Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей адресВ., фио, при секретаре Курочкиной Е.С., рассмотрев по докладу судьи фио в открытом судебном заседании с проведением видео-конференцсвязи административное дело N 2а-584/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 11 мая 2022 года, которым постановлено:
заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФСИН России, выраженное в неприянтии в установленные Федеральным законом N 59-ФЗ сроки окончательного решения по заявлению Дмитриева Андрея Юрьевича о переводе в исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников, проживающих в адрес.
Обязать ФСИН России в течение месяца с момента вступления решения в законную силу принять решение о месте дальнейшего отбывания Дмитриевым Андреем Юрьевичем в исправительном учреждении, расположенном наиболее близко к месту жительства родственников, проживающих в адрес, о чем незамедлительно сообщить суду, Дмитриеву А.Ю.
В остальной части административного иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Дмитриев А.Ю. обратился в суд с иском к ФСИН России о признании незаконными действия в части нарушения положений Федерального закона N 59-ФЗ, взыскании компенсации морального вреда в размере сумма, обязании решить вопрос о месте дальнейшего отбывания наказания в соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В обоснование требований указал на то, что с 2010 г. отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по адрес. Родственники проживают в адрес. Из-за дальности расстояния родственники не могут приехать к нему на свидания, чем причинены нравственные страдания. Истец направил заявление о переводе в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников, но ответа не получил.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 11 мая 2022 года заявленные требования удовлетворены частично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в части отказа во взыскании компенсации морального вреда в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 81 УИК РФ, перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое установлен Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 N 17.
Реализация гражданином права на подачу обращения регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
На основании ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу п. 3 ст. 5, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 158 Приказа ФСИН России от 14.08.2020 N 555 "Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний", работа с обращениями граждан и организаций в ФСИН России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФСИН России.
В силу ст. 161 указанного Регламента, письменные обращения граждан, поступившие в ФСИН России в соответствии с ее компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях директор ФСИН России, заместитель директора ФСИН России, курирующий соответствующее структурное подразделение ФСИН России, либо начальник структурного подразделения ФСИН России, давший соответствующее поручение, вправе продлить срок рассмотрения письменного обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего письменное обращение.
При рассмотрении административного дела судом было установлено, что Дмитриев А.Ю. до ареста проживал в адрес, где также проживают его родственники.
Дмитриев А.Ю. осужден 06.05.2010 Забайкальским краевым судом по ч. 4 ст. 162, ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 167 УК РФ к 18 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
На основании указания ФСИН России от 19.08.2010 Дмитриев А.Ю. направлен в ФКУ ИК-8 УФСИН России по адрес.
Направление осужденных к месту отбывания наказания осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ, осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, в части признания незаконным бездействия ФСИН России, связанного с нарушением срока рассмотрения заявления фио, поскольку ФСИН России не представлено доказательств того, что административному истцу был направлен ответ на его обращение от 12.01.2022.
При этом, суд отказал в удовлетворении требований о компенсации морального вреда в пользу административного истца, полагая, что не представлено доказательств о причинении Дмитриеву А.Ю. нравственных и физических страданий.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального и материального права являются обоснованными, а решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа во взыскании компенсации морального вреда в пользу административного истца, по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Моральный вред компенсируется лишь при подтверждении факта причинения потерпевшему нравственных или физических страданий. Обязанность доказывания, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, лежит на самом потерпевшем.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Судебная коллегия отмечает, что со стороны ФСИН России не представлено доказательств того, что заявление административного истца рассмотрено и ФСИН России принято решение о переводе либо отказе в переводе осужденного в установленный законном срок, в связи с чем, суд первой инстанции признал незаконным бездействие ФСИН России, выраженное в непринятии в установленные Федеральным законом N 59-ФЗ сроки окончательного решения по заявлению Дмитриева Андрея Юрьевича о переводе в исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников, проживающих в адрес.
При таких обстоятельствах, в силу приведенного закона N 59-ФЗ, административный истец имеет право на компенсацию морального вреда.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным взыскать с ФСИН России как главного распорядителя денежных средств в пользу административного истца компенсацию морального вреда в размере сумма, отказав при этом в удовлетворении требований административного истца о взыскании компенсации в большем размере.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что судом не учтены требования закона. Допущенное судом первой инстанции нарушение судебная коллегия признает существенным, что является основанием для отмены решения в части отказа во взыскании компенсации морального вреда и принятии решения о взыскании компенсации морального вреда в сумме сумма.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 11 мая 2022 года отменить в части отказа во взыскании компенсации морального вреда в пользу административного истца.
Принять в данной части новое решение.
Требования Дмитриева А.Ю. о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации (казны) в лице ФСИН России в пользу Дмитриева Андрея Юрьевича компенсацию морального вреда в размере сумма.
В остальной части данных требований - отказать.
В остальной части решение Замоскворецкого районного суда адрес от 11 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.