Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Мособлинжстрой" о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 09 марта 2023 г. N 144/23 и обязании исправить допущенные ошибки, -
Установил:
ООО "Мособлинжстрой" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 09 марта 2023г. N 144/23 об отказе в перерасчёте кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0003016:6851, обязании исправить допущенную при определении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0003016:6851 по состоянию на 01 января 2021 года методологическую ошибку в порядке предусмотренном ст. 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", приняв в качестве исходных данных определённую по состоянию на 01 января 2018 года рыночную стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0003016:6851 в размере сумма
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО "Мособлинжстрой" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0003016:6851, кадастровая стоимость которого на 01 января 2021 года составила сумма Административный истец полагает, что в процессе определения кадастровой стоимости нежилого помещения по адресу: адрес и фио, д.26/21, стр.1 была допущена методологическая ошибка. Согласно отчету N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков (категория земель "земли населенных пунктов"), расположенных на территории адрес по состоянию на 01 января 2021 года", а также фонду данных государственной оценки исследуемое нежилое помещение отнесено к оценочной подгруппе 6.1 "Объекты административного и офисного назначения (основная территория)". В предыдущем туре государственной кадастровой оценки на дату определённую 01 января 2018 года кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0003016:6851 была определена в размере сумма и снижена до размера рыночной стоимости, а именно до сумма в рамках судебного спора по делу N 3а-1869/2019, решение Московского городского суда от 01 июля 2019 года. В рамках спора суд установилкадастровую стоимость нежилого помещения в размере рыночной, определенной по результатам судебной экспертизы, выполненной экспертом ООО "Экспертно-правовое бюро".
При проведении государственной кадастровой оценки ГБУ адрес "Центр имущественных платежей" на дату определения 01 января 2021года в отдельную подгруппу 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключения экспертов, выполненных в процессе судопроизводства" выделило объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам предыдущей государственной кадастровой оценки была оспорена в суде либо в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. К данным объектам был избран и применен метод индексации прошлых результатов, который отнесен к одному из методов сравнительного подхода к оценке.
Административный истец 17 февраля 2023г. обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" c заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости рассматриваемого нежилого помещения. Согласно полученным разъяснениям, рассматриваемый объект недвижимости отнесен к подгруппе 6.1 Объекты административного и офисного назначения "основная территория", расчёт кадастровой стоимости осуществлялся методом статистического (регрессионного) моделирования, для группировки объектов недвижимости использовались данные о характеристиках объектов недвижимости, полученные от Росреестра и в иных источниках, в частности, информации о назначении объектов оценки.
ООО "Мособлинжстрой" полагает, что вправе рассчитывать включение вышеуказанного объекта к подгруппе 15.8 и установление кадастровой стоимости методом индексации результата предыдущей кадастровой оценки. Кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2021года должна быть равна сумма (сумма рыночная стоимость, определённая в рамках рассмотрения судебного спора по делу N 3а-1869/2019, + 8, 4 % индекс изменения цен).
Представитель ООО "Мособлинжстрой" фио в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" фио против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Департамента городского имущества адрес фио в суд явился, в удовлетворении требований просил отказать по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Представители Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) установилвнесудебную процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (положения статей 20, 21, 22.1 Закона N 237-ФЗ), в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Пунктами 23 и 24 статьи 21 данного Закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ).
Действующее законодательство о кадастровой оценке связывает понимание кадастровой стоимости с соблюдением методических указаний о государственной кадастровой оценке, в ходе которой формируется соответствующая стоимостная характеристика объекта недвижимости, а также с использованием как рыночной, так и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости для проведения такой оценки.
При этом недостатки государственной кадастровой оценки могут быть устранены, в том числе путем исправления ошибок в порядке статьи 21 Закона N 237-ФЗ, под которыми понимается несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Из указанной нормы следует, что для установления методологической ошибки необходимо наличие следующих условий: нарушение должно влиять на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости, определение кадастровой стоимости должно не соответствовать положениям методических указаний, которые определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Методические указания о государственной кадастровой оценке, действовавшие на дату оценки 01 января 2021 года, утверждены приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В силу пункта 1.3 указанных Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
В рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2.4 Методических указаний).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Мособлинжстрой" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0003016:6851, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.20-24)
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 15 ноября 2021г. N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 01 января 2021г." кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0003016:6851, определена в размере сумма (л.д.18)
Административный истец 17 февраля 2023 года обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости названного нежилого помещения и заявлениеь об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. (л.д.25, 26-28)
09 марта 2023 года ГБУ "Центр имущественных платежей" предоставлены разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости. (л.д.32-35)
Решением ГБУ "Центр имущественных платежей" от 09 марта 2023 года N 144/23 заявителю было отказано в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости. (л.д. 36-37)
Из решения административного ответчика следует, что на основании сведений, включенных в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01 января 2021 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003016:6851 определена с учетом отнесения его к подгруппе 6.1 Объекты административного и офисного назначения "основная территория".
В соответствии с п. 2.4 Методических указаний в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8.6 Методических указаний установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
При принятии решения об использовании иных оценок при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости проводится анализ отчетов об оценке и заключений экспертов на соответствие законодательству об оценочной и экспертной деятельности, а также на соответствие рыночной стоимости уровню рыночных цен на аналогичные объекты недвижимости.
В решении от 09 марта 2023 года отражено, что ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, не выявлено.
Решением Московского городского суда от 01 июля 2019 года по административному делу N 3а-1869/2019 установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0003016:6851, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2018г, в размере сумма (л.д. 14-17)
Апелляционным определением судебной коллегии апелляционной интенции от 18 октября 2019 года по делу N 33а-6547 решение Московского городского суда от 01 июля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Москвы и Департамента городского имущества адрес - без удовлетворения. (л.д.53-55)
Как следует из пояснений административного ответчика и материалов дела, при определении кадастровой стоимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003016:6851 по состоянию на 01 января 2021 года определена путем его отнесения к оценочной группе 6 - "Объекты административного и офисного назначения", подгруппе 6.1 - "Объекты административного и офисного назначения (основная территория)" на основании письма ДЭПР от 05 июля 2018 года N ДПР-20-2/1-521/18.
Описание методологии и процесса оценки приведено в разделе 3.6 тома 3 Отчета N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории адрес, по состоянию на 01.01.2021" (далее - Отчет), и в разделе 3.7.6.1 тома 4 Отчета.
Пунктом 7.2 Методических указаний установлено, что определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов): - метод статистического (регрессионного) моделирования; - метод типового (эталонного) объекта недвижимости; - метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС); - метод индексации прошлых результатов.
Пунктом 7.2.4 Методических рекомендаций предусмотрено, что метод индексации прошлых результатов заключается в индексации значений кадастровой стоимости зданий, сооружений ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки.
Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости, которая была рассчитана с учетом отнесения их к подгруппе 15.8, определялась на основе затратного подхода с использованием метода содержащегося в п.8.6 Методических указаний, а именно - метода, основного на индексации иных оценок и отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства.
Метод индексации прошлых результатов, предусмотренный п.7.2.4 Методических указаний, не применялся.
При принятии решения об использовании иных оценок при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости проводился анализ отчетов об оценке и заключений экспертов на соответствие законодательству об оценочной и экспертной деятельности, а также на соответствие рыночной стоимости уровню рыночных цен на аналогичные объекты недвижимости.
При определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:09:0003016:6851 приято решение о невозможности использования заключения эксперта, выполненного в рамках административного дела N 3а-1869/2019.
Оценив предоставленные доказательства, суд не находит основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным и отмене решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 09 марта 2023г. N 144/23, обязании устранить допущенные нарушения, поскольку из содержания пункта 8.6 Методических указаний при проведении государственной кадастровой оценки для установления кадастровой стоимости следует, что при определении кадастровой стоимости возможно использовать как результаты отчетов об определении рыночной стоимости, так и заключений экспертов, при этом не указано - за какой период, предшествующий проведению очередной кадастровой оценки, могут быть использованы результаты иных оценок.
Положения Методических указаний не содержат требований, обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов, при определении кадастровой стоимости на новый период. Данные положения допускают применение такого метода только в случае невозможности использования иных методов сравнительного подхода для объектов капитального строительства и в случаях предусмотренных п.8.6 Методических указаний.
В таблице 3-43 на странице 161 том 3 отчета указано на отказ от использования доходного и затратного подхода, избран метод статистического (регрессионного) моделирования в рамках сравнительного подхода.
В разделе 3.1.8 Отчета указано обоснование использованных при определении кадастровой стоимости моделей с описанием их структуры, перечислены группы объектов оценки, для которых в рамках оценки не выявлены ограничения в применении сравнительного подхода с использованием достаточной и достоверной статистической информации о продаже объектов недвижимости, аналогичных объектам оценки, в том числе для группы 6 подгруппы 6.1.
Законом о государственной кадастровой оценке закреплено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости представляет собой полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с названным Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 3); государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости (статья 4).
Выбор, как метода оценки, так и результата иной оценки, применяемого при расчете, законодателем предоставлен органу, проводящему соответствующую оценку, что принципов государственной кадастровой оценки не нарушает.
Необходимо отметить, что метод индексации прошлых результатов, предусмотренных пунктом 7.2.4 Методических указаний, используемый в рамках сравнительного подхода, Учреждением при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости административного истца, не применялся.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ административный истец вправе обратиться в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, решение которого по результатам рассмотрения заявления может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, и одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Оспариваемое решение ГБУ "Центр имущественных платежей" от 09 марта 2023 года N 144/23 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав административного истца.
Частью 1 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке установлено, что заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, рассматривают бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости.
В соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке и на основании распоряжения Департамента городского имущества адрес от 29 декабря 2016 года N 41602 "О наделении полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости" адрес Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" проводит оценку кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей государственной кадастровой оценки на территории адрес.
Согласно положениям статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости или об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14); бюджетное учреждение рассматривает заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в течение тридцати календарных дней со дня его поступления (часть 16); бюджетное учреждение информирует заявителя о принятом решении в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения (часть 17); в случае принятия решения об отказе в исправлении ошибок в таком решении должны быть приведены все основания его принятия, в том числе с указанием страниц (разделов) отчета, содержащих информацию о том, что при оценке конкретного объекта недвижимости указанные в заявлении ошибки не были допущены (часть 22).
Из оспариваемого решения следует, что оно принято уполномоченным органом на его принятие с соблюдением установленного срока, в нем указаны основания для принятия, его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявленных требований ООО "Мособлинжстрой" о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 09 марта 2023 г. N 144/23 и обязании исправить допущенные ошибки отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.Е. Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 22 мая 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.