Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "КРИСТЕЛ" о признании незаконными решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 15 февраля 2023 года N 91/23 и N 90/223, обязании исправить допущенные ошибки, -
Установил:
ООО "КРИСТЕЛ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 15 февраля 2023г. N 91/23 об отказе в исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0004004:28, 77:07:0004004:1052, 77:07:0004004:1053 на 01 января 2021 года; о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 15 февраля 2023г. N 90/23 об отказе исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0004004:28 на 01 января 2022 год; обязании исправить допущенную при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года методологические ошибки, предусмотренные ст.21 ФЗ "О государственной кадастровой оценке", приняв в качестве исходных данных определенную по состоянию на 01 января 2018 года рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0004004:1052 в размере сумма, нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0004004:1053 в размере сумма, земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004004:28 в размере сумма; обязании исправить допущенную при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2022 года методологические ошибки, предусмотренные ст.21 ФЗ "О государственной кадастровой оценке", приняв в качестве исходных данных определенную по состоянию на 01 января 2018 года рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004004:28 в размере сумма
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО "КРИСТЕЛ" является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:07:0004004:1052, 77:07:000400461053, кадастровая стоимость которых по состоянию на 01 января 2021 года составляет: нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0004004:1052 - сумма, нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0004004:1053 - сумма
Административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:04:0004004:28, кадастровая стоимость которого на 01 января 2021 года составляет сумма, на 01 января 2022 года составила сумма
ООО "КРИСТЕЛ" полагает, что при определении кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного адрес адрес "Центр имущественных платежей" допущены методологические ошибки.
Согласно отчету N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "Земли населенных пунктов"), расположенных на территории адрес, по состоянию на 01 января 2021 года", а также фонду данных государственной оценки исследуемые нежилые здания отнесены к оценочной подгруппе 4.1 "Объяты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)", земельный участок к оценочной подгруппе 4.1 адрес, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения, за исключением объектов придорожного сервиса (основная территория)".
В предыдущем туре государственной кадастровой оценки на дату определения 01 января 2018 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0004004:1052 определена в размере сумма и снижена до размера рыночной стоимости, а именно до сумма, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0004004:1053 определена в размере сумма и снижена до размера рыночной стоимости, а именно до сумма в рамках судебного спора по делу N 66а-2081/2020, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004004:28 определена в размере сумма и снижена до размера рыночной стоимости, а именно до сумма, в рамках судебного спора по делу N 3а-5092/2019.
В соответствии с отчетом N 1/2022 "Об итогах государственный кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории адрес, по состоянию на 01 января 2022 года", а также фонду данных государственной оценки исследуемый земельный участок отнесен к оценочной подгруппе 4.1 адрес, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения, за исключением объектов придорожного сервиса (основная территория)".
Административный истец 24 января 2023г. обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" c заявлением об исправлении ошибки допущенной при определении кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка на 01 января 2021 года и на 1 января 2022 года.
Административным ответчиком 15 февраля 2023 года вынесены решения об отказе в исправлении ошибки.
ООО "КРИСТЕЛ" полагает, что административный ответчик, осуществив сбор сведений об объектах оценки вместо отнесения нежилых зданий с кадастровым номером 77:07:0004004:1052, 77:07:0004004:1053 к подгруппе 15.8 неверно отнес указанные объекты к группе оценки 4, подгруппе 4.1, а земельный участок с кадастровым номером 77:07:0004004:28 вместо отнесения к подгруппе 13.3 неверно отнес к группе 4, подгруппе 4.1 при проведении государственной кадастровой оценки. ГБУ "Центр имущественных платежей" незаконно отказал в исправлении ошибки, так как не предусмотрено "автоматическое" установление кадастровой стоимости на основании ранее проведенного оспаривания.
Представитель ООО "КРИСТЕЛ" фио в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" фио против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Департамента городского имущества адрес фио в суд явилась, в удовлетворении требований просила отказать по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) установилвнесудебную процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (положения статей 20, 21, 22.1 Закона N 237-ФЗ), в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Пунктами 23 и 24 статьи 21 данного Закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ).
Действующее законодательство о кадастровой оценке связывает понимание кадастровой стоимости с соблюдением методических указаний о государственной кадастровой оценке, в ходе которой формируется соответствующая стоимостная характеристика объекта недвижимости, а также с использованием как рыночной, так и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости для проведения такой оценки.
При этом недостатки государственной кадастровой оценки могут быть устранены, в том числе путем исправления ошибок в порядке статьи 21 Закона N 237-ФЗ, под которыми понимается несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Из указанной нормы следует, что для установления методологической ошибки необходимо наличие следующих условий: нарушение должно влиять на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости, определение кадастровой стоимости должно не соответствовать положениям методических указаний, которые определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Методические указания о государственной кадастровой оценке, действовавшие на дату оценки 01 января 2021 года, утверждены приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Методические указания N 226).
Согласно пункту 1.2 Методических указаний N 226 кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В силу пункта 1.3 указанных Методических указаний N 226 при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
В рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае, если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2.4 Методических указаний N 226).
Методические указания о государственной кадастровой оценке, действовавшие на дату оценки 01 января 2022 года, утверждены приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 августа 2021 года N П/0336. (далее - Методические указания N П/0336).
В соответствии с адрес указаний N П/0336 при определении кадастровой стоимости используется методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально в отношении объектов недвижимости в соответствии с п.49 указаний.
Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной (оказывающей влияние на величину кадастровой стоимости) для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения или наименования объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, должен быть обоснован.
Согласно пунктов 8 и 9 Методических указаний N П/0336 при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости бюджетное учреждение исходит из того, что использование такого объекта недвижимости в соответствии с его разрешенным использованием и назначением или наименованием может быть продолжено без нарушения требований земельного законодательства и законодательства в сфере градостроительной деятельности и позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости. Определение кадастровой стоимости осуществляется на основе единства судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "КРИСТЕЛ" является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:07:0004004:1052; 77:07:0004004:1053, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.35-43)
Согласно договору долгосрочной аренды земельного участка N М-07-010679 от 28 января 1998 года, выписки из ЕГРН административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:07:0004004:28. (л.д.44-47, 115-136)
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 15 ноября 2021г. N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 01 января 2021г." кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0004004:1052, определена в размере сумма, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0004004:1053, определена в размере сумма, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004004:28, определена в размере сумма (л.д.29, 31, 33)
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 03 ноября 2022 года N 64489 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в адрес по состоянию на 01 января 2022г." кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004004:28, определена в размере сумма (л.д.34)
Решением Московского городского суда от 03 декабря 2019 года по административному делу N 3а-5092/2019 по состоянию на 01 января 2018г. установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0004004:1052, в размере сумма; кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0004004:1053, в размере сумма; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004004:28, в размере сумма (л.д.19-22)
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 мая 2020 года по делу N 66а-2081/2020 решение Московского городского суда от 03 декабря 2019 года изменено, установлена по состоянию на 01 января 2018 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0004004:1052 в размере сумма, нежилого здания с кадастровым номером 77:07:00040004:1053 в размере сумма, в остальной части решение оставлено без изменения. (л.д.23-27)
Административный истец 20 декабря 2020 года обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости названных объектов недвижимости. (л.д. 48-51)
10 января 2023 года ГБУ "Центр имущественных платежей" предоставлены разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости. (л.д. 68-97)
ООО "КРИСТЕЛ" 24 января 2023 года направило административному ответчику заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и предоставило пояснительные записки. (л.д. 52-67)
Решениями ГБУ "Центр имущественных платежей" от 15 февраля 2023 года N 90/23 и N 91/23 заявителю было отказано в перерасчете кадастровой стоимости объектов недвижимости. (л.д.98-99, 100-101)
Из решения N 91/23 от 15 февраля 2023 года административного ответчика следует, что на основании сведений, включенных в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01 января 2021 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0004004:28 определена с учетом отнесения его к группе 4 адрес, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения", подгруппе 4.1 адрес, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения, за исключением объектов придорожного сервиса (основная территория)", кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0004004:1052, 77:07:0004004:1053 определена с учетом отнесения их к подгруппе 4 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения", подгруппе 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория).
В соответствии с п. 2.4 Методических указаний N 226 в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8.6 Методических указаний N 226 установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Методическими указаниями не предусмотрено "автоматическое" установление кадастровой стоимости на основании ранее проведенного оспаривания.
При принятии решения об использовании иных оценок при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости проводится анализ отчетов об оценке и заключений экспертов на соответствие законодательству об оценочной и экспертной деятельности, а также на соответствие рыночной стоимости уровню рыночных цен на аналогичные объекты недвижимости.
Как следует из пояснений административного ответчика и материалов дела, описание методологии и процесса оценки по состоянию на 01 января 2021 года приведено в разделе 3.6 том 3 Отчета N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории адрес, по состоянию на 01.01.2021" (далее - Отчет ГКО 2021), и в разделах 3.7.4.1 тома 4 Отчета, 3.9.4.1 тома 5 Отчета ГКО 2021.
Согласно Отчету ГКО 2021 расчет кадастровой стоимости объектов, включенных в подгруппу 4.1, осуществлялся в рамках сравнительного подхода с применением метода статистического (регрессионного) моделирования, который основан на построении статистической модели оценки. Под статистической моделью оценки понимается математическая формула, отображающая связь между зависимой переменной (кадастровая стоимость) и значениями независимых переменных (ценообразующие факторы объектов недвижимости).
Пунктом 7.2 Методических указаний N 226 установлено, что определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов): - метод статистического (регрессивного) моделирования; - метод типового (эталонного) объекта недвижимости; - метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС); - метод индексации прошлых результатов.
Пунктом 7.2.4 Методических рекомендаций N 226 предусмотрено, что метод индексации прошлых результатов заключается в индексации значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки.
Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний N 226.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости, которая была рассчитана с учетом отнесения их к подгруппе 15.8 и 13.3, определялась на основе затратного подхода с использованием метода содержащегося в п.8.6 Методических указаний, а именно - метода, основного на индексации иных оценок и отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства.
Метод индексации прошлых результатов, предусмотренный п.7.2.4 Методических указаний N 226, не применялся.
При принятии решения об использовании иных оценок при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости проводился анализ отчетов об оценке и заключений экспертов на соответствие законодательству об оценочной и экспертной деятельности, а также на соответствие рыночной стоимости уровню рыночных цен на аналогичные объекты недвижимости.
При определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:07:0004004:28, 77:07:000400461052, 77:07:0004004:053 Учреждением принято решение о невозможности использования заключения эксперта, выполненного в рамках административного дела N 3а-5092/2019.
В соответствии с решением от 15 февраля 2023 года N 90/23 административного ответчика на основании сведений, включенных в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01 января 2022 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0004004:28 определена с учетом отнесения его к группе 4 адрес, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения", подгруппе 4.1 адрес, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения, за исключением объектов придорожного сервиса (основная территория)". Государственная кадастровая оценка в адрес в 2022 году проведена в соответствии с Методическими указаниями N П/0336.
Описание методологии и процесса оценки по состоянию на 01 января 2022 года приведено в разделе 3.6 тома 3 отчета N 1/2022 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех земельных участков, расположенных на территории адрес, по состоянию на 01 января 2022 года" (далее - Отчет ГКО 2022), и в разделе 3.7.6.1 тома 4 Отчета ГКО 2022.
Согласно Отчету ГКО 2022 расчёт кадастровой стоимости объектов, включенных в подгруппу 4.1, осуществлялся в рамках сравнительного подхода с применение метода статистического (регрессионного) моделирования с использованием типового (эталонного) земельного участка, который основан на построении статистической модели оценки. Под статистической моделью оценки понимается математическая формула, отображающая связь между зависимой переменной (кадастровая стоимость) и значениями независимых переменных (ценообразующие факторы объектов недвижимости).
Согласно адрес указаний N П/0336 в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу адрес указаний N П/0336 установлено, что определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов):
1) метод статистического (регрессионного) моделирования.
2) метод типового (эталонного) объекта недвижимости.
3) метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС).
4) метод индексации прошлых результатов.
Описание метода индексации прошлых результатов представлено в пункте 45.4 Методических указаний N П/0336. Данный метод применяется для объектов недвижимости, по которым не происходило изменение характеристик по отношению к предыдущей государственной кадастровой оценке. Метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки.
Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода, предусмотренных Указаниями, для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 54 Указаний.
Индексы рассчитываются самостоятельно на основании соотношения кадастровых стоимостей, полученных по итогам государственных кадастровых оценок, в порядке приоритета: по подгруппе, группе, в целом по виду объектов недвижимости, а также на основании данных рынка недвижимости.
В соответствии с пунктом 54 Методических указаний N П/0336 в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости допускается использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, подготовленных в ходе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
При определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:07:0004004:28 Учреждением принято решение о невозможности использования заключения эксперта, выполненного в рамках административного дела N 3а-5092/2019.
В решениях от 15 февраля 2023 года отражено, что ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, не выявлено.
Оценив предоставленные доказательства, суд не находит основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным и отмене решений ГБУ "Центр имущественных платежей" от 15 февраля 2023 года N 90/23 и N 91/23, обязании устранить допущенные нарушения, поскольку из содержания пункта 8.6 Методических указаний N 226 и пункта 54 Методических указаний N П/0336 при проведении государственной кадастровой оценки для установления кадастровой стоимости следует, что при определении кадастровой стоимости возможно использовать как результаты отчетов об определении рыночной стоимости, так и заключений экспертов, при этом не указано - за какой период, предшествующий проведению очередной кадастровой оценки, могут быть использованы результаты иных оценок.
Положения Методических указаний N 226 не содержат требований, обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов, при определении кадастровой стоимости на новый период. Данные положения допускают применение такого метода только в случае невозможности использования иных методов сравнительного подхода для объектов капитального строительства и в случаях, предусмотренных п.8.6 Методических указаний N 226.
Также не содержат требований, обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов, при определении кадастровой стоимости на новый период, положения Методических указаний N П/0336. Данный метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода, предусмотренных Указаниями, для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 54 Указаний.
В таблице 3-43 на странице 150 тома 3 Отчета ГКО 2021 указано на отказ от использования доходного и затратного подхода, избран метод статистического (регрессивного) моделирования в рамках сравнительного подхода для подгруппы 4.1 по объектам капитального строительства.
На странице 165 в таблице 3-44 том 3 отчета ГКО 2021 указано на отказ от использования доходного и затратного подходов, избран метод статистического (регрессионного) моделирования с использованием эталонного ЗУ в рамках сравнительного подхода для подгруппы 4.1 по земельным участкам.
В данном разделе отражено, что анализ полноты и качества собранной информации об объектах-аналогах позволяет сделать вывод о том, что количество объектов-аналогов достаточно для построения статистических моделей расчета кадастровой стоимости по объектам недвижимости, предназначенным размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения, за исключением объектов придорожного сервиса.
В таблице 3-8 на странице 57 тома 3 Отчета ГКО 2022 указано на отказ от использовании доходного и затратного подходов и избран метод статистического (регрессионного) моделирования с использованием эталонного ЗУ в рамках сравнительного подхода для подгруппы 4.1.
В разделе 3.1.8 Отчета ГКО 2022 указано обоснование использования при определении кадастровой стоимости моделей с описанием их структуры, перечислены группы объектов оценки, для которых в рамках настоящей оценки не выявлены ограничения в применении сравнительного подхода (метод статистического (регрессионного) моделирования или метод сравнения продаж) с использованием достаточной и достоверной статистической информации о продаже объектов недвижимости, аналогичных объектам оценки, в том числе для группы 4 подгруппы 4.1.
В данном разделе отражено, что анализ полноты и качества собранной информации об объектах-аналогах позволяет сделать вывод о том, что количество объектов-аналогов достаточно для построения статистических моделей расчета кадастровой стоимости по объектам недвижимости сегмента: объекты коммерческого назначения.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости, которая была рассчитана с учетом их отнесения к подгруппе 13.3, определялась на основе затратного подхода с использованием метода, содержащегося в адрес указаний N П/0336, а именно метода, основанного на индексации иных оценок и отчетов об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства.
Метод индексации прошлых результатов, предусмотренный п. 45.4 Методических указаний N П/0336, не применялся.
Законом о государственной кадастровой оценке закреплено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости представляет собой полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с названным Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 3); государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости (статья 4).
Выбор, как метода оценки, так и результата иной оценки, применяемого при расчете, законодателем предоставлен органу, проводящему соответствующую оценку, что принципов государственной кадастровой оценки не нарушает.
Необходимо отметить, что метод индексации прошлых результатов, предусмотренных пунктом 7.2.4 Методических указаний N 226 и пунктом 45.4 Методический указаний N П/0336, Учреждением при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости административного истца, не применялся.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ административный истец вправе обратиться в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, решение которого по результатам рассмотрения заявления может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, и одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Оспариваемые решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 15 февраля 2023 года N 90/23 и N 91/23 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав административного истца.
Частью 1 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке установлено, что заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, рассматривают бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости.
В соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке и на основании распоряжения Департамента городского имущества адрес от 29 декабря 2016 года N 41602 "О наделении полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости" адрес Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" проводит оценку кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей государственной кадастровой оценки на территории адрес.
Согласно положениям статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости или об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14); бюджетное учреждение рассматривает заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в течение тридцати календарных дней со дня его поступления (часть 16); бюджетное учреждение информирует заявителя о принятом решении в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения (часть 17); в случае принятия решения об отказе в исправлении ошибок в таком решении должны быть приведены все основания его принятия, в том числе с указанием страниц (разделов) отчета, содержащих информацию о том, что при оценке конкретного объекта недвижимости указанные в заявлении ошибки не были допущены (часть 22).
Из оспариваемых решений следует, что они приняты уполномоченным органом на его принятие с соблюдением установленного срока, в них указаны основания для принятия, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявленных требований ООО "КРИСТЕЛ" о признании незаконными решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 15 февраля 2023 года N 91/23 и N 90/223, обязании исправить допущенные ошибки отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.Е. Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.