Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Бабажикова Р.О. Хажнагоевой М.А. на постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 18 июля 2022 года, которым гражданин адрес Рахат Оракович, паспортные данные, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации, УСТАНОВИЛ
18 июля 2022 года в отношении гражданина адрес составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Мещанский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В настоящей жалобе защитником поставлен вопрос об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу, так как с момента въезда по настоящее время Бабажиков Р.О. находится на территории Российской Федерации на законных основаниях.
Бабажиков Р.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, обеспечил явку защитника Халмурзаевой К.Н, поддержавшей жалобу. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Бабажикова Р.О.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Халмурзаевой К.Н, исследовав материалы дела об административном правонарушении, усматриваю основания для отмены постановления судьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Срок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно абз.2 п.1 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Бабажикова Р.О. к административной ответственности по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 18 июля 2022 года обстоятельства, согласно которым 18 июля 2022 г. в 09 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, Комсомольская пл, д.3, станция метро "Комсомольская", в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации сотрудниками полиции выявлен гражданин адрес,... паспортные данные, который прибыл в РФ 08 января 2022 года в порядке, не требующем получения визы, однако по истечении установленного срока пребывания 07 апреля 2022 года, уклонился от выезда за пределы Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
В основу вывода о виновности Бабажикова Р.О. в совершении вмененного административного правонарушения судьёй районного суда положены письменные материалы дела, а именно: рапорт сотрудника полиции; протокол ММ N0465888 об административном правонарушении от 18 июля 2022 года; протокол ММ N0242889 об административном задержании от 18 июля 2022 года; объяснения Бабажикова Р.О. от 18 июля 2022 года; сведения из АС ЦБДУИГ, ППО "Территория" в отношении Бабажикова Р.О.; заключение об установлении личности иностранного гражданина и иные материалы дела.
Вместе с тем, при вынесении обжалуемого постановления судьёй не учтено следующее.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Для решения вопроса о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ, необходимо установить, имеются ли законные основания временного проживания (пребывания) иностранного лица на территории Российской Федерации.
Как видно из выписки из АС ЦБДУИГ, Бабажиков Р.О. прибыл на территорию Российской Федерации 08 января 2022 года в порядке, не требующем получения визы, через КПП Домодедово (авиа) с целью "частная".
При въезде в РФ 08 января 2022 года Бабажикову Р.О. выдана миграционная карта N0024981, в которой указано на срок пребывания с 08 января 2022 года по 07 апреля 2022 года.
Вместе с тем, п одпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции от 02 января 2021 года) на период с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 г. включительно было приостановлено течение сроков временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
Впоследствии вышеуказанные сроки неоднократно продлевались (Указы Президента РФ от 15.06.2020 г. N 392, от 23.09.2020 г. N 580, от 15.12.2020 г. N 791) и на основании подп. "а" п.1 Указа Президента РФ N 364 от 15.06.2021 г. "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" были продлены с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введённых Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством.
Во исполнение п.6 Указа Президента РФ N 364 от 15.06.2021 г. "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", распоряжением Правительства РФ от 20.05.2022 г. N 1253-р был утвержден перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (п.1).
Такой перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 20.05.2022 г. N 1253- р. Указанные меры действуют до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством.
Помимо этого, 05.09.2022 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 1253-р дополнено пунктом, устанавливающим, что датой снятия ограничений на международное транспортное сообщение с иностранным государством, не включенными в перечень, является дата вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 N 1267 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", то есть 15 июля 2022г.
Таким образом, граждане иностранных государств (Республики Узбекистан и Республики Таджикистан), ранее не включенных в перечень, и не имеющие оснований для дальнейшего пребывания в Российской Федерации, обязаны выехать за ее пределы до 12 октября 2022 г, то есть срок их временного пребывания считается автоматически продленным до 12 октября 2022 года (90 суток, исчисляя от 15 июля 2022 года).
Граждане иностранных государств, ранее не включенных в перечень к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 1253-р, вправе до 12 октября 2022 года включительно урегулировать свое правовое положение в Российской Федерации либо покинуть территорию Российской Федерации до указанной даты (пп. б) п.2 Указа Президента РФ N 364 от 15.06.2021 г.).
При таких обстоятельствах, в силу подп. "а", "г" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274, подп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. N 364, течение срока временного пребывания Бабажикова Р.О. в Российской Федерации с 08 января 2022 года приостановилось с момента истечения данного срока 07 апреля 2022 года и до момента выявления Бабажикова Р.О. правоохранительными органами 18 июля 2022 года, в связи с чем, в его действиях отсутствует объективная сторона состава вмененного административного правонарушения - уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Данный срок на момент привлечения Бабажикова Р.О. к административной ответственности не истек.
Аналогичная позиция выражена в Постановлении Верховного Суда РФ от 18.03.2022 г. N 78-АД22-5-К3.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 18 июля 2022 года, вынесенное в отношении Бабажикова Р.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 18 июля 2022 года по делу об административном правонарушении по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении гражданина адрес Рахата Ораковича,... паспортные данные, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании 2. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.