://twitter.com/ FeyginMark4/status/ 1441392770204196866) (24 сентября 2021 года).
5. Не пропустите завтра на нашем адрес беседу с этим значит террористом" (https://twitter.com/FeyginMark4/status/ 1436103627823738920) (10 сентября 2021 года).
6. "Кукольд потёк... " (https://twitter.com/FeyginMark4/status/ 1435922209827086339) (09 сентября 2021 года).
7. "Почитайте и послушайте, о чем я рассказал программе "Поверх барьеров" на "СВОБОДЕ" о политической адвокатуре, основателем которой я был в России. На мне она началась и со мной она закончилась... " (https://twitter.com/ FeyginMark4/ status/ 1390760745453998084) (07.05.2021).
8. "Мошенник, типичный. Не стоит даже тратить время, там на роже всё написано" (https://www.facebook.com/mark.feygin.z/posts/ 4069204626480599?comment_id=4069285363139192&reply_comment_id=4069320466469015) (24 апреля 2021 года).
9. "Ты посмотри, как они подчищают концы. Скоро и за медсестёр примутся" (https://twitter.com/ FeyginMark4/status/ 1376270343397109763) (28 марта 2021 года).
10. "Как говаривал герой фио в "Тупой ещё тупее": Стоит мне подумать, что уже тупее ты быть не можешь, но ты делаешь нечто такое, что я снова в тебя верю... " (https://twitter.com/ FeyginMark4/status/1374248617704316929) (23 марта 2021 года).
За период с ноября 2020 г. по ноябрь 2021 года выявлены факты участия фио в создании сообщений и материалов иностранных средств массовой информации "Голос Америки", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC)", "Крым.Реалии", Акционерное общество "РС-Балт", выполняющих функции иностранного агента:
1. фио: Зачем Путину марка автомобиля, Рашкин и лось, "крыша" Моргенштерна, зависимость России от Китая/"О!Пять! Росбалт". N 70" (https://www.rosbalt.ru/video/2021/11/06/1929659.html) (06 ноября 2021 года).
2. "Неожиданный поворот в деле фио: сумма за гостайну" (https://www.golosameriki.com/a/ unexpected-turn-in-the-case/ 6297921.html) (03 ноября 2021 года).
3. фио о работе адвокатов в адрес: "Защищаем и доверителей, и себя самих" (https://ru.krymr.com/a/intervyu-emil-kurbedinov-mark-feigin-rabota-advokatov-v-krymu/31531548.html) (27 октября 2021 года).
4. "Профилактика или моральный террор?" (https://www.golosameriki.com/a/prevention-or-moral-terror/6008183. html) (19 августа 2021 года).
5. "Медведчука могут обменять на политузников? - Крымский вечер" (https://ru.krymr.com/a/news-krymsky-vecher-medvedchuk/ 31259555.html) (17 мая 2021 года).
6. "Профессия: защитник" (https://www.svoboda.org/a/ 31239192.html) (07 мая 2021 года).
7. Конституционный кризис в Украине (https://www. svoboda.org/a/ 31183739.html) (06 апреля 2021 года).
Также в Минюст России 27.12.2021 из Федеральной службы по финансовому мониторингу поступила информация о получении Фейгиным М.З. денежных средств от иностранных источников:
- с апреля 2020 года по ноябрь 2020 года 8 операциями от "MY.COM B.V." (Нидерланды) в размере 31, 64 сумма прописью;
- в декабре 2020 года 1 операцией от GOOGLE IRELAND LIMITED (Ирландия) в размере 538, 97 сумма прописью;
- в октябре 2020 года 1 операцией от LIBELLIUM SPOLKA Z OGRANICZONA ODPOWIEDZIALNOSCIA (Польша) в размере 9, 00 сумма прописью;
- в марте 2021 года 1 операцией от фио (Германия) в размере 5, 00 сумма прописью;
- в мае 2020 года 1 операцией от фио (Украина) в размере сумма.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции, у Минюста России имелись основания для принятия такого распоряжения в силу 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", распоряжение не нарушает и не ограничивает права и свободы административного истца.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
При применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.
На основании положений статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" физическое лицо, распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
Физическое лицо, распространяющее сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующее в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.
К указанным лицам могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Информация о таком физическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Министерство юстиции Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержден Приказом Министерство юстиции Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14, 16 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка, уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что административным ответчиком законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, принято оспариваемое заявителем распоряжение о включении физического лица в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, основанием к которому явились установленные в ходе проведения проверочных мероприятий и мониторинга деятельности фио достоверные сведения о распространении материалов изданий, включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также об участии в создании сообщений и материалов иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и полученных им средствах от иностранных источников, содержащие достаточно проверяемых данных об обстоятельствах, указанных в статье 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", сомнения в обоснованности принятого Министерство юстиции Российской Федерации распоряжения отсутствуют.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы административного истца о незаконности решения суда в связи с тем, что представителю административного истца не было предоставлено письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу, не свидетельствует о его недостоверности или недопустимости, указанный документ был исследован судом при рассмотрении настоящего административного дела и признан достоверным доказательством, подтверждающим факт получения административным истцом денежных средств от иностранных источников, оснований не доверять указанным в письме сведениям не имеется, права фио не нарушены.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 13 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 02 мая 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.