Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Толмасовой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4554/2023 по административному исковому заявлению ООО "Техносервис" о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Техносервис", уточнив свои требования, обратилось в Арбитражный суд г..Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра", ГБУ "Центр имущественных платежей" с требованиями о признании незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве по включению в перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, формируемый в соответствии со статьей 16 Закона о кадастровой оценке, здания с кадастровым номером 77:09:0005008:1054 в отсутствие на то оснований, предусмотренных статьей 16 Закона о кадастровой оценке, обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке, о признании незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:09:0005008:1054 в размере 5 413 647 076, 00 руб, в отсутствие на то оснований, предусмотренных статьей 16 Закона о кадастровой оценке, обязать ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке, о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:09:0005008:1054 в размере 5 413 647 076, 00 руб, в отсутствие на то оснований, предусмотренных статьей 16 Закона о кадастровой оценке, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить
допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:09:0005008:1054 в размере 5 413 647 076, 00 руб, определенной по состоянию на 12.05.2021, а также включить в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:09:0005008:1054 в размере 2 819 212 000 руб, определенной по состоянию на 01.01.2019 и установленной Решением Московского городского суда от 09.04.2020 и Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 09.07.2020 по делу N За-138/2020.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, привлечены Департамент городского имущества города Москвы, Рычков Кирилл Михайлович.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.05.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.01.2023 N Ф05-30316/2022 по делу N А40-280601/2021, произведена замена Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) на публично-правовую компанию "Роскадастр" (ИНН 7708410783, ОГРН 1227700700633), названные выше судебные постановления отменены, дело N А40-280601/2021 передано по подсудности в Московский городской суд.
В настоящее судебное заседание представитель административного истца не явился о времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представители административных ответчиков ГБУ "Центр имущественных платежей", Управления Росреестра по Москве, ППК "Роскадастр" и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы, возражали по существу требований, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в отзывах.
Заинтересованное лицо Рычков К.М. поддержал представленную в материалы дела собственную правовую позицию, просил административное исковое заявление удовлетворить.
Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что ООО "Техносервис" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0004008:1054, расположенного по адресу: адрес.
По состоянию на 01.01.2018 в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" утверждена кадастровая стоимость здания, принадлежащего административному истцу на праве собственности в размере 5 300 929 493, 07 руб.
Истец, не согласившись с размером кадастровой стоимости здания обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной.
Решением Московского городского суда от 09.04.2020 по делу N 3а-138/2020 кадастровая стоимость нежилого здания, принадлежащего ООО "Техносервис" на праве собственности, определена равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 2 819 212 000 руб.
09.07.2020 указанное решение суда вступило в законную силу.
На основании указанного решения Московского городского суда от 09.04.2020 в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости здания в размере 2 819 212 000, 00 руб. с датой начала применения с 01.01.2019 г.
18.05.2021 в ГБУ "Центр имущественных платежей" из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве поступила информация о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении спорного объекта после 01.01.2019 (об изменении площади с 51 777, 50 кв.м. на 51 921, 40 кв.м.).
На основании поступивших сведений ГБУ "Центр имущественных платежей" осуществлен расчет кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 12.05.2021 в размере 5 413 647 076, 00 руб. и составлен акт об определении кадастровой стоимости от 25.05.2021 N АОКС-77/2021/000108.
26.05.2021 в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости спорного объекта в размере 5 413 647 076, 00 руб, определенной по состоянию на 12.02.2021.
Административный истец полагает, что действия административных ответчиков по осуществлению перерасчета кадастровой стоимости здания являются незаконными и нарушают его права.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 15, частью 7 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или бюджетное учреждение в сроки, определенные Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), направляют соответствующие сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.
При этом, исходя из пункта 6 статьи 8 Федерального закона N 237-ФЗ, под органом регистрации прав понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение ЕГРН, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, в данном случае - Управление.
Пунктом 8.5 части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав публично-правовая компания осуществляет следующие полномочия и оказывает следующие государственные услуги: внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Статьей 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.12.2016 N 41602 полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, наделено Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городской центр имущественных платежей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Как установлено судом выше, письмом от 18.05.2021 N 2.15/0065-ГБУ из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в адрес ГБУ "Центр имущественных платежей" поступила информация о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0004008:1054 после 01.01.2019.
На основании поступивших из ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве сведений ГБУ "Центр имущественных платежей" определило кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0004008:1054 в размере 5 413 647 076, 68 рублей и направило в адрес Управления Росреестра по г. Москве Акт об определении кадастровой стоимости от 25.05.2021 N АОКС-77/2021/000108.
Исходя из положений абзаца 3 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Как следует из материалов дела, после вступления решения Московского городского суда от 09.04.2020 по делу N 3а-138/2020, заявитель обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением об изменение сведений о кадастровом учете в отношении объекта недвижимости.
Об изменении указанной характеристики объекта указывает заявитель в своем заявлении.
Кроме того, в заявлении указано, что помимо площади, изменилось количество этажей объекта с 9 до 13 в связи с использованием, по мнению заявителя, при подготовке технического плана актуальных методик описания объектов недвижимости. Как указывает заявитель, ООО "Техносервис" не проводило перепланировок и иных строительных работ, которые могли бы повлечь данные изменения.
Как следует из материалов дела, административный истец в 2021 году по требованию банка в целях получения кредита, обратился в БТИ для устранения "красных линий" на поэтажных планах объекта недвижимости, то есть фактически для согласования ранее проведенной перепланировки объекта недвижимости.
Истцом также в порядке ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в мае 2021 г. в Управление Росреестра по Москве было направлено заявление о проведении кадастрового учета изменений параметров объекта недвижимости по утвержденной форме с приложением технического плана здания.
При этом, в заключении кадастрового инженера, содержащемся в техническом плане от 11.05.2021, отражена информация о том, что перепланировка объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0004008:1054 была произведена.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что изменение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0004008:1054 связано с изменением его такой характеристики как "площадь": предыдущее значение - 51 777, 5 кв. м; значение по состоянию на 12.05.2021 - 51 921, 40 кв. м.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Ведение ЕГРН, в том числе внесение в него сведений и изменений, осуществляется органом регистрации прав.
Таким образом, при рассмотрении дела N 3а-138/2020, суд исследовал нежилое здание без произведенных перепланировок, поскольку указанные изменения не были зарегистрированы в ЕГРН. Кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на 1 января 2018 года также определена судом без учета произведенных перепланировок.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 г. N 514 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости", регулирующим порядок определения кадастровой стоимости на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае изменения качественных или количественных характеристик объекта недвижимости ограничивался перечень сведений ЕГРН, в связи с изменением которых осуществляется актуализация кадастровой стоимости.
При этом в законодательстве отсутствует понятие "изменение количественных и (или) качественных характеристик" объектов недвижимости.
При этом суд учитывает, как следует из части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате, в том числе перепланировки помещений.
На основании вышеизложенных норм права, суд считает, что внесение в ЕГРН изменений в связи с произведенной перепланировкой, безусловно влечет изменение качественных и количественных характеристик объекта недвижимости, которые влияют на его кадастровую стоимость, в связи с чем, оспариваемые действия ГБУ "Городской центр имущественных платежей" по определению кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 12.05.2021 и действия Управления Росреестра по Москве по внесению в ЕГРН указанной кадастровой стоимости, являются законными, не нарушают права и законные интересы административного истца, не создают препятствий в их реализации.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление ООО "Техносервис" не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 218- 227, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО "Техносервис" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 15 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.