Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ПАО "МОЭК" Мефёд А.М. на постановление заместителя начальника Инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N 21-51-Я01-00519/01 от 02 сентября 2021 года, решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 04 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.18 КоАП г.Москвы, в отношении ПАО "МОЭК", УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя начальника Инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N 21-51-Я01-00519/01 от 02 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 04 апреля 2022 года, ПАО "МОЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.18 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ПАО "МОЭК" Мефёд А.М. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы заявитель указывает на невиновность ПАО "МОЭК" в совершении вменённого административного правонарушения, поскольку Общество действовало в условиях крайней необходимости, при возникновении явных признаков аварийной ситуации незамедлительно приступило к ликвидации аварии во избежание обрушения грунта и причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
ПАО "МОЭК" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель, защитник в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых актов.
Частью 2 ст. 8.18 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность за производство земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства без соответствующего ордера или после окончания срока его действия, самовольные строительство, снос, реконструкция или капитальный ремонт зданий, сооружений и коммуникаций, а также нарушение сроков выполнения работ в соответствии с ордером.
В соответствии со ст. 20 Закона г.Москвы от 30.04.2014г. N 18 "О благоустройстве в г.Москве" (далее - Закон о благоустройстве в г.Москве) перечень видов земляных работ и отдельных работ в области благоустройства, для производства которых требуется наличие разрешения на производство земляных работ и отдельных работ в области благоустройства, устанавливается Правительством Москвы. Оформление разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы. Порядок оформления, а также наименование и форма разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Москвы. Оформление данного разрешения осуществляется без взимания платы.
В целях совершенствования порядка проведения земляных работ и отдельных работ в области благоустройства в г.Москве Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015г. N 299-ПП утверждены Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г.Москве (далее Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г.Москве, Правила).
Согласно п. 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г.Москве, если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (далее - ордер (разрешение). Если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве при отсутствии ордера (разрешения), при истечении срока действия ордера (разрешения), с несоблюдением цели проведения работ, указанной в ордере (разрешении), не допускается и является основанием для привлечения к ответственности, установленной законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом административного органа, 06 июля 2021 года в 09:00, по адресу: г. Москва, Симферопольский бульвар, д.29, корп.1, в ходе обследования выявлено, что на указанной территории ПАО "МОЭК" ведутся работы по прокладке инженерных сетей без оформленного в установленном порядке ордера на производство земляных работ, в нарушение п. 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г.Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015г. N299-ПП.
Действия ПАО "МОЭК" квалифицированы по ч.2 ст.8.18 КоАП г.Москвы.
Вопреки доводам жалобы, вина юридического лица в совершении вмененного правонарушения объективно подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении; предписанием об устранении нарушения; рапортом главного инспектора с фотоматериалом; поручением на осуществление мероприятий по контролю и иными материалами.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ПАО "МОЭК" правильно квалифицированы по ч.2 ст.8.18 КоАП г.Москвы, т.к. указанное юридическое лицо допустило нарушение утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г.Москве.
Выводы должностного лица административного органа и судьи о виновности ПАО "МОЭК" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ПАО "МОЭК" приняты все зависящие от него меры по соблюдению п.1.2 Правил проведения земельных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г.Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015г. N 299-ПП.
С учетом изложенного, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях ПАО "МОЭК" состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ПАО "МОЭК" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях юридического лица.
Совокупность исследованных должностным лицом и судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ПАО "МОЭК" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.18 КоАП Москвы.
Положенные в основу обжалуемого постановления должностного лица доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми. Постановление является мотивированным и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Довод жалобы о том, что выполняя работы по прокладке инженерных сетей без оформленного в установленном порядке ордера на производство земляных работ, Общество действовало в условиях крайней необходимости, во избежание последствий обрушения грунта и асфальтового покрытия, выброса пара и горячей воды в связи с повреждением трубопровода, что могло повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, является несостоятельным.
Статьей 2.7 КоАП РФ установлено, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Согласно п. 2.5.12 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 299-ПП, аварийно-восстановительные работы независимо от типа коммуникаций (сооружений) должны выполняться в срок, не превышающий 5 календарных дней, а восстановление благоустройства в местах аварийных разрытий - в течение трех календарных дней после завершения работ по устранению аварии. В случае невозможности ликвидировать аварию и восстановить благоустройство в указанный срок необходимо в установленном порядке оформить ордер (разрешение).
Из материалов дела следует, что аварийно-восстановительные работы на указанном участке теплотрассы проводились филиалом N7 ПАО "МОЭК" на основании аварийной телефонограммы N 05100860 от 01 января 2021 года, а не от 09 июня 2021 года, как указано в жалобе (л.д.50).
Тогда как согласно рапорту инспектора от 07.07.2021 г. N 21-51-Я01-00249, 06 июля 2021 года в 09:00 по указанному адресу ПАО "МОЭК" проводило работы по прокладке инженерных сетей в нарушение п. 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г.Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015г. N299-ПП, без оформленного ордера на производство земляных работ, решением ОАТИ г.Москвы N 21-51831 от 16.06.2021 г. в оформлении ордера (разрешения) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве ПАО "МОЭК" было отказано в связи с несоответствием проекта проведения (производства) работ требованиям, установленным Правительством Москвы.
Таким образом, ПАО "МОЭК" не имело права производить 06 июля 2021 года земляные работы без оформления разрешительной документации (авариной телефонограммы/ордера) при ремонте/реконструкции инженерных коммуникаций, однако не выполнило это требование, надлежащих, достаточных и своевременных мер с целью оформления аварийной телефонограммы или ордера не приняло.
При таких обстоятельствах правонарушение совершено Обществом не в силу крайней необходимости, а вследствие нарушения им п. 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г.Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015г. N299-ПП. Действия ПАО "МОЭК" правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы.
Административное наказание назначено ПАО "МОЭК" должностным лицом с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ПАО "МОЭК" вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ
Постановление заместителя начальника Инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N 21-51-Я01-00519/01 от 02 сентября 2021 года, решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 04 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.18 КоАП г.Москвы, в отношении ПАО "МОЭК", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.